Когда коленчатый вал дизеля будет проворачиваться пусковым
двигателем на ускоренной передаче, включают подачу топлива,
переставив рукоятку акселератора в верхнее положение. После
этого провертывают коленчатый вал дизеля пусковым двигателем до
тех пор, пока топливо не начнет выходить из отверстий
продувочных вентилей сплошной непрерывной струей без воздушных
пузырьков. Затем вентили закрывают. Вначале закрывают
продувочный вентиль топливного фильтра тонкой очистки, потом —
продувочные вентили секций топливного насоса.
Для удаления воздуха из топливной системы все продувочные
вентили открывают и закрывают несколько раз один за Другим, как
указано выше. Вводить большое количество топлива в цилиндры
неработающего дизеля нежелательно. Поэтому после заполнения
топливом топливной системы следует сразу же запустить дизель.
Топливный насос, форсунка и регулятор представляют собой
тщательно отрегулированные на заводе механизмы топливной
аппаратуры. Разбирать и регулировать их могут только
квалифицированные механики в специальных мастерских.
При разборке топливной аппаратуры, особенно секций и форсунок,
нужно соблюдать абсолютную чистоту.
В условиях нормальной эксплуатации трактора необходимость в
проверке и регулировке топливного насоса возникает очень редко,
только замена топливного насоса, секции или деталей может
изменить регулировку, установленную заводом.
Рис. 42. Схема регулировки и проверки
топливного насоса на момент начала подачи топлива (первой
секцией):
1—шестерня коленчатого вала, 2— шестерня распределительного вала
большая, 3— шестерня распределительного вала малая, 4—шестерня
привода топливного насоса, 5—кулачковый валик топливного насоса,
6—первая секция топливного насоса, 7—моментоскоп, 8—отрезок
топливопровода высокого давления, 9—резиновая трубка, 10—
стеклянная трубка, 11—в.м.т. поршня, 12—регулировочный хвостовик
толкателя, 13—толкатель, 14—поршень,. 15— указатель, 16—маховик;
.4=24±1° (для дизеля Д-160) н 23±1° (для дизеля Д-160Б)—смещение
метки ВМТ-1-4Ц на маховике относительно указателя, В = = 73±0,4
мм (для дизеля Д-160) и 72±0,4 мм (для дизеля Д-160Б)
—расстояние от привалочной плоскости корпуса регулятора до оси
впадины зубьев, отмеченной меткой, Д =45,5±0,05 мм (расстояние
от верхней плоскости корпуса топливного насоса до опорной
поверхности хвостовика толкателя).
Во время ремонта в случае необходимости следует регулировать и
проверять топливный насос на момент начала и величину подачи
топлива, как указано ниже. На топлив-
ном насосе должны быть правильно отрегулированы хвостовики 12
(рис. 42) толкателей 13. Для этого необходимо на двигатель
установить маховик 16 на ходе сжатия так, чтобы метка «ВМТ 1—4
цил» не доходила до острия указателя 15 на угол А,
равный 24° для
двигателя Д-160 и 23°— для двигателя Д-160Б. При таком
положении маховика и снятой первой секции
6
насоса следует проверить расстояние Д от верхней плоскости
корпуса топливного насоса до опорного торца хвостовика
толкателя, в который упирается торец плунжера. Расстояние
Д
должно быть равно 45,5±0,05 мм. В случае необходимости
регулировки, вывинчивая или завинчивая хвостовик
12
толкателя, установить требуемый размер. Поворачивая каждый раз
маховик на 180° и устанавливая его в указанное положение меток,
отрегулировать на размер 45,5±0,05 мм остальные хвостовики
толкателей в порядке работы цилиндров, т. е. 1—3—4—2.
После
регулировки толкателей и установки секций проверяют момент
начала подачи топлива секциями. На штуцер проверяемой секции
навертывают моментоскоп и переставляют рычаг акселератора в
положение максимальной подачи топлива. Затем, проворачивая
коленчатый вал дизеля через пусковой двигатель, прокачивают
топливо через моментоскоп, пока не появится непрерывная струя,
несодержащая пузырьки воздуха.
При проверке
начала подачи топлива моментоскопом в момент начала движения
мениска 1 секции метка «ВМТ 1—4 цил» на ободе маховика не должна
доходить на ходе сжатия до острия указателя на угол 24±1° для
двигателя Д-160 и 23±1°—для двигателя Д-160Б. Поворачивая
маховик на 180°, проверяют момент начала подачи топлива
остальными секциями в порядке работы цилиндров (1—3—4—2).
Если топливный
насос снят с двигателя, момент начала подачи топлива можно
установить следующим образом: шестерню привода ставят так, чтобы
расстояние В
от середины впадины, отмеченной керном и цифрой 1 до
привалочной плоскости корпуса регулятора было равно 73 ±
±0,4 мм для
двигателя Д-160 и 72 ±0,4 мм — для двигателя Д-160Б. При этом от
верхней плоскости корпуса насоса до опорного торца хвостовика
толкателя должно быть 45,5 ±0,05 мм. Далее, поворачивая валик
насоса по часовой стрелке, точно так же устанавливают хвостовик
у остальных секций насоса в порядке их работы (1—3—4—2).
