КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАКТОРА ДТ-75

  Главная      Учебники - Трактора      Трактор ДТ-75 (устройство и эксплуатация)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..

 

 

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАКТОРА ДТ-75



Коробка передач предназначена для выбора скоростей движения и тяговых усилий

трактора в соответствии с характером выполняемых работ, движения задним ходом и работы двигателя при стоящем тракторе.

На тракторе ДТ-75 установлена механическая коробка передач с подвижными шестернями, обеспечивающая трактору семь различных скоростей движения вперед и одну назад. С включенным УКМ и одной из передач — первой, второй или заднего хода — трактор соответственно получает две пониженные резервные скорости переднего хода и одну пониженную заднего хода.

Механизм коробки передач смонтирован в переднем отсеке корпуса коробки передач и заднего моста. В расточках передней и задней стенки переднего отсека корпуса на подшипниках установлены четыре вала.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 62а. Коробка передач (продольный разрез):
1 — регулировочные прокладки конических шестерен; 2 — стакан переднего подшипника вторичного вала; 3 — шариковый подшипник переднего конца вторичного вала; 4— ведомая шестерня третьей передачи; 5 — цилиндрический штифт; 6 — ведущая шестерня постоянного зацепления; 7 — уплотнительное кольцо; 8 — первичный вал; 9 — зубчатая муфта; 10— кольцо уплотнения; 11 — маслоотбойная шайба; 12 — роликовый подшипник переднего конца первичного вала; 13— стакан подшипника; 14 — блок шестерен третьей и четвертой передач; 15 — пружина фиксатора валика переключения; 16 — фиксатор валика переключения; 17 — валик переключения; 18— вилка валика переключения; 19 — крышка коробки передач; 20 — рычаг переключения передач; 21 — резиновый чехол; 22—сферическая шайба; 23 — пружина: 24 — защитный колпак; 25—прижимная шайба; 26 — картонная прокладка; 27 — фланец; 28 — валик блокировки: 29 — фиксатор планки переключения; 30 — пружина фиксатора планки переключения; 31 — вилка переключения третьей и четвертой передач; 32—блок шестерен первой и второй передач; 33 — вилка переключения первой и второй передач; 34—ось вилок переключения первой — второй н третьей — четвертой передач; 35 — установочный штифт; 36 — стакан заднего подшипника первичного вала; 37 — шариковый подшипник заднего конца первичного вала; 38 — стакан заднего подшипника вторичного вала; 39 — роликовый подшипник заднего конца вторичного вала; 40 — вторичный вал; 41 — ведомая шестерня второй передачи; 42 — установочный винт; 43 — распорная втулка; 44 — ведомая шестерня седьмой передачи; 45 — ведомый блок шестерен первой и четвертой передач:
46 — распорная втулка.

 

 

 

 

Первичный вал 8 (рис. 62) установлен на двух подшипниках: роликовом 12 и шариковом 37.

Наружная поверхность первичного вала, за исключением подшипниковых шеек, шлицевая. Внутри него свободно проходит вал привода редуктора отбора мощности. У заднего конца расположена канавка с маслосбрасывающим отверстием, препятствующая протеканию масла из заднего моста во внутренние полости валов УКМ.

На передний, шлицевой, конец первичного вала установлена до упора в торец обоймы роликового подшипника 12 зубчатая муфта 9, которая через соединительную муфту 38 (см. рис. 57) связана с ведомым валом УКМ, вследствие чего при вращении последнего первичный вал также вращается. С другой стороны подшипника 12 (рис. 62,а), внутри отсека коробки передач, на шлицах, установлена ведущая шестерня 6 постоянного зацепления. Зубчатая муфта 9 и шестерня постоянного зацепления торцами, обращенными от подшипника 12, упираются в стопорные кольца, установленные в канавки первичного вала, что ограничивает перемещение этой муфты, внутренней обоймы подшипника 12 и шестерни 6 относительно первичного вала.
Наружная обойма подшипника 12 запрессована в стакан 13 до упора в его торец и зафиксирована стопорным кольцом, установленным в канавку стакана на его внутренней поверхности. Стакан подшипника 13 центрирован в расточке прилива передней стенки корпуса. От проворачивания в расточке стакан удерживается запрессованным в боковое отверстие цилиндрическим штифтом 5, входящим выступающей частью в прорезь фланца стакана 2, а от осевого перемещения — стопорным кольцом, установленным в кольцевой канавке его наружной поверхности.

