Гидрораспределитель (рис. 106)
трехзолотниковый управляет потоком жидкости в гидросистеме и
распределяет ее между различными группами силовых
гидроцилиндров.
Гидрораспределитель состоит из распределительного и фиксирующего
устройств, перепускного, предохранительного и обратного
клапанов. Золотники 2, перепускной и предохранительный клапаны
смонтированы в корпусе 7, к которому крепятся верхняя 3 и нижняя
1 крышки. В верхней крышке установлены рычаги 16 управления, а в
коробке, прикрепленной к корпусу,— обратный клапан 21.
Распределительное устройство образовано поясками золотников и
каналами в корпусе. Каждый из трех золотников независимо друг от
друга позволяет получить четыре рабочих положения
соответствующей группы силовых цилиндров. У тракторов,
оснащенных передней навесной системой, обеспечиваются рабочие
положения: «подъем», «заперто — нейтральное»,
«принудительное опускание», «плавающее».
У тракторов с задней навесной системой гидроцилиндры
обеспечивают такое чередование рабочих положений:
«принудительное опускание», «заперто — нейтральное», «подъем»,
«плавающее». Такая последовательность необходима, чтобы при
переводе задней навесной системы в положение «плавающее»,
избежать перехода через «принудительное опускание», так как
сельскохозяйственные орудия, как правило, не рассчитаны на
работу с принудительным заглублением в грунт.
Фиксирующее устройство состоит из шариков,
вставленных в радиальные сверления в хвостовике золотника,
конусной втулки 14 с пружиной и обоймы 13, которая зафиксирована
между корпусом и нижней крышкой.
Возвратная пружина 15 зажата двумя стаканами. Пружина удерживает
золотник в положении «заперто — нейтральное», прижимая его к
нижней крышке. При повороте рычага управления золотник
перемещается, сжимая пружину. Когда шарики подходят к одной из
канавок, внутренняя пружина, действуя на конусную втулку,
выталкивает шарики в канавку. Замкнутные между конусной
поверхностью втулки и торцом канавки шарики надежно удерживают
золотник в соответствующем рабочем положении.
Рычаги управления центральной сферой фиксируются сферическим
ложем верхней крышки и втулкой 18, прижатой через фланец к
уплотнительному кольцу 17. Нижний сферический хвостовик рычага
входит в квадратное отверстие хвостовика золотника. Резиновые
колпачки 20, надетые на рычаги, защищают трущиеся поверхности от
пыли.
* На тракторах выпуска после 1982 г. фиксация золотников в
положениях «подъем» и «принудительное опускание» исключена, что
улучшило оперативность управления навесными орудиями.
Перепускной клапан 6 конусным хвостовиком прижат пружиной к
седлу, запрессованному в корпус. Цилиндрическая часть клапана
может перемещаться в направляющей втулке, установленной в
отверстии корпуса. В средней части клапана имеется бурт, между
наружной поверхностью которого и отверстием в корпусе имеется
зазор, куда просачивается масло из зоны с высоким давлением к
каналам, соединенным со сливом из распределителя. Для этой же
цели служит дозирующее отверстие, просверленное в бурте. Пружина
упирается через пяту 5 в крышку, прикрепленную болтами к верхней
плоскости корпуса. Сферическая поверхность торца пяты исключает
перекос направляющей втулки клапана. На цилиндрической
поверхности клапана, сопрягаемой с направляющей втулкой, имеется
резьбовая канавка для подачи смазки и «вывешивания» клапана в
зазоре между этими деталями. Уплотнение пяты в направляющей и
последней в корпусе осуществляется резиновыми кольцами.
Предохранительный клапан шарикового типа предназначен для
ограничения давления в системе. Шарик, расположенный в
конической расточке предохранительного клапана 9, поджимается
пружиной к седлу 8, ввернутому в резьбовое отверстие корпуса.
Давление регулируют, изменяя сжатие пружины регулировочным
винтом 11. Выбранное положение фиксируют гайкой 10 и контргайкой
12. Обратный клапан 21, смонтированный в отъемном корпусе 22,
удерживает жидкость в подъемной полости цилиндра при переводе из
нейтрального положения в рабочее.