СТАРТЕР СТ-350В для запуска двигателя

  Главная      Учебники - Трактора      Трактор ДТ-75 (устройство и эксплуатация)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  ..  

 

 

 

СТАРТЕР СТ-350В для запуска двигателя

Стартер СТ-350В служит для запуска пускового двигателя. Он представляет собой электродвигатель постоянного тока последовательного возбуждения с питанием от аккумуляторной батареи. Стартер работает по однопроводной схеме, вторым проводом служит масса трактора. Стартер прикреплен к картеру пускового двигателя с помощью кожуха, закрывающего маховик с зубчатым венцом.

Основными частями стартера являются: корпус 3 (рис. 112), якорь 4, передняя 2 и задняя 8 крышки, сцентрированные и прижатые к корпусу стяжными болтами, включатель и механизм привода с муфтой свободного хода.

Внутри к цилиндрическому корпусу прикреплены винтами четыре полюса 11 с катушками возбуждения. Катушки последовательно соединены между собой. Один конец обмотки возбуждения выведен к контактному болту 13 включателя, закрепленному на корпусе, а другой присоединен к одному из изолированных щеткодержателей.

Якорь 4 стартера состоит из вала 1 с напрессованными на него стальными пластинами и коллектором 6. В пазы пакета сердечника уложена обмотка, концы которой соединены с пластинами коллектора.

Вал якоря установлен в крышках стартера и вращается в запрессованных в крышки бронзо-графитовых вкладышах 9, пропитанных жидкой смазкой. От осевого смещения вал удерживается стальными упорными шайбами, установленными в канавки вала.

К задней крышке, расположенной со стороны коллектора, прикреплены четыре щеткодержателя, из которых два изолированы от массы стартера. Изолированные щеткодержатели соединены между собой медной перемычкой и, как указывалось выше, к одному из них присоединен конец обмотки возбуждения.

В каждом щеткодержателе при помощи гибких канатиков закреплены коллекторные щетки марки МГСО. Щетки для плотного прилегания к поверхности коллектора прижимаются специальными ленточными пружинами.

Состояние коллектора и щеток проверяют через окна в корпусе стартера, закрытые снаружи от загрязнения защитной лентой 7 с прокладкой из водонепроницаемого картона.

Включатель смонтирован на штампованной коробке 12, которая прикреплена винтами к корпусу стартера.

Под коробкой положена прокладка для герметизации деталей включателя. На задней наклонной стенке коробки закреплен контактный винт 14 с обращенной внутрь конусной головкой. Контактный винт изолирован от коробки включателя изоляционными шайбами. На внешнем резьбовом конце контактного

винта гайками зажимают наконечник провода от аккумуляторной батареи.

 

 

 

 

 

Рис. 112. Стартер:

1 — вал якоря; 2 — передняя крышка; 3 — корпус; 4 — якорь; 5 — стяжной болт; 6 — коллектор; 7 — защитная лента; 8 — задняя крышка; 9 — вкладыш; 10 — щетка; 11 — полюс; 12 — коробка включателя; 13 — контактный болт; 14—контактный винт;  15 -контактный диск; 16 —пружина включателя; 17 —подвижный шток; 18 — втулка; 19 — колпачок; 20 — рычаг включения; 21 - ось; 22— шайба; 23 — стопорное кольцо; 24 — стакан пружины; 25— шпонка; 26 —буферная пружина; 27 — корпус муфты свободного хода; 28 — цилиндрический ролик; 29 — направляющая втулка; 30 — упорная шайба; 31 — пружина ролика.

 

 

 

 

На передней наклонной стенке коробки включателя смонтирован подвижной контакт, устроенный следующим образом. В отверстие стенки вставлена и развальцована направляющая втулка 18, в которой помещен подвижный шток 17. На нижней тонкой части штока свободно установлен контактный диск 15,изолированный от штока изоляционными прокладками. Для удержания прокладок и диска нижний конец штока развальцовывают.

В верхней части штока имеется центральное резьбовое отверстие с ввернутым в него винтом, к концу которого приклепан колпачок 19.

В дно колпачка упирается цилиндрическая пружина 16, опирающаяся другим концом на поверхность коробки включателя. Пружина отжимает подвижный шток наружу до упора шайбами в нижнюю кромку направляющей втулки. При этом образуется зазор между диском и головками контактных болтов.

Механизм привода с муфтой свободного хода смонтирован на передней части вала якоря и состоит из направляющей втулки 29, упорной шайбы 22, стакана 24, пружины 26,
муфты свободного хода с шестерней привода и рычага 20 включения.

