Водяной радиатор трубчато-пластинчатый. Его сердцевину 28 (рис.
21) образуют 200 плоскоовальных латунных трубок, расположен-
пых вертикально в четыре ряда. На трубки надеты 175 охлаждающих
пластин, изготовленных из листовой латуни толщиной 0,1 мм.
Охлаждающие пластины спаяны с трубками оловянисто-свинцовым
припоем. По краям трубок установлены и припаяны к ним две
опорные латунные пластины 22 толщиной
1 мм. Охлаждающая поверхность сердцевины радиатора 23,8 м,2.
Сердцевина радиатора скреплена болтами с верхним 7 и нижним 26
баками через прижимные планки 23. Стык между опорными пластинами
сердцевины и баками уплотнен картонными прокладками.
Стойки 4 радиатора, соединяющие верхний и нижний баки радиатора,
совместно с баками создают жесткий каркас, предохраняющий
сердцевину радиатора от разрушения.
В верхний бак сверху запрессована заливная горловина 9,
закрываемая крышкой. На задней плоскости верхнего бака
установлены: паровоздушный клапан 5 и патрубок 10, соединенный
шлангом 11 с водоотводящей трубой головки цилиндров.
Во входном отверстии верхнего бака установлена латунная
предохранительная сетка 8, фланец которой прижимается к задней
плоскости бака фланцем патрубка 10. Сетка предохраняет
сердцевину радиатора от грязи и продуктов коррозии, образующихся
в системе Охлаждения.
К задней плоскости нижнего бака прикреплен патрубок 1,
соединенный шлангом 3 с патрубком водяного насоса. Для слива
воды из системы охлаждения в днище нижнего бака, с левой
стороны, установлен кран. Он состоит из корпуса 19 и пробки 20.
При закрытии крана конусная поверхность пробки поджимается к
седлу корпуса. Для полного открытия крана пробку вывертывают
гаечным ключом на три оборота.
Сзади радиатора на его стойках закреплен кожух 21 вентилятора.
Радиатор крепится к передним кронштейнам рамы четырьмя шпильками
25. Для компенсации неточностей установочных поверхностей рамы и
бака ставят прокладки 24 из твердой резины.
Крышка заливной горловины состоит из следующих деталей: корпуса
14;
приваренного к нему стержня 13, на который навинчен маховичок 15
и зафиксирован стопорным кольцом 17; конических шайб 12 п 16;
установленной между ними прокладки 18.
При закрывании горловины крышку устанавливают так, чтобы
маховичок тремя выступами входил в соответствующие пазы
горловины. Затем поворачивают крышку по часовой стрелке до упора
и ввинчивают корпус крышки со стержнем в резьбовое отверстие
маховичка до упора прокладки в кромку горловины.
Паровоздушный клапан (рис. 22) состоит из выпускного (парового)
и впускного (воздушного) клапанов.
Клапан установлен в корпусе 5, который крепится совместно с
седлом 10 болтами к верхнему баку радиатора. В седло 10 впаяна
трубка 9, сообщающаяся с полостью радиатора. Верхняя кромка
трубки выходит в горловину радиатора для обеспечения условий
выхода из системы охлаждения пара, собирающегося в верхней части
бака.
К корпусу клапана при помощи штуцера и накидной гайки
прикреплена пароотводная трубка 2, которая соединяет внутреннюю
полость клапана с атмосферой.
Выпускной клапан 1 центрируется по стержню 11, завальцованному в
обойму 6, и прижимается резиновой прокладкой к седлу 10 под
действием пружины 3. При открытии клапана пар и вода выходят по
трубке в полость его корпуса и затем по пароотводной трубке.
Выпускной клапан открывается при избыточном давлении в радиаторе
0,16—0,30 кГ/см2, что соответствует температуре кипения воды до
104—107° С.
Впускной клапан 8 установлен в обойме 7 запрессованной в тарелку
выпускного клапана 1 и прижимается резиновой прокладкой к седлу
обоймы 7 конусной пружиной 4. При открытии клапана в радиатор
поступает атмосферный воздух через трубку 2, отверстия в тарелке
клапана 1 и трубку 9. Клапан отрегулирован на разрежение
0,01—0,065 кГ/см2, которое может образоваться в системе
охлаждения двигателя при его остывании.
Шторка радиатора, управляемая из кабины, обеспечивает плавную
регулировку интенсивности охлаждения воздухом водяного и
масляного радиаторов.
Шторка смонтирована на двух направляющих 2
(рис. 23) и 16, прикрепленных болтами к стойкам радиатора.
Парусиновая ткань шторки нижним краем закреплена на
металлическом стержне 1, установленном в отверстиях
направляющих. Верхний край ткани прикреплен клеем № 88 (МРТУ
38-5-880—66) к барабану 5, представляющему собой металлическую
трубку.
Внутри барабана расположена пружина 7, в торцы которой ввернуты
наконечники 6 и 13. Наконечники соединены между собой распорным
стержнем 4, один конец которого свободно вращается в наконечнике
13, а другой — приварен к наконечнику 6. Осевое перемещение
стержня 4 в наконечнике 13 ограничивается упорной шайбой 12 и
штифтом 11. Наконечник 13 неподвижно закреплен в барабане
заклепкой. Относительно цапфы наконечника 6 барабан может
свободно проворачиваться. Квадратный шип наконечника 6
неподвижно зафиксирован в квадратном отверстии кронштейна рамки
9, а наконечник 13, имеющий шип цилиндрической формы, вместе с
барабаном проворачивается в отверстии противоположного
кронштейна рамки.
Рамка с барабаном может перемещаться по направляющим 2 и 16. К
рамке прикреплен стальной трос 10, который с помощью системы
блоков и направляющей трубки 18, закрепленных на баке и стойке
радиатора, подводится к горизонтально расположенной цепочке 19
под капотом трактора.
Конец цепочки выведен в кабину трактора через отверстие 15 в
передней стенке кабины. На резьбовой наконечник цепочки
навернута пластмассовая пробка 20.
При полностью открытой шторке барабан находится в крайнем нижнем
положении, пру-жшга при этом предварительно закручена на
три-четыре оборота и ткань полностью навита на барабан. Для
прикрытия шторки необходимо из кабины потянуть пробку 20 на
себя. При этом рамка с барабаном поднимается, навитая на барабан
парусиновая ткань начинает раскручиваться и приводит барабан во
вращение, а пружина внутри барабана дополнительно закручивается.
Барабан может быть остановлен в любом
положении по высоте и зафиксирован вводом соответствующего звена
цепочки в прорезь 14 под отверстием 15 в передней стенке кабины.
Для опускания шторки звено цепочки нужно вывести из прорези. Под
действием усилия раскручивающейся пружины барабан вращается в
обратном направлении, наматывая на себя шторку, и опускается
вместе с рамкой. При полностью открытой шторке фиксатор 22,
закрепленный на одном из звеньев цепочки, упирается в переднюю
стенку кабины и препятствует ослаблению натяжения троса 10. Для
уменьшения проникновения загрязненного воздуха из-под капотного
пространства в кабину трактора отверстие 15 закрывается пробкой
20 или перекрывается фиксатором 22 при полном открытии шторки.