РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОР РР315-ДГ

  Главная      Учебники - Трактора      Трактор ДТ-75 (устройство и эксплуатация)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  .. 

 

 

 

РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОР РР315-ДГ



Реле-регулятор предназначен для автоматического включения аккумуляторной батареи, когда напряжение генератора больше напряжения батареи и выключения ее, когда напряжение генератора меньше напряжения батареи; для поддержания постоянства напряжения генератора и защиты его от перегрузок.

Реле-регулятор состоит из трех электроприборов: регулятора напряжения 4 (рис. 110), ограничителя тока 3 и реле обратного тока 2.
Принципиальная электрическая схема реле-регулятора приведена на рисунке 111.

Приборы, составляющие реле-регулятор, подобны по конструкции. В каждом приборе имеются магнитное ярмо, сердечник электромагнита с обмотками, подвижный якорь с контактом, держатель неподвижного контакта, ограничитель хода подвижного якоря, устройство для натяжения пружины при регулировке прибора.

Все три прибора реле-регулятора установлены на одной изоляционной панели 14 (см. рис. 110). Винтами панель приборов прикреплена к штампованному основанию 7, у которого имеются лапы с отверстиями для крепления реле-регулятора.

Реле-регулятор укреплен на передней стенке кабины. Резкие толчки и тряска смягчаются резиновыми амортизационными кольцами, установленными с двух сторон лап реле-регулятора.

Штампованная крышка 5 защищает реле-регулятор от пыли и повреждений.

Реле обратного тока представляет собой электромагнитный автоматический включатель, установленный между генератором и аккумуляторной батареей.

При работающем на небольших оборотах двигателе, когда напряжение генератора небольшое, контакты реле разомкнуты и генератор отключен от аккумуляторной батареи. По мере увеличения числа оборотов двигателя, а следовательно, и якоря генератора напряжение его возрастает. Когда оно достигает 12—13 в, подвижный якорь реле под действием намагничиваемого сердечника 2 (рис. 111), преодолевая сопротивление пружины, притягивается к неподвижному контакту. В этом случае генератор подключается на нагрузку и подзарядку аккумуляторной батареи.

Когда э. д. с. аккумуляторной батареи становится выше напряжения генератора (уменьшилось число оборотов якоря генератора или двигатель перестал работать), ток от батареи проходит по сериесной обмотке сердечника реле в обратном направлении. Магнитное поле сериесной обмотки, противодействуя полю шунтовой, размагничивает сердечник, пружина вновь оттягивает подвижный якорь, и контакты размыкаются. Аккумуляторная батарея отключается от генератора.

Таким образом, автоматически замыкая и размыкая цепь, реле обратного тока предохраняет аккумуляторную батарею от разряда через генератор, а обмотки и коллектор генератора — от перегрева током аккумуляторной батареи.
 

 

 

 

 

Рис. 110, Реле-регулятор:
1— ограничитель подвижного якоря; 2— реле обратного тока; 3 — ограничитель тока; 4 — регулятор напряжения; 5 — крышка; в—прокладка; 7 основание: 8 — контактный винт
для соединения с массой; 9 — резиновые амортизаторы; 10— контактный винт посезонной регулировки; 11 — пружина подвижного якоря; 12 и 15 — подвижные якоря; 13 — держатели неподвижных контактов; 14— панель.

 

 

 

 

Рис. 111. Электрическая схема реле-регулятора:
1 — реле обратного тока; 2 — электромагнитный сердечник; 3—контакты; 4 — ограничитель тока; 5 — контакты винта посезонной регулировки;. 6- регулятор напряжения; 7 — генератор; 8 — сериесная обмотка; 9—шунтовая обмотка.

 

 

 

 

 

Регулятор напряжения — это электромагнитный, автоматический вибрационный прибор, служащий для поддержания в заданных пределах напряжения генератора при различных оборотах и токе нагрузки генератора.

Принцип действия прибора заключается в том, что он в случае увеличения напряжения генератора выше допустимого периодически включает в его цепь обмотки возбуждения добавочное сопротивление.

Если генератор не работает или работает на нормальном режиме, контакты замкнуты. Магнитный поток обмотки регулятора напряжения мал, и сила притяжения электромагнитного сердечника недостаточна для того, чтобы оттянуть якорь и разомкнуть контакты. Добавочное сопротивление, подключенное параллельно контактам, в это время выключено из цепи возбуждения генератора.

При повышении скорости вращения якоря, когда напряжение генератора превысит напряжение включения реле-регулятора на 0,5 в, сердечник преодолевает сопротивление пружины и, оттягивая подвижный якорь, размыкает контакты.

Добавочное сопротивление в этом случае оказывается включенным в цепь обмотки возбуждения, а это снижает ток возбуждения и напряжение генератора. Тогда уменьшается электромагнитная сила сердечника и пружина притягивает подвижный якорь к контактам, замыкая их. Ток обмотки возбуждения проходит через контакты, и напряжение генератора возрастает. Затем этот процесс пбвторяет-ся: подвижный якорь вибрирует, а ток обмотки возбуждения и напряжение генератора колеблются в допустимых пределах.

Ограничитель тока — прибор по устройству и принципу действия подобен регулятору напряжения и работает только вместе с ним.

На с-ердечнике ограничителя тока намотаны две обмотки: основная намагничивающая (сериесная), включенная последовательно во внешнюю цепь генератора, и вспомогательная (ускоряющая), включенная последовательно с контактами ограничителя тока и регулятора напряжения в цепь возбуждения генератора.
При нормальной величине тока нагрузки генератора контакты ограничителя тока замкнуты, параллельно присоединенное к ним добавочное сопротивление закорочено и ограничитель тока не оказывает влияния на работу генератора. В этом случае работает только регулятор напряжения.

Повышение тока нагрузки сверх допустимого вызывает понижение напряжения генератора, а это приводит к замыканию контактов и прекращению действия ограничителя напряжения. Начинает работать ограничитель тока.

Намагничиваемый сериесной и ускоряющей обмотками, действие которых усиливается повышенным током генератора, сердечник ограничителя тока притягивает подвижный якорь, и контакты размыкаются. В цепь тока возбуждения генератора включается добавочное сопротивление, вследствие чего уменьшается ток в обмотке возбуждения и понижается напряжение генератора. При этом величина тока нагрузки уменьшается и процесс повторяется, причем ускоряющая обмотка, быстро намагничивая и размагничивая сердечник, повышает частоту вибрации подвижного якоря. Ток нагрузки генератора удерживается в пределах 14—16 а.

При уменьшении тока нагрузки ниже 14 а ограничитель тока перестает работать, напряжение генератора повышается и в работу вступает регулятор напряжения.

Когда работает ограничитель тока, бездействует регулятор напряжения и, наоборот, когда действует регулятор напряжения, не работает ограничитель тока.

В реле-регуляторе установлен контактный винт посезонной регулировки 10 (рис. 110), при помощи которого включают дополнительное сопротивление в цепь шунтовой обмотки регулятора напряжения. Для этого при температуре воздуха плюс 5° С и выше винт 10 ввертывают до упора, а при температуре воздуха минус 5° С и ниже его вывертывают до упора. После ввертывания или вывертывания винт оставляют в таком положении в течение всего зимнего или летнего сезона эксплуатации.
Если же наблюдается систематический перезаряд или систематический недозаряд батареи, то независимо от сезона необходимо контактный винт в первом случае ввернуть до упора, а во втором вывернуть до упора.

Техническая характеристика и пределы регулировки реле-регулятора РР315-ДГ в зависимости от времени года приведены в таблице 11.

 

 

 

Таблица 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  ..