Направляющая втулка 29 привода вращается вместе с валом на шпонке 25 и в то же время может свободно передвигаться вдоль него по продольному шпоночному пазу. На заднем конце втулки проточена канавка, в которую вставлено стопорное кольцо 23 для удержания упорной шайбы и стакана, прижимаемых к стопорному кольцу буферной пружиной 26.

Между упорной шайбой 22 и отбуртовкой штампованного стакана 24 образована цилиндрическая впадина, в которую заведены концы вилки рычага 20 включения. Рычаг включения шарнирно установлен на оси 21, закрепленной в передней крышке 2.

Корпус 27 муфты свободного хода, выполненный заодно с шестерней привода, опирается ступицей на вал якоря и может, вращаясь вокруг вала, перемещаться вдоль него только вместе с направляющей втулкой 29. Внутри корпуса муфты размещены цилиндрические ролики 28, опирающиеся на направляющую втулку 29.

Муфта свободного хода при запуске надежно передает вращение от вала якоря стартера маховику пускового двигателя и не передает вращение в обратном направлении, т. е. автоматически разъединяет вал якоря стартера и маховик двигателя после запуска. Чтобы предотвратить разнос стартера, необходимо отъединить его от пускового двигателя после запуска.

Принцип действий муфты свободного хода заключается в следующем. Цилиндрические ролики муфты располагаются в корпусе в специальных углублениях, которые вместе с цилиндрической поверхностью направляющей втулки образуют клинообразные пазы. Смонтированные в корпусе пружины 31 прижимают ролики к суженным концам паза.

В момент пуска направляющая втулка, вращаясь вместе с валом якоря, увлекает цилиндрические ролики в сторону сужения пазов. Ролики, заклиниваясь между поверхностями корпуса и направляющей втулки, надежно соединяют эти детали и заставляют вращаться их как одно целое.

Когда же двигатель будет запущен, скорость вращения венца маховика превысит скорость вращения якоря стартера и корпус муфты начнет обгонять направляющую втулку. При этом цилиндрические ролики, увлекаемые направляющей втулкой в сторону расширения пазов, сжимают пружины и выходят из сцепления, расклинивая муфту.

При выключенном стартере направляющая втулка с муфтой свободного хода находится в крайнем заднем положении, как показано на рисунке 112. В этом случае шестерня привода не входит в зацепление с венцом маховика пускового двигателя.

Стартер включают в цепь и шестерню привода вводят в зацепление вручную, поворачивая наружный конец рычага 20 включения к коробке включателя. Поворачиваясь вокруг оси центрального отверстия, рычаг включения верхним концом нажимает через винт с колпачком 19 на подвижный шток 17 и, сжимая пружину 16 включателя, вдвигает шток внутрь коробки до тех пор, пока колпачок не упрется в верхнюю кромку неподвижной втулки 18. При этом установленный на подвижном штоке контактный диск 15 прижимается одновременно к конусной головке винта 14, закрепленного на коробке, и к плоской головке болта 13 на корпусе, присоединенного к обмотке возбуждения. Стартер оказывается включенным в цепь аккумуляторной батареи.

Вместе с тем нижним концом рычаг 20 включения, нажимая на штампованный стакан 24, передвигает направляющую втулку 29 с муфтой свободного хода и шестерней привода к венцу маховика двигателя. Если при
этом шестерня привода зубьями натолкнется на зубья венца и не войдет с ним в зацепление, направляющая втулка остановится, а рычаг включения, продолжая передвигать попей стакан с упорной шайбой, сожмет буферную пружину.

В конце поворота рычага включения, как указывалось выше, стартер включается в электрическую цепь и вал якоря начинает проворачиваться, увлекая во вращение и направляющую втулку 29, сцепленную роликами с шестерней привода. Как только зубья шестерни привода окажутся против впадин на венце маховика, буферная пружина, разжимаясь, введет шестерню в зацепление с маховиком и он начнет вращаться. Для облегчения ввода шестерни привода в зацепление торцы ее зубьев закруглены.

После запуска двигателя муфта свободного хода освобождает вал якоря от сцепления с шестерней привода. Если при этом рычаг включения не возвратится через некоторое время в исходное положение, шестерня привода будет свободно вращаться на конце вала якоря.

Муфта свободного хода не рассчитана на длительную работу, поэтому, запустив двигатель, надо немедленно отпустить рычаг включения. Тогда стартер отключается от аккумуляторной батареи, а механизм привода выйдет из сцепления с маховиком двигателя.
 


Техническая характеристика стартера СТ-350В
 

Номинальное напряжение, в............12

Номинальная мощность, л. с............0,5

Ток холостого хода, не более, а ... . 45

Ток при тормозном моменте 0,5 кГм, не более, а..........................230

Напряжение при тормозном моменте

0,5 кГм, не более, в................8,5

Вес стартера, кг....................3,8

Давление на щетки, г........ 925—1275

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  ..