НАПРАВЛЯЮЩЕЕ КОЛЕСО И НАТЯЖНОЙ МЕХАНИЗМ ТРАКТОРА ДТ-75

  Главная      Учебники - Трактора      Трактор ДТ-75 (устройство и эксплуатация)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

 

 

НАПРАВЛЯЮЩЕЕ КОЛЕСО И НАТЯЖНОЙ МЕХАНИЗМ ТРАКТОРА ДТ-75



Направляющее колесо служит для изменения направления движения сбегающей ветви гусеницы, а также для обеспечения нормального натяжения всей гусеничной цепи.

Установлено направляющее колесо в передней части трактора на двух конических роликовых подшипниках 18 (рис. 79) и 19, напрессованных на нижний конец коленчатой оси
2. Другой, верхний конец коленчатой оси вставлен в ступенчатое отверстие с закаленными втулками опоры 4 коленчатой оси, вваренной в лонжерон и усиливающую косынку рамы.
 

 

 

Рис. 79. Направляющее колесо:
1 — направляющее колесо: 2—коленчатая ось; 3 —козырек; 4 — опора коленчатой оси: 5 — масленка; в и 23 - упорные шайбы: 7 — прокладки; 8— стопорное кольцо; 9 — уплотнительное резиновое кольцо; 10 — корпус уплотнения; 1 — колпак; 12 — чехол; 13 — нажимная шайба; 14—пружина уплотнения; 15 — уплотнительное малое кольцо; 16— уплотнительное кольцо; 17 — дистанционная втулка; 18 и 19 — конические роликоподшипники; 20 — коническая пробка; 21 — замковая шайба; 22 — гайка; 24 — крышка.

 

 

 

Направляющее колесо представляет собой цельную стальную отливку с раздвоенным ободом. Для облегчения колеса и предохранения его от залипания грязью на ободе и диске сделаны большие окна, окантованные для прочности по контуру невысокими ребрами. На спицах колеса имеются высокие продольные ребра, придающие ему необходимую жесткость.

Ступица направляющего колеса имеет гладкую сквозную расточку с канавкой под пружинное стопорное кольцо 8. В расточку ступицы до упора в стопорное кольцо запрессованы верхние кольца конических роликоподшипников. Кольцо подшипника 19, расположенного с наружной стороны колеса, упирается в стопорное кольцо через дистанционную втулку 17 с круговой выточкой, при помощи которой
стопорное кольцо 8 предохраняется от выхода из канавки.

Нижние кольца подшипников с коническими роликами насажены на шейки нижнего колена оси 2. Кольцо подшипника 18, расположенного с внутренней стороны направляющего колеса, упирается в торец увеличенной шейки оси, а кольцо подшипника 19 с внешней стороны поджимается через упорную шайбу 23 гайкой 22, навернутой на резьбовой хвостовик оси. Хвостовик имеет лыску, а упорная шайба — соответствующее профильное отверстие, поэтому шайба не может повернуться на хвостовике. Благодаря этому при сборке и регулировке направляющего колеса упорная шайба не передает вращение затягиваемой гайки кольцу подшипника и тем самым препятствует его провертыванию на шейке оси.

Гайку 22 завертывают до тех пор, пока не будут устранены зазоры между коническими роликами и кольцами подшипников, а направляющее колесо будет туго проворачиваться от усилия руки. После этого гайку 22 отпускают на lU оборота для свободного вращения колеса и контрят такой же гайкой и замковой шайбой 21 с профильным, как у шайбы 23, посадочным отверстием.

Подшипники направляющего колеса работают в жидкой смазке, заливаемой в ступицу направляющего колеса. Вытекание и загрязнение смазки предотвращаются уплотнительным устройством, подобным уплотнению опорных катков каретки подвески.

К торцу ступицы колеса привернут корпус уплотнения 10 с установленным в него круглым металлическим уплотнительным кольцом 16. В канавку на внешнем диаметре уплотнительного кольца 16 заложено резиновое кольцо 9, обеспечивающее герметичность соединения и неподвижность посадки кольца 16 в корпусе.

Между привалочными поверхностями ступицы и корпуса уплотнения установлена картонная прокладка. Второе, малое, уплотнительное кольцо 15 свободно надето на шейку коленчатой оси и пружиной 14, заключенной в резиновый чехол 12 с нажимными шайбами 13, прижимается к круглому уплотнительному кольцу. Малое кольцо с фигурным внутренним отверстием удерживается от проворачивания лысками, имеющимися на поверхности шейки коленчатой оси. За счет плотного прилегания колец 15 и 16 притертыми поверхностями обеспечивается герметичность смазки в этом соединении.

Дополнительный лабиринт, защищающий детали уплотнения направляющего колеса от грязи, образован защитным колпаком 11, приваренным к коленчатой оси, и цилиндрическим хвостовиком корпуса 10 уплотнения.

С внешней стороны колеса масляная полость закрыта крышкой 24, прикреплений к торцу ступицы пятью болтами.

Между привалочной поверхностью крышки и торцом ступицы установлена картонная прокладка.

