Устройство батареи. Аккумуляторная батарея (рис. 97)
свинцовокислотная, типа 6СТ-75А со скрытыми перемычками, питает
потребителей постоянным током при неработающем двигателе и
обеспечивает электростартерный запуск пускового двигателя.
Номинальное напряжение 12 В, емкость 75 А • ч.
Батарея составлена из шести последовательно соединенных
элементов. Каждый элемент (напряжением 2 В) состоит из
положительных и отрицательных пластин, помещенных в банки с
электролитом (раствор химически чистой серной кислоты в
дистиллированной воде). Все элементы размещены в моноблоке 8 с
общей крышкой 7. Батарея находится в металлическом ящике в
кабине.
Пластины 4, 5 аккумуляторной батареи представляют собой
свинцовые решетки, заполненные активной массой. Отрицательные
пластины заряженной батареи серого цвета (металлический губчатый
свинец), а положительные — темно-коричневые (перекись свинца).
Во избежание короткого замыкания между пластинами поставлены
специальные прокладки из пористого мипласта.
При работе батареи активная масса положительных и отрицательных
пластин вступает в химическую реакцию с электролитом, в
результате чего на клеммах разноименных пластин возникает
разность потенциалов (напряжение).
Емкость аккумуляторной батареи зависит от количества и размера
пластин. Напряжение заряженной батареи замеряют вольтметром с
ценой деления шкалы 0,2 В.
Плотность электролита замеряют ареометром 9, для умеренной
климатической зоны она должна быть 1,26±0,01 г/см3 у полностью
заряженной батареи.
Обслуживание батареи. Не реже одного раза в две недели
необходимо выполнять следующие работы:
очистить батарею от пыли и грязи. Электролит, попавший на
поверхность батареи, вытирают чистой ветошью, смоченной
нашатырным спиртом или кальцинированной содой (10%-ный раствор);
осмотреть крепление батареи в гнезде и контакты наконечников
проводов (выводы от 1-й и 6-й батарей). Наконечники проводов
смазывают техническим вазелином;
проверить уровень электролита во всех аккумуляторах, при
необходимости долить дистилированную воду до уровня (до нижнего
торца тубуса 2 горловины). В холодное время года воду заливают
непосредственно перед запуском двигателя для быстрого
перемешивания ее с электролитом;
при необходимости прочистить отверстия в пробках 3.
Не реже одного раза в квартал, а также при
участившихся случаях ненадежного запуска двигателя проверяют
плотность электролита и устанавливают степень разряжен-ности
батареи по табл. 11.
Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и более чем на 50%
летом, снимают и ставят на подзарядку. Состояние аккумуляторной
батареи на тракторе показывает
амперметр, установленный на щите прибора. Отклонение стрелки
амперметра от «0» в сторону знака « + » свидетельствует о
зарядке аккумуляторной батареи, а отклонение в сторону знака
«—»— о ее разрядке.
В конце рабочей смены батарею отключают включателем «массы»,
нажав на малую кнопку. Включают батарею, нажав на центральную
кнопку.