При отклонении
момента начала подачи топлива необходимо проверить правильность
установки хвостовиков толкателей. Для небольшой подрегулировки
момента начала подачи топлива правильный угол можно
установить, изменяя положение хвостовика толкателя, как указано
выше. Необходимо помнить, что излишнее выворачивание хвостовика
толкателя приведет к тому, что плунжер упрется в гнездо
обратного клапана.
Полный выход
рейки от торца регулировочной муфты до плоскости корпуса
топливного насоса должен быть равен 26,5 мм. За 500 ходов
плунжера каждая секция насоса должна подавать для двигателя
Д-160 115 ± 1 см3 топлива при
600 мин-1
валика насоса и для двигателя Д-160—116 ± 1 см3 при
500 мин-1 валика. При регулировке количества
подаваемого секциями топлива рейка должна быть установлена так,
чтобы регулировочная муфта касалась пружины корректора, не
деформируя её; для этого под пружину корректора необходимо
подложить щуп толщиной 2,8 мм для двигателя Д-160 и 3,6 мм —
для двигателя Д-160Б.
После проверки
момента начала подачи топлива и его регулировки необходимо
проверить работу автоматического отключения второго и третьего
цилиндров. Эта проверка осуществляется следующим образом. При
работе двигателя на холостых оборотах отсоединяют трубки
высокого давления от II и
III
секций. Если подачи топлива нет через
обратные
клапаны, то отключенные секции работают нормально; если подача
есть, необходимо убедиться в отсутствии подачи топлива через
форсунки. Для этого форсунку, отрегулированную на давление 19,6
МПа (200 кгс/см2), поочередно присоединяют ко II и
III секциям; если при работе двигателя на холостых оборотах
подачи топлива через форсунку нет, то отключенные секции
работают нормально.
Второй и третий
цилиндры должны выключаться из работы на режиме холостых
оборотов.
При регулировке
топливного насоса на стенде II и III секции должны прекращать
подачу топлива через форсунки при выходе рейки на 11,2 мм для
двигателя Д-160 и на 13,4 мм — для двигателя Д-160Б.
За счет допуска
на равномерность можно отрегулировать четкое автоматическое
выключение и включение подачи топлива II и III секциями,
поворачивая зубчатый сектор на плунжере.
При загрузке
двигателя автоматически включаются в работу все четыре
цилиндра.
Для получения
нормальной частоты вращения дизеля необходимо открыть крышку
бокового люка корпуса регулятора (см. рис. 34) и установить
тягу рейки в крайнее переднее положение, соответствующее полной
подаче топлива.
Регулирующая
муфта при этом должна соприкасаться с пружиной корректора без
деформации пружины (подложить под пружину щуп толщиной 2,8 мм
для двигателя Д-160 и 3,6 мм — для двигателя Д-160Б); грузики
регулятора прижаты к вертикальному валику, а подвижная муфта
регулятора — к роликам рычагов (торец муфты не должен доходить
до сухариков грузиков на 1,5—3 мм).
Затем запускают
дизель, наружный рычаг регулятора устанавливают в положение,
соответствующее максимальной подаче топлива (ры-
70
чаг
акселератора передвигают в крайнее верхнее положение).
Коленчатый вал
дизеля без нагрузки должен вращаться у двигателя Д-160 с
частотой 1290— 1340 мин-1, у двигателя Д-160Б— 1250
мин1;
при работе с полной нагрузкой у двигателя Д-160 с частотой
1100—1160 мин-1, обеспечивая мощность 117,8 кВт, у
двигателя Д-160Б—1070 мин-1, обеспечивая мощность 103
кВт.
Наружное плечо
трехплечего рычага внутри регулятора должно упираться в торец
упора максимальной частоты вращения.
Вращая
регулировочный болт максимальной частоты вращения, уменьшают или
увеличивают частоту вращения дизеля, доводя ее до указанных
величин. Регулировку осуществляют при снятой крышке регулятора,
которая закрывает регулировочные болты регулирующих муфт. При .
передвижении рычага акселератора вниз до упора дизель должен
развивать минимальную частоту вращения 550 мин-1,
при этом внутреннее плечо трехплечего рычага внутри регулятора
должно упираться в торец упора минимальной частоты вращения.
Регулировку
минимальной частоты вращения проводят в таком порядке. Вначале
отсоединяют регулировочную тягу, соединяющую акселератор с
наружным рычагом регулятора. Затем переводят наружный рычаг
регулятора вперед до тех пор, пока в регуляторе внутреннее
плечо трехплечего рычага не дойдет до торца упора минимальной
частоты вращения. Поворачивая регулировочный болт минимальной
частоты вращения, добиваются нужной частоты. После этого
присоединяют регулировочную тягу акселератора.
Обороты дизеля
замеряют тахометром, присоединяемым к валику привода работомера
(со снятой крышкой на корпусе работомера). Валик привода
работомера вращается в два раза медленнее коленчатого вала.
|