С правой стороны блок-картера находится
коробка 26 распределения, закрываемая двумя крышками 25, через
которую проходят штанги толкателей. В дне коробки расточены
восемь отверстий 11, в которых перемещаются толкатели
распределительного механизма. Под распределительной коробкой в
приливах средней поперечной перегородки, передней и задней
стенок блок-картера расположены три опоры распределительного
вала. Передняя опора имеет бронзовую втулку 5 с упорным буртом,
воспринимающим осевые нагрузки распределительного вала.
В нижней части блок-картера расположены пять постелей под
вкладыши коренных подшипников коленчатого вала. Крышки 1
коренных подшипников устанавливают в пазы блок-картера с натягом
0,08—0,16 мм и крепят при помощи шпилек 34 и гаек 33, которые
контрят замковыми шайбами 32. Крышки не взаимозаменяемые, имеют
свои порядковые номера, выбитые на торцах. Крышки растачивают
совместно с блок-картером.
Для обеспечения правильной установки крышек шпильки крепления и
соответственно
отверстия в крышках расположены
несиммет-рично относительно установочных пазов блок-картера.
В перегородках и стенках блок-картера просверлены масляные
каналы системы смазки двигателя. Вдоль левой стороны блока
проходит сквозной сверленый канал, служащий главной масляной
магистралью 36. В четвертой вертикальной перегородке просверлены
каналы, соединяющие главную магистраль с масляным фильтром и
фильтр с трубопроводом насоса.
Главная масляная магистраль соединена наклонными сверлеными
каналами 35 со всеми пятью коренными подшипниками. От первого,
третьего и пятого коренных подшипни-
ков просверлены наклонные каналы к опорам распределительного
вала. От задней опоры отходит вертикальный канал 12 для подвода
смазки к клапанному механизму.
На верхней плоскости блок-картера семнадцатью шпильками 8 крепят
головку цилиндров.
Слева на блок-картере расположены маслозаливная горловина 16 с
сеткой 17 и трубка 14, предназначенная для слива воды из рубашки
блока.
Со стороны передней плоскости в блок-картер запрессованы ось 4
промежуточной распределительной шестерни, угловое положение
которой устанавливают по меткам на оси и блок-картере, и две
направляющие втулки 2.
К задней плоскости блок-картера крепят
картер 22 маховика и корпус 23 заднего уплотнения коленчатого
вала. Стык в месте прилегания картера маховика к корпусу заднего
уплотнения коленчатого вала уплотнен войлочной прокладкой 21,
прикрепленной шплинтами к картеру маховика. Картер маховика
сцентрирован относительно оси коленчатого вала при помощи двух
установочных штифтов. В нижней части картера маховика
расположены две крепежные площадки 18 с четырьмя шпильками 19
для крепления кронштейнов задних опор двигателя. В резьбовое
отверстие передней стенки картера маховика ввернута установочная
шпилька 20, при помощи которой определяют положение в.м.т.
поршня первого цилиндра, совмещая стержень шпильки с отверстием
в маховике.
Заднее уплотнение предотвращает вытекание масла из блок-картера.
Это достигается при помощи маслосгонной резьбы на шейке
коленчатого вала и войлочного сальника 24, установленного в
корпусе 23 уплотнения. Этот корпус состоит из двух частей,
скрепленных болтами. Нижняя плоскость корпуса установлена на
одном уровне с нижней плоскостью блок-картера и исиользуется для
крепления поддона.
К нижней плоскости блок-картера крепят поддон, который служит
резервуаром для масла. Он отштампован из листовой стали.
Плоскость разъема между блок-картером и поддоном уплотнена
пробковой прокладкой, оклеенной вианибом. Она состоит из четырех
частей, соединенных между собой замками в виде ласточкиного
хвоста.
Гильза цилиндра изготовлена из специального чугуна. Ее
внутренняя рабочая поверхность закалена токами высокой частоты.
Гильзу устанавливают по двум центрирующим пояскам в расточках
блок-картера и крепят при помощи верхнего упорного бурта,
зажимаемого головкой цилиндров. Для надежности уплотнения гильзы
цилиндра упорный бурт выступает над верхней плоскостью
блок-картера на 0,05—0,16 мм- Внизу гильза уплотнена резиновым
уплотнительным кольцом 6.
По внутреннему диаметру гильзы разбивают на три размерные группы
(табл. 1).
Комплект гильз, устанавливаемых на
двигатель, подбирают в пределах одной размерной группы.
|