В расточках корпуса на бронзовых втулках 17
установлены ведомая 19 и ведущая 18 шестерни. Для уменьшения
величины зазора между торцами шестерен и втулок их разбивают по
размерам на 9 групп и устанавливают в насос детали только одной
группы. Смешивание групп не допускается, так как это приведет к
большой утечке рабочей жидкости и снижению производительности
насоса.
Для предотвращения провертывания на втулках 17 имеются
продольные лыски, которыми они плотно, без зазора, прилегают
одна к другой. Торцы втулок, расположенные со стороны крышки,
находятся под воздействием высокого давления в кольцевой полости
13, которая соединена с нагнетательной полостью насоса. Таким
образом, создается осевой поджим втулок и шестерен к глухой
стенке корпуса, в результате чего обеспечивается при работе
насоса плотное прилегание трущихся торцов деталей и устранение
зазоров, которые могли бы появиться по мере износа торцов.
Торцы втулок и шестерен со стороны глухой стенки корпуса во
избежание противодействия поджиму соединены через осевое
отверстие в ведомой шестерне с полостью низкого давления.
Течь масла из рабочих полостей насоса через неплотности
прилегания крышки и втулок предотвращается резиновой пластиной
15, зажатой крышкой в торцевой канавке корпуса по всему профилю
его расточки. Для изоляции полости высокого давления 13 от
всасывающей полости насоса в корпусе со стороны крышки выполнено
специальное углубление, в которое вставлены металлический и
резиновый 11 вкладыши. Резиновый вкладыш поджимается через
резиновую пластину 15 крышкой 14 и плотно охватывает поверхности
бронзовых втулок и корпуса, исключая пропуск масла.
Выступающий из крышки 14 шлицевой хвостовик ведущей шестерни
уплотнен резиновым каркасным сальником 12, установленным в
расточке крышки. Для разгрузки сальника от давления масла,
проникающего из полости 13, полость между торцом втулки и
сальником через отверстие в крышке соединена с всасывающей
полостью насоса.
Насос приводится во вращение от шестерни 6 привода, которая
находится в постоянном зацеплении с шестерней распределительного
вала двигателя. Шестерня 6 смонтирована на валике 5, вращающемся
в корпусе привода на двух шариковых подшипниках. Валик привода
соединен с хвостовиком ведущей шестерни кулачковой муфтой,
неподвижная часть которой установлена на конце валика привода, а
подвижная — на шлицах хвостовика ведущей шестерни.
При включении кулачковой муфты вращение от валика передается
ведущей шестерне 18 насоса, а от нее — ведомой. Масло,
поступающее во всасывающую полость насоса из бака, захватывается
впадинами зубьев ведомой и ведущей шестерен и увлекается в
нагнетательную полость. Здесь масло выдавливается из впадин
входящими в зацепление зубьями и через угловую муфту 4 и
нагнетательный маслопровод направляется в распределитель.
Расчетная производительность насоса равна 70 л/мин при 1480
об/мин валика привода. Фактическая производительность насоса
из-за утечек рабочей жидкости через зазоры меньше расчетной и
равна 61 л/мин при давлении 100 кГ/см2. Насос включают и
выключают при помощи устройства, состоящего из вилки 9 и валика
8 с шариковым фиксатором, смонтированным в его рычажке. Вилка и
валик соединены при помощи шлиц. Осевое положение валика
фиксируется установочным винтом 10, цилиндрический конец
которого входит в кольцевую проточку валика. Фиксатор установлен
в отверстие рычажка и находится под воздействием пружины,
поджатой сверху резьбовой пробкой 7. Для включения насоса валик
с рычажком при помощи ключа поворачивают в сторону радиатора до
тех пор, пока шарик фиксатора не войдет в ближнюю к радиатору
лунку, расположенную на корпусе привода. Для выключения насоса
валик с рычажком поворачивают в сторону кабины до захода шарика
в противоположную лунку. Следует иметь в виду, что небрежная
фиксация рычажка валика может привести к произвольному
перемещению подвижной половины кулачковой муфты и возникновению
дефектов привода. Если при повороте валика 8 рычажок не
устанавливается в требуемое положение, то причиной этого
является несовпадение кулачков и впадин муфты включения насоса.
Для устранения этого необходимо при помощи рукоятки повернуть
коленчатый вал двигателя на угол 40— 45°, а затем включить муфту
и зафиксировать рычажок валика. Включать и выключать муфту нужно
только при остановленном двигателе. Несоблюдение этого правила
может привести к поломке привода.
|