На крышке 24 имеются два отверстия с конической резьбой, закрытые пробками 20. Одно отверстие, расположенное в центре крышки, является контрольным и служит для
проверки количества смазки. Через другое, смещенное отверстие заливают свежее или сливают отработавшее масло.

При заливке масла направляющее колесо устанавливают так, чтобы смещенная пробка оказалась выше центральной, а при сливе — повернутой вниз. В обоих случаях контрольное отверстие должно быть открытым для выхода воздуха.

Верхнее колено оси свободно проворачивается во втулках, запрессованных в опору рамы, и удерживается от осевого смещения наружу

упорной шайбой 6, прикрепленной к торцу коленчатой оси тремя болтами.

Сдвигу оси внутрь препятствует торец увеличенного в диаметре основания верхнего колена оси, упирающийся в буртик втулки опоры рамы.

Трущиеся поверхности шеек коленчатой оси закалены токами высокой частоты для придания большей твердости.

Кроме того, для увеличения долговечности и надежности работы деталей этого узла во внутреннюю полость опоры коленчатой оси через масленку 5 нагнетают смазку УС.

С внешней стороны над коленчатой осью на раме приварен козырек 3, предохраняющий трущиеся торцы оси и втулки от грязи.

Натяжной механизм. Гусеничная цепь для нормальной работы должна быть натянута. Величину натяжения проверяют по стреле провисания верхней ветви гусеницы и регулируют путем перемещения вперед направляющего колеса с помощью натяжного механизма.

Натяжной механизм устроен следующим образом. Через отверстие в ступице переднего вилкообразного кронштейна 7 (рис. 80) свободно пропущен стяжной болт 10. Его прямоугольная головка упирается во внутреннюю поверхность фланца переднего кронштейна и удерживается от провертывания проушинами вилки. Сверху на ступицу до упора во фланец установлена наружная пружина 9, а на стержень болта до упора в торец ступицы — внутренняя пружина 8. Другим концом наружная пружина центрируется на ступице заднего упора 11 и упирается в его фланец. Внутренняя пружина упирается в торец ступицы упора. Задний упор 11 при помощи гайки 12, навернутой на резьбовой хвостовик стержня болта, сжимает пружины до длины 640 мм между торцами ступицы 7 и упорной шайбы 11.

Пружины 8 и 9 установлены в натяжном механизме для предохранения гусеничной цепи от перегрузок, возникающих при утыкании зубьев ведущего колеса в цевки звеньев гусеницы или попадании постороннего предмета на внутренние беговые дорожки гусеницы.

На выступающей за гайку 12 части резьбового стержня навернуты регулировочная гайка

14 и контргайка 13. Цилиндрическим хвостовиком регулировочная гайка входит во внутреннее отверстие упорного яблока 15, вложенного в сферическую головку упорного кронштейна 16 рамы. Через отверстие в сферической головке кронштейна проходит резьбовой конец стяжного болта.

С коленчатой осью натяжной механизм соединен передним кронштейном 7 при помощи
ушка 5, вставленного в отверстие в щеке оси. Ушко закреплено от выпадания гайкой со шплинтом и от провертывания — сегментной шпонкой 4. В отверстие головки ушка установлен палец 6, концы которого входят в отверстия проушин вилки переднего кронштейна амортизатора. От выпадания палец 6 удерживается шплинтами.

Чтобы переместить направляющее колесо вперед (при отпущенной контргайке 13), свинчивают регулировочную гайку 14 с резьбового хвостовика стяжного болта. Но так как гайка через упорное яблоко упирается в кронштейн 16 рамы и поэтому перемещаться не может, движение от ее вращения получает стяжной болт, который выдвигается вперед из кронштейна рамы. Через задний упор 11, пружины и передний кронштейн амортизатора движение от болта передается коленчатой оси, которая, поворачиваясь, нижним коленом с укрепленным на нем направляющим колесом подается вперед. Гусеничная цепь натягивается.

По окончании регулировки контргайку затягивают.

Для натяжения гусеницы направляющее колесо подают вперед до тех пор, пока резьбовой конец стяжного болта не скроется в сферической головке упорного кронштейна рамы.

Дальше вывертывать болт не рекомендуется, так как можно полностью свинтить регулировочную гайку.

Для ослабления гусеницы регулировочную гайку вращают в другую сторону. В этом случае в результате того, что коленчатая ось установлена под углом — нижним коленом вперед, направляющее колесо, вдвигая своим весом стяжной болт в кронштейн рамы, отходит назад.

Резьбовое соединение регулировочной и контрящей гаек со стяжным болтом открытое, поэтому для предотвращения заедания гаек перед регулировкой необходимо очистить резьбу болта от грязи и смазать ее смазкой УС.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 80. Натяжной механизм:
1 — направляющее колесо; 2 — гайка; 3 — коленчатая ось; 4—шпонка; 5 —ушко; 6 — палец;
7 — передний кронштейн; 5—внутренняя пружина; 9— наружная пружина; 10 — стяжной болт; 11 — задний упор; 12 —гайка; 13 — контргайка; 14 — регулировочная гайка; 15 — упорное яблоко; 16 — упорный кронштейн рамы.

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..