СТАРТЕР ТРАКТОРА Т-130М

  Главная       Учебники - Трактора      Трактор Т-130М  (М. И. Злотник, А. А. Лазарев)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99   .. 

 

 

 

СТАРТЕР ТРАКТОРА Т-130М



Стартер СТ230Е, предназначенный для проворачивания коленчатого вала пускового двигателя в момент его пуска, представляет собой электродвигатель постоянного тока последовательного возбуждения с механизмом привода и включателем. Вал стартера вращается по часовой
стрелке, мощность его 1,32 кВт (1,8 л. с.).

Стартер состоит из корпуса 23 (рис. 101) с полюсными башмаками 31 и обмоткой возбуждения 30у якоря 32 с обмоткой 11 и коллектором 29, крышек с подшипниками скольжения, щеткодержателя 24 со щетками, механизма привода с шестерней 4 и включателя 14. Привод служит для соединения шестерни 4 вала 3 якоря с зубчатым венцом маховика пускового двигателя во время его пуска и разъединения вала стартера с венцом маховика, когда двигатель начнет работать.

Приводной механизм представляет собой рычаг 12 включения с регулировочным винтом 10 и муфтой 5 свободного хода. Муфта свободного хода отключает вал стартера от пускового двигателя сразу после пуска, как только двигатель начнет вести якорь стартера. Муфта передает вращающий момент только в одном направлении (ведет вёнец маховика) и автоматически разъединяет  шестерню 4 привода с венцом маховика.

 

 

 

 

 

 

Рис. 101. Стартер:
I, 15, 27—крышка, 2, 20—втулка, 3—вал якоря, 4—шестерня привода, 5—муфта свободного хода, 6, 9, 16, 18, 26—пружина, 7, 10—регулировочный винт, 8—муфта включения привода, 11 — обмотка якоря, 12—рычаг,
13—плунжер, 14—включатель, 17—контактная шайба, 19—болт-зажим для подсоединения провода от аккумуляторной батареи, 21 — болт, 22—защитная лента, 23—корпус, 24—щеткодержатель, 25—токоподводящая щетка, 28—болт стяжной, 29—коллектор, 30—обмотка возбуждения, 31 — башмак статора, 32—якорь.

 

 

 

 

 

При перемещении рычага 12 передвигаются отводка муфты 8> пружина 6, муфта 5 свободного хода, вводя в зацепление шестерню 4 с венцом маховика пускового двигателя. В это время рычаг головкой регулировочного винта 10 нажимает на плунжер

13 включателя, замыкает контактной шайбой 17 контакты, и ток от аккумуляторной батареи через щетки 25 поступает в обмотки возбуждения 30 и обмотку 11 якоря, при этом якорь 32 начинает вращаться. Вместе с валом якоря вращаются шлицевая втулка и наружная обойма. Через заклиненные ролики муфты 5 свободного хода вращение передается на шестерню 4 и далее на венец маховика. Если при передвижении рычага шестерня 4 привода не войдет в зацепление с венцом маховика, т. е. зуб шестерни привода попадет на зуб венца маховика, то отводка муфты сожмет пружину 6. Как только вал якоря начнет вращаться, шестерня 4 привода под действием пружины 6 войдет в зацепление с венцом маховика. После того как двигатель начнет работать, маховик будет вращаться быстрее шестерни 4 привода, ролики в обойме муфты 5 отойдут в сторону уширенной части паза и расклинят муфту, разъединив шлицевую втулку и вал якоря от шестерни 4 привода. В результате крутящий момент вала двигателя не будет передаваться на вал 3 якоря и предохранит тем самым якорь стартера от разноса.
К клеммам включателя 14 подсоединяют обмотки возбуждения и якорь стартера с аккумуляторной батареей. Номинальное напряжение питания стартера 12 В. Стартер прикреплен фланцем к корпусу муфты сцепления.

Продолжительность включения стартера не более 5 с. Повторяют включение стартера через 0,5—1 мин, чтобы восстановилась работоспособность аккумуляторной батареи.

Периодически проверяют состояние проводов. Не допускается загрязнение клемм и ослабление крепления проводов. Очищают и покрывают тонким слоем технического вазелина клеммы и провода при образовании на их поверхностях белого налета (окислов). Проверяют надежность крепления стартера к корпусу муфты сцепления пускового двигателя и подтягивают болты крепления.

Загрязненный коллектор 29 протирают сначала чистой тряпкой, смоченной в бензине, а затем сухой; незначительно подгоревший коллектор зачищают. Щетка должна быть плотно прижата к коллектору 29. Необходимо смазывать жидким маслом канавку кольца отводки, куда входят шипы вилки рычага. Подшипники и шейки вала смазывают индустриальным маслом или маслом АС-8.

В табл. 13 приведены возможные неисправности стартера и способы их устранения.
 

 

Таблица 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99   ..