Бортовой редуктор предназначен для увеличения передаточного
числа трансмиссии и обеспечения нужного положения ведущего
колеса относительно корпуса машины.
Устройство бортового редуктора. Бортовой редуктор, показанный на
рис. 65, представляет собой двухступенчатую шестеренчатую
передачу постоянного зацепления, расположенную в крайних боковых
полостях, образованных литыми боковинами корпуса муфт поворота и
стальными кожухами 27.
Ведущая одновенцовая шестерня 28 бортового редуктора и
промежуточная двухвенцовая шестерня 40 вращаются в
цилиндрических роликовых подшипниках 26, 29, 32,
и 38. Внутренние цилиндрические роликовые подшипники
устанавливаются в корпуса 36 и 39 подшипников, которые
смонтированы в расточках боковины. Наружные цилиндрические
роликовые подшипники вставлены в расточки кожуха. Расточка под
подшипник ведущей шестерни сделана глухой, а под подшипник
двухвенцовой шестерни — сквозной. Сквозная расточка закрыта
крышкой 25.
Ведущая шестерня имеет хвостовик с
цилиндрическими эвольвентны-ми шлицами, на которых закреплен
ведущий фланец 30, получающий вращение от наружного барабана
муфты поворота.
Между стаканом подшипника ведущей шестерни и крышкой 25
двухвенцовой промежуточной шестерни
проложены прокладки 31; у ведущих шестерен
должны быть осевые люфты 0,3—1,5 мм, а у двухвенцовых — 0,4—1,8
мм. Ведомая шестерня 52 съемная.
Зубчатый венец крепится двенадцатью призонными болтами 41 с
гайками к фланцу ступицы 42. Гайки попарно стопорятся
пластинчатыми шайбами.
Ступица 42 большого диаметра вращается на роликовых
цилиндрических подшипниках, напрессованных на полуось. Роликовые
подшипники воспринимают только радиальные нагрузки, а шариковые
— осевые нагрузки, возникающие на повороте. Между наружным и
внутренним подшипниками установлена проставка 51; весь пакет
деталей затягивается на полуоси стопорной гайкой 14. В время
эксплуатации подшипники бортового редуктора не регулируют.
Литое ведущее колесо 55 центрируется на ступице и крепится к ней
десятью призонными (точными) шпильками 16 и обжатыми гайками 17.
В наружной торцовой части ступицы просверлено 10 отверстий под
призонные шпильки 16. Разрезными коническими втулками 19 ведущее
колесо 55 соединяется со ступицей.
Конические втулки 19 с обжатыми гайками 17, навертываемыми на
шпильки, наружной поверхностью соприкасаются с коническими
расточками ведущего колеса 55, а внутренней поверхностью — с
наружной шлифованной поверхностью шпильки 16, образуя
беззазорное соединение.
Масляная ванна бортового редуктора уплотнена двумя
металлическими торцовыми гребенчатыми уплотнениями (малым и
большим). Каждое уплотнение состоит из подвижного и неподвижного
дисков и резиновой манжеты.
Неподвижный диск малого уплотнения плавающий, подвижный 5
центрируется в ступице и вращается вместе с ней. Неподвижный
диск 6
прижимается к подвижному центральной пружиной.
Неподвижный диск 54 большого уплотнения также плавающий. От
проворачивания он стопорится двумя сухариками, расположенными на
осях, входящими в пазы фланца большого уплотнения. Подвижный
диск 21 вращается вместе с ведущим колесом. Диски большого
уплотнения сжимаются радиальными пружинами, расположенными
равномерно по окружности. На наружные диаметры неподвижных
дисков уплотнений надеты резиновые манжеты, которые соединены с
корпусными деталями.
Резиновую манжету большого уплотнения предохраняет двухзаходный
лабиринт, подвижная часть которого 20 соединена с ведущим
колесом, а неподвижная 23— с кожухом.
Подшипник полуоси 7 установлен на тележке гусеницы с помощью
двух штифтов-втулок и крепится четырьмя болтами.
Между неподвижной шайбой большого уплотнения и лабиринтом, а
также между ведущим колесом, лабиринтом и ступицей установлены
резиновые уплотняющие кольца.
Подшипник полуоси 7 закреплен на цилиндрической части гайкой 12.
Один конец полуоси соединен с подшипником, другой конец ее
впрессован в коническое отверстие корпуса муфт поворота и
дополнительно крепится гайкой 47, застопоренной специальным
пружинным кольцом 46. Таким образом, полуось жестко соединена с
корпусом муфт поворота.
Чтобы ведущее колесо находилось в одной плоскости с натяжным
колесом и осевой линией катков, между подшипником полуоси и
крышкой подшипника имеются регулировочные прокладки 8.
Шестерни и подшипники бортового редуктора смазываются маслом,
разбрызгиваемым вращающимися шестернями. Масло заливается в
бортовой редуктор через патрубок, находящийся во фланце боковой
стенки корпуса муфт поворота, до риски на масломерной линейке.
В нижнюю часть кожуха бортового редуктора ввинчена магнитная
пробка 53. В бортовом редукторе между ведущим фланцем 30 и
корпусом подшипника 36 установлено радиальное самоподжимное
уплотнение.
Втулка концевого подшипника смазывается через масленку,
ввинченную в его крышку. Эта полость уплотняется радиальным
самопод-жимным уплотнением.
Бортовой
редуктор болотоходного трактора отличается от редуктора,
описанного выше; Поскольку колея этого трактора шире колеи
базового на 400 мм, постольку некоторые детали бортового
редуктора (полуось 9 (рис. 66), ступица 3, проставки 1 и 2)
удлинены.