Стартер СТ230Е, предназначенный для проворачивания коленчатого
вала пускового двигателя в момент его пуска, представляет собой
электродвигатель постоянного тока последовательного возбуждения
с механизмом привода и включателем. Вал стартера вращается по
часовой
стрелке, мощность его 1,32 кВт (1,8 л. с.).
Стартер состоит из корпуса 23 (рис. 101) с полюсными башмаками
31 и обмоткой возбуждения 30у якоря 32 с обмоткой 11 и
коллектором 29, крышек с подшипниками скольжения, щеткодержателя
24 со щетками, механизма привода с шестерней 4 и включателя 14.
Привод служит для соединения шестерни 4 вала 3 якоря с зубчатым
венцом маховика пускового двигателя во время его пуска и
разъединения вала стартера с венцом маховика, когда двигатель
начнет работать.
Приводной механизм представляет собой рычаг 12 включения с
регулировочным винтом 10 и муфтой 5 свободного хода. Муфта
свободного хода отключает вал стартера от пускового двигателя
сразу после пуска, как только двигатель начнет вести якорь
стартера. Муфта передает вращающий момент только в одном
направлении (ведет вёнец маховика) и автоматически разъединяет
шестерню 4 привода с венцом маховика.
При перемещении рычага 12 передвигаются
отводка муфты 8> пружина 6, муфта 5 свободного хода, вводя в
зацепление шестерню 4 с венцом маховика пускового двигателя. В
это время рычаг головкой регулировочного винта 10 нажимает на
плунжер
13 включателя, замыкает контактной шайбой 17 контакты, и ток от
аккумуляторной батареи через щетки 25 поступает в обмотки
возбуждения 30 и обмотку 11 якоря, при этом якорь 32 начинает
вращаться. Вместе с валом якоря вращаются шлицевая втулка и
наружная обойма. Через заклиненные ролики муфты 5 свободного
хода вращение передается на шестерню 4 и далее на венец
маховика. Если при передвижении рычага шестерня 4 привода не
войдет в зацепление с венцом маховика, т. е. зуб шестерни
привода попадет на зуб венца маховика, то отводка муфты сожмет
пружину 6. Как только вал якоря начнет вращаться, шестерня 4
привода под действием пружины 6 войдет в зацепление с венцом
маховика. После того как двигатель начнет работать, маховик
будет вращаться быстрее шестерни 4 привода, ролики в обойме
муфты 5 отойдут в сторону уширенной части паза и расклинят
муфту, разъединив шлицевую втулку и вал якоря от шестерни 4
привода. В результате крутящий момент вала двигателя не будет
передаваться на вал 3 якоря и предохранит тем самым якорь
стартера от разноса.
К клеммам включателя 14 подсоединяют обмотки возбуждения и якорь
стартера с аккумуляторной батареей. Номинальное напряжение
питания стартера 12 В. Стартер прикреплен фланцем к корпусу
муфты сцепления.
Продолжительность включения стартера не более 5 с. Повторяют
включение стартера через 0,5—1 мин, чтобы восстановилась
работоспособность аккумуляторной батареи.
Периодически проверяют состояние проводов. Не допускается
загрязнение клемм и ослабление крепления проводов. Очищают и
покрывают тонким слоем технического вазелина клеммы и провода
при образовании на их поверхностях белого налета (окислов).
Проверяют надежность крепления стартера к корпусу муфты
сцепления пускового двигателя и подтягивают болты крепления.
Загрязненный коллектор 29 протирают сначала чистой тряпкой,
смоченной в бензине, а затем сухой; незначительно подгоревший
коллектор зачищают. Щетка должна быть плотно прижата к
коллектору 29. Необходимо смазывать жидким маслом канавку кольца
отводки, куда входят шипы вилки рычага. Подшипники и шейки вала
смазывают индустриальным маслом или маслом АС-8.
В табл. 13 приведены возможные неисправности стартера и способы
их устранения.