Для уменьшения усилия управления
сцеплением до 60—80 Н (6—8 кгс) в тракторе использован
гидравлический сервомеханизм (рис. 72).
Гидравлический сервомеханизм сцепления прикреплен слева к
верхней половине кожуха сцепления и представляет собой
легкосъемный узел, состоящий из чугунного корпуса 4, в котором
смонтированы управляющие и исполнительные звенья и рычажная
передаточная система.
Сверху корпус закрыт крышкой 5. В корпусе перемещается
управляющее звено, состоящее из штока 6, пружины и стержня.
В цилиндрической расточке корпуса свободно перемещается поршень
3 (исполнительное звено), ~в днище которого запрессован упор /,
взаимодействующий с роликом 19 валика сервомеханизма. Между
управляющим и исполнительным звеном установлена пружина,
обеспечивающая между звеньями максимальный зазор.
Полость высокого давления уплотнена резиновым U-образным
уплотнением в подвижном соединении и резиновым кольцом — в
неподвижном. Пыльник предохраняет уплотнение от абразивных
частиц. Полость низкого давления (слива) уплотнена прокладками
21.
Масло от насоса попадает в полость порционера (делителя потока)
12; один поток масла направляется в полость сервомеханизма, а
второй — к сервомеханизму муфт поворота.
Из полости сервомеханизма масло проходит через систему каналов в
полость М, а из нее через трубопровод, который установлен на
машине вместо штуцера 20, в масляный бак.
На первом участке хода управляющего звена исполнительное звено
остается неподвижным. Уменьшение зазора между управляющим и
исполнительным звеньями при выборе свободного хода не вызывает в
сервомеханизме никаких процессов, лишь незначительно
увеличивается давление слива. При дальнейшем уменьшении зазора
между звеньями в полости сервомеханизма начинает расти давление
масла. Сила прижатия дисков сцепления уменьшается до нуля при
неизменной силе сжатия пружин сцепления; усилие на управляющем
звене продолжает расти, но нажимной диск сцепления
остается неподвижным. На этом участке хода
управляющего звена происходит частичная пробуксовка сцепления.
Если давление в полости сервомеханизма достаточно велико,
исполнительное звено перемещается вместе с управляющим. Сила
сжатия пружин сцепления увеличивается, рабочее давление в этой
полости возрастает пропорционально росту силы сжатия пружин, а
усилие на управляющем звене остается постоянным. На этом участке
хода управляющего звена увеличивается зазор между дисками
сцепления.
Когда исполнительное звено дойдет до упора (муфта выключения
упрется в тормозок), давление в полости сервомеханизма начнет
резко возрастать. За счет гидравлической неуравновешенности
клапан начинает приподниматься, преодолевая усилие
предварительно сжатой пружины клапана и позволяя рабочей
жидкости сливаться в полость М. Если тракторист приложит к
педали сцепления дополнительное усилие, пружина клапана сожмется
еще сильней, и в полости сервомеханизма возрастет давление.
Начало дополнительного сжатия пружин клапана тракторист
чувствует по увеличению усилия на органах управления. Таким
образом, давление в полости сервомеханизма оказывается
пропорциональным величине сжатия пружины клапана, а при
неподвижном исполнительном звене действующее на него усилие
пропорционально давлению в полости сервомеханизма. В
сервомеханизме управляющее звено является одновременно и
предохранительным клапаном.
При нажатии на педаль 4 (см. рис. 56) сцепления, которая
движется вместе с валиком 3 во втулках левой колонки управления,
внутренний рычаг, жестко соединенный с этим же валиком, также
начинает двигаться вниз, перемещая распорную тягу. Тяга,
действующая
на плечо промежуточного, рычага, поворачивает против часовой
стрелки валик, на котором закреплен рычаг 1 управления с
роликом. Ролик воздействует на управляющее звено, перемещает его
вниз и включает сервомеханизм. При движении тяги, преодолевается
усилие оттяжной пружины, которая должна четко возвращать
рычажную систему в первоначальное положение. Натяжение пружины
регулируется вворачиванием или выворачиванием регулировочного
пальца.
Во время перемещения поршня 3 (см. рис. 72) поворачивается
валик, на котором закреплен вертикальный рычаг выключения 14
(см. рис. 56), соединенный с отводкой 16 сцепления с ломощью
шаровой гайки 15 и регулировочной вилки.