МАСЛЯНЫЙ НАСОС НШ-46

  Главная      Учебники - Трактора      Трактор ДТ-75 (устройство и эксплуатация)

 поиск по сайту    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..

 

 

 

МАСЛЯНЫЙ НАСОС НШ-46

Масляный насос НШ-46 шестеренчатого типа служит для создания рабочего давления в гидросистеме. Он установлен с правой стороны двигателя на корпусе привода насоса, который прикреплен к картеру распределительных шестерен.

Корпус 16 (рис. 84) насоса представляет собой полую отливку из алюминиевого сплава с двумя внутренними расточками под шестерни. Один торец корпуса глухой, а другой закрыт крышкой 14. На наружной поверхности корпуса сверху и снизу имеются две обработанные площадки с отверстиями, соединяющими их с внутренними полостями корпуса. На верхней площадке установлена угловая муфта 4, в торец которой ввернут штуцер 1. К штуцеру присоединяют нагнетательный маслопровод, соединяющий насос с распределителем. На нижней площадке установлен заборный патрубок 21. В него ввернут штуцер 20 с гладким цилиндрическим концом, на который надевают дюритовый шланг, соединяющий штуцер с заборным маслопроводом и с масляным баком. На обоих торцах угловой муфты и заборного патрубка имеются кольцевые канавки, в которые установлены резиновые уплотнительные кольца 2 и 3, исключающие подтекание масла.

 

 

 

 

 

Рис. 84. Масляный насос:
1— штуцер; 2—3—уплотнительные кольца; 4 — угловая муфта; 5 — валик; 6—шестерня привода; 7—пробка; 8— валик; 9 — вилка; 10 — винт; 11—уплотнительный вкладыш; 12 — самоподжимной каркасный сальник; 13 — полость высокого давления; 14 — крышка; 15 уплотнительная резиновая пластина; 16 — корпус насоса; 17 — бронзовая втулка; 15—ведущая шестерня; 19 —ведомая шестерня; 20 — штуцер; 21 — заборный патрубок.

 

 

 

 

В расточках корпуса на бронзовых втулках 17 установлены ведомая 19 и ведущая 18 шестерни. Для уменьшения величины зазора между торцами шестерен и втулок их разбивают по размерам на 9 групп и устанавливают в насос детали только одной группы. Смешивание групп не допускается, так как это приведет к большой утечке рабочей жидкости и снижению производительности насоса.

Для предотвращения провертывания на втулках 17 имеются продольные лыски, которыми они плотно, без зазора, прилегают одна к другой. Торцы втулок, расположенные со стороны крышки, находятся под воздействием высокого давления в кольцевой полости 13, которая соединена с нагнетательной полостью насоса. Таким образом, создается осевой поджим втулок и шестерен к глухой стенке корпуса, в результате чего обеспечивается при работе насоса плотное прилегание трущихся торцов деталей и устранение зазоров, которые могли бы появиться по мере износа торцов.

Торцы втулок и шестерен со стороны глухой стенки корпуса во избежание противодействия поджиму соединены через осевое отверстие в ведомой шестерне с полостью низкого давления.

Течь масла из рабочих полостей насоса через неплотности прилегания крышки и втулок предотвращается резиновой пластиной 15, зажатой крышкой в торцевой канавке корпуса по всему профилю его расточки. Для изоляции полости высокого давления 13 от всасывающей полости насоса в корпусе со стороны крышки выполнено специальное углубление, в которое вставлены металлический и резиновый 11 вкладыши. Резиновый вкладыш поджимается через резиновую пластину 15 крышкой 14 и плотно охватывает поверхности бронзовых втулок и корпуса, исключая пропуск масла.

Выступающий из крышки 14 шлицевой хвостовик ведущей шестерни уплотнен резиновым каркасным сальником 12, установленным в расточке крышки. Для разгрузки сальника от давления масла, проникающего из полости 13, полость между торцом втулки и сальником через отверстие в крышке соединена с всасывающей полостью насоса.
Насос приводится во вращение от шестерни 6 привода, которая находится в постоянном зацеплении с шестерней распределительного вала двигателя. Шестерня 6 смонтирована на валике 5, вращающемся в корпусе привода на двух шариковых подшипниках. Валик привода соединен с хвостовиком ведущей шестерни кулачковой муфтой, неподвижная часть которой установлена на конце валика привода, а подвижная — на шлицах хвостовика ведущей шестерни.

При включении кулачковой муфты вращение от валика передается ведущей шестерне 18 насоса, а от нее — ведомой. Масло, поступающее во всасывающую полость насоса из бака, захватывается впадинами зубьев ведомой и ведущей шестерен и увлекается в нагнетательную полость. Здесь масло выдавливается из впадин входящими в зацепление зубьями и через угловую муфту 4 и нагнетательный маслопровод направляется в распределитель. Расчетная производительность насоса равна 70 л/мин при 1480 об/мин валика привода. Фактическая производительность насоса из-за утечек рабочей жидкости через зазоры меньше расчетной и равна 61 л/мин при давлении 100 кГ/см2. Насос включают и выключают при помощи устройства, состоящего из вилки 9 и валика 8 с шариковым фиксатором, смонтированным в его рычажке. Вилка и валик соединены при помощи шлиц. Осевое положение валика фиксируется установочным винтом 10, цилиндрический конец которого входит в кольцевую проточку валика. Фиксатор установлен в отверстие рычажка и находится под воздействием пружины, поджатой сверху резьбовой пробкой 7. Для включения насоса валик с рычажком при помощи ключа поворачивают в сторону радиатора до тех пор, пока шарик фиксатора не войдет в ближнюю к радиатору лунку, расположенную на корпусе привода. Для выключения насоса валик с рычажком поворачивают в сторону кабины до захода шарика в противоположную лунку. Следует иметь в виду, что небрежная фиксация рычажка валика может привести к произвольному перемещению подвижной половины кулачковой муфты и возникновению дефектов привода. Если при повороте валика 8 рычажок не устанавливается в требуемое положение, то причиной этого является несовпадение кулачков и впадин муфты включения насоса. Для устранения этого необходимо при помощи рукоятки повернуть коленчатый вал двигателя на угол 40— 45°, а затем включить муфту и зафиксировать рычажок валика. Включать и выключать муфту нужно только при остановленном двигателе. Несоблюдение этого правила может привести к поломке привода.

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..