Стакан 13, как и другие стаканы подшипников, предохраняет расточку корпуса от износа, возникающего при проворачивании обоймы подшипника и, кроме того, он центрирует увеличитель крутящего момента.

С передней стороны в стакан 13 запрессовано кольцо 10 уплотнения, внутрь которого входит цилиндрический хвостовик зубчатой муфты 9 с тремя уплотнительными кольцами

7. Уплотнительные кольца 7 по своей конструкции подобны кольцам, примененным в уплотнениях ведущего и ведомого вала УКМ. С небольшим боковым зазором они входят в кольцевые канавки хвостовика зубчатой муфты, а наружными поверхностями без зазора прижаты к внутренней поверхности кольца 10.

Два передних кольца с левым замком, установленных со стороны УКМ, препятствуют перетеканию масла из УКМ в коробку передач и одно кольцо, со стороны коробки передач с правым замком, задерживает перетекание масла из коробки передач в УКМ. Для этих же целей служат резиновые уплотнительные кольца, расположенные в кольцевых канавках на наружных поверхностях стакана 13, кольца уплотнения 10, в расточке зубчатой муфты 9, а также на шлицевом конце первичного вала

8. Для разгрузки уплотнения в стакане 13 имеется маслосливное отверстие, расположенное снизу.

Внутренняя обойма шарикового подшипника 37 напрессована на шейку заднего конца
первичного вала 8 и закреплена на ней гайкой; наружная обойма запрессована в стакан

36 и зафиксирована в нем стопорным кольцом. Стакан 36 центрирован в расточке задней стенки переднего отсека корпуса. С помощью штифта 35, запрессованного сверху в отверстие корпуса, расположенное над расточкой, стакан 36 неподвижно закреплен в расточке корпуса, вследствие чего подшипник 37 удерживает первичный вал от осевого перемещения.

На шлицы средней части первичного вала посажено два блока шестерен: блок 14 шестерен третьей и четвертой передач и блок 32 шестерен первой и второй передач.

Блоки 14 и 32 шестерен, как и все другие подвижные шестерни коробки, имеют специальные кольцевые канавки. В эти канавки входят вилки переключения, которыми перемещаются подвижные шестерни при включении передач.

Вторичный вал 40 изготовлен заодно с ведущей конической шестерней главной передачи, передающей вращение шестерне заднего моста. Расположен он в нижней части переднего отсека корпуса под первичным валом. Передний конец вторичного вала опирается на шариковый подшипник 3, запрессованный в стакан 2, который установлен в расточке передней стенки отсека коробки передач. Этот стакан прикреплен к стенке корпуса четырьмя болтами, законтренными проволокой.

Между фланцем стакана 2 и стенкой корпуса установлены металлические прокладки 1, служащие для регулировки зацепления шестерен главной передачи. Внутренней обоймой подшипник 3 напрессован на шейку вторичного вала до упора через шайбу в торец и в этом положении с помощью специальной шайбы закреплен двумя болтами, законтренными проволокой.

Шариковый подшипник 3 радиально-упорный. Кроме радиальной нагрузки, он воспринимает осевую нагрузку, возникающую при работе конических шестерен.

Задней опорой вторичного вала является роликовый подшипник 39. Наружная обойма этого подшипника запрессована в стакан 38, установленный в расточке задней стенки, и зафиксирована в нем стопорным кольцом, а внутренняя обойма напрессована на вторичный вал до упора в торец конической шестерни и удерживается в этом положении торцом ступицы шестерни 41. Стакан 38 зафиксирован в расточке винтом 42.

На шлицевую часть вторичного вала, в промежутке между подшипниками, посажены, начиная от переднего конца, ведомые шестерни:
шестерня 4 третьей передачи, блок 45 шестерен первой и четвертой передач, шестерня 44 седьмой передачи и шестерня 41 второй передачи. Положение этих шестерен вдоль вала определено торцами подшипников и двумя распорными втулками 43 и 46.

Первые четыре передачи включают, вводя в зацепление подвижные шестерни первичного вала с соответствующими шестернями вторичного вала.

При перемещении блока 32 шестерен первой и второй передач вперед его меньший венец войдет в зацепление с большим венцом блока 45 — будет включена первая передача; при перемещении этого блока назад его большой венец войдет в зацепление с шестерней

41 — включится вторая передача. При перемещении блока 14 шестерен третьей и четвертой передач вперед или назад соответственно входят в зацепление его венцы с шестерней 4 и шестерней блока 45 — включаются третья и четвертая передачи.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  ..