Механизм натяжения обеспечивает необходимое натяжение гусеничной
цепи и воспринимает усилие натяжения верхней ветви гусеницы при
движении трактора задним ходом.
При попадании постороннего предмета между гусеницей и ведущим
колесом, опорными катками и направляющим колесом пружина
механизма натяжения сжимается, в результате чего уменьшаются
нагрузки, действующие на гусеничную цепь и другие детали
трактора (полуоси, концевые подшипники бортового редуктора и
др.). При забивании зацепления ведущего колеса гусеничной цепи
мягким грунтом и мокрым снегом, механизм натяжения позволяет
зубу ведущего колеса выйти из зацепления без больших нагрузок в
силовой цепи.
Механизм натяжения состоит из пружины и регулировочного уст-
ройства. Пружина замкнута между двумя упорами, стянута стяжным
болтом с гайкой. Задний упор упирается в торец кронштейна рамы
тележки. Передний упор, скрепленный болтами с фланцем ползуна,
вставленного в фигурное отверстие переднего кронштейна тележки,
может перемещаться вместе с ползуном только в продольном
направлении.
В механизм натяжения болотоходного трактора установлена
дополнительная пружина меньшего диаметра с центрирующей трубкой,
надеваемой на стяжной болт.
Внутри ползуна 11 (рис. 84) находится гидравлическое
регулировочное устройство; упор 10 его прижат к торцу ползуна.
На сферическую поверхность упора опирается шток 8, передний
конец которого соединен с поршнем 5. Шток и поршень вставлены в
цилиндр 7; поршень центрируется двумя разрезными кольцами 6. К
цилиндру приварена крышка 1 с хвостовиком, на который
установлена вилка, соединяемая с опорами натяжного колеса.
Между передним торцом поршня и внутренними поверхностями
цилиндра и крышки имеется полость, куда через масленку 13
рычажноплунжерным шприцем нагнетается смазка. При этом давление
в полости возрастает и цилиндр, передвигаясь вместе с плечами
вилки и натяжным колесом, натягивает гусеницу. При дальнейшем
нагнетании смазки, после того как натянется гусеница, будет
сжиматься пружина механизма натяжения, а натяжение гусеницы
будет увеличиваться. Для уменьшения натяжения гусеницы служит
пробка 12 с радиальным отверстием для выхода масла.
Уплотнение между хвостовиком поршня и зеркалом цилиндра
осуществляется пятью шевронными кольцами 4, прижатыми гайкой,
навернутой на хвостовик поршня. Изношенные уплотнительные кольца
поджимаются пружинным кольцом 3 или изменяют количество
регулировочных прокладок 2.
Между поверхностями штока и цилиндра вставлено резиновое кольцо
9 квадратного сечения, предохраняющее эти поверхности от пыли и
грязи.