Гусеничный сельскохозяйственный трактор ДТ-75 (рис. 1 и 2)
общего назначения относится к тяговому классу 3 т. Он
предназначен для работы в сельском хозяйстве с навесными,
по-лунавесными, прицепными гидрофицированны-ми и
негидрофицированными машинами и орудиями на повышенных
скоростях, преимущественно в степной и лесостепной зонах.
Трактор может быть использован на легких строительных,
мелиоративных и других работах.
На ДТ-75 установлен четырехцилиндровый двигатель СМД-14
мощностью 75 л.с. (при 1700 об/мин коленчатого вала двигателя)
Харьковского моторостроительного завода «Серп и молот».
Двигатель расположен на передней части рамы трактора.
Двигатель СМД-14 — четырехтактный дизель с вихрекамерным
смесеобразованием и водяным охлаждением; он имеет небольшой вес
и экономичен в работе. Двигатель оборудован одноцилиндровым
пусковым бензиновым двигателем ПД-10У мощностью 10 л.с. с
электростартером, сухой двухдисковой муфтой сцепления
постоянно-замкнутого типа. На всасывающем коллекторе дизеля
установлен электрофакельный подогреватель, облегчающий запуск
дизеля при пониженной температуре окружающего воздуха.
На правой стороне двигателя установлен масляный шестеренчатый
насос НШ-46У гидравлической системы и генератор Г-214-А1
постоянного тока мощностью 180 вт.
Мощность двигателя СМД-14 позволяет трактору ДТ-75 развивать на
первой передаче номинальное тяговое усилие 3 г при скорости
движения 5,15 км/ч.
Двигатель СМД-14 установлен на эластичную подвеску
автомобильного типа и прикреплен к раме трактора в четырех
точках.
Для защиты от грязи и пыли двигатель со всех сторон закрыт
капотом. Впереди двигателя размещены водяной и масляный
радиаторы, закрываемые брезентовой шторкой.
За двигателем расположена силовая передача трактора, в которую
входят главная муфта сцепления, карданная (соединительная)
передача, увеличитель крутящего момента (УК.М), коробка перемены
передач и задний мост, смонтированные в одном литом корпусе,
конечные передачи и зависимый вал отбора мощности (ВОМ).
Установленный на тракторе планетарный увеличитель крутящего
момента предназначен для увеличения на 25% тяговых усилий на
всех передачах за счет понижения скорости движения трактора, что
позволяет трактору преодолевать кратковременные дополнительные
сопротивления движению без остановки для перехода на низшую
передачу, а также получать две резервные передачи с тяговым
усилием более 3 т и скоростью движения менее 5 км/ч.
Механическая семиступенчатая коробка передач и задний мост с
планетарным механизмом поворота смонтированы в одном литом
чугунном корпусе, что улучшило условия работы трансмиссии в
связи с повышением жесткости конструкции. Задний мост имеет два
одноступенчатых планетарных механизма поворота с ленточными
тормозами.
Главная передача состоит из пары конических шестерен, бортовая
передача — из пары цилиндрических шестерен.
Вал отбора мощности — зависимого типа, приводится во вращение от
ведущего вала увеличителя крутящего момента через редуктор,
прикрепленный к задней стенке корпуса трансмиссии. Включение и
выключение вала отбора мощности выполняются рычагом,
расположенным в кабине тракториста.
Все агрегаты и механизмы трактора размещены на жесткой и прочной
сварной раме, состоящей из двух продольных сварных лонжеронов
замкнутого прямоугольного сечения, соединенных между собой
поперечными брусьями и осями.
На задних кронштейнах рамы укреплены прицепное устройство и
рычажно-шарнирный механизм навески с основным силовым цилиндром
гидравлической системы, позволяющей трактористу управлять из
кабины работой навесных, полунавесных или прицепных
гидрофицированных машин и орудий без помощи дополнительного
обслуживающего персонала.
Рис. I. Вид трактора ДТ-75 слева
Рис. 2. Вид трактора ДТ-75 спереди.
Трактор ДТ-75 агрегатируют в основном с теми же
сельскохозяйственными машинами и орудиями, что и тракторы
ДТ-54А, Т-75 и Т-74.
Ходовая система состоит из ведущих и направляющих колес,
поддерживающих роликов с резиновыми бандажами, балансирных
кареток подвески и гусеничных цепей. Семипро-ушинные
унифицированные звенья гусениц, соединенные между собой
стальными пальцами с головкой, имеют перекрытие беговых дорожек,
вследствие чего опорные катки перекатываются по гусеничной цепи
без ударов, что особенно важно при движении трактора на
повышенных скоростях.
Трактор оборудован металлической закрытой кабиной автомобильного
типа с двумя мягкими сиденьями; подушка сиденья тракториста
установлена на регулируемой по высоте и длине опоре. В холодное
время года кабина обогревается теплым воздухом, подаваемым по
воздухопроводу от водяного радиатора, а в жаркое время
вентилируется воздухом, нагнетаемым в кабину специальным
вентилятором.
В кабине размещены рычаги и педали управления трактором и валом
отбора мощности, рычаги управления гидрораспределителем, щиток
контрольных приборов, включатель «массы» трактора, кнопка
электросигнала, блок выключателей, аккумуляторная батарея,
аптечка, бачок для питьевой воды и инструмент. Сзади кабины
расположен топливный бак основного двигателя.
На тракторе установлено электрооборудование постоянного тока с
номинальным напряжением 12 в. Он оборудован двумя фарами
спереди, двумя фарами сзади, плафоном для освещения кабины и
электролампой щитка контрольных приборов. Кроме того, имеются
штепсельные розетки для подключения выносных фар,
устанавливаемых на прицепных машинах, и подключения переносной
лампы.
Схема электрооборудования предусматривает осуществление
двусторонней сигнализации между трактористом и прицепщиком с
помощью звукового электросигнала, имеющегося на тракторе.
Тракторы ДТ-75 в зависимости от оборудования их узлами
гидронавесной системы выпускают в следующих модификациях:
ДТ-75-С1 — полностью оборудован узлами гидравлической системы,
основным и двумя выносными цилиндрами и задним механизмом
навески;
ДТ-75-С2 — оборудован гидронасосом, распределителем, баком
гидросистемы и маслопроводами;
ДТ-75-СЗ — без узлов гидросистемы и механизма навески;
ДТ-75-С4 — полностью оборудован узлами гидросистемы, задним
механизмом навески, основным цилиндром, но не имеет выносных
цилиндров.
По требованию заказчика на тракторе ДТ-75 любой модификации
завод устанавливает вал отбора мощности, пусковой подогреватель
ПЖБ-200 для подогрева воды в системе охлаждения и картерного
масла двигателя, устройство для обогрева и вентиляции кабины и
включатель «массы» ВК-318Б.
Каждый трактор ДТ-75, поставляемый сельскому хозяйству,
оборудован валом отбора мощности, устройством для обогрева и
вентиляции кабины и включателем «массы» ВК-318Б.
На базе ДТ-75 созданы: трактор ДТ-75М с двигателем АМ-41
(изготовляемым Алтайским моторным заводом) мощностью 90 л.с.,
болотоход ный трактор ДТ-75Б (с двигателем СМД-14) и
крутосклонный трактор ДТ-75К (с двигателем СМД-14) для работы на
горных склонах.