Турбокомпрессор двигателя трактора Т-130М

  Главная       Учебники - Трактора      Трактор Т-130М  (М. И. Злотник, А. А. Лазарев)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ТРАКТОРА Т-130М ВОЗДУХОМ

 

 

Турбокомпрессор двигателя трактора Т-130М

 

Турбокомпрессор предназначен для принудительного нагнетания воздуха в цилиндры двигателя под определенным давлением. Он представляет собой одноступенчатый центробежный компрессор с приводом от радиальной центростремительной турбины, работающей в потоке выхлопных газов двигателя, Состоит из турбинного 23 (рис. 25) и компрессорного 7 колес и трех корпусов (компрессора 12, среднего 2 и турбины 26). Колесо компрессора насажено на носок вала 28 турбокомпрессора и закреплено на нем гайкой 8, а колесо турбины приварено к валу 28. Колеса в сборе с валом подвергнуты динамической балансировке, так как они вращаются во время работы турбокомпрессора с частотой 40000 мин-1. В корпусах компрессора и турбины находятся вставки 11 и 21. Вставка 11 компрессора соединена с патрубком воздухоочистителя, а вставка 21 турбины входит при установке турбокомпрессора в отверстие патрубка выхлопной трубы дизеля и имеет канавки под уплотнительные пружинные кольца 24. Последние плотно прилегают к поверхности выхлопной трубы, не давая просачиваться выхлопным газам.

К фланцу компрессора прикреплен патрубок, второй конец которого соединен с впускным коллектором дизеля.

Выхлопные газы входят в корпус турбины через два канала: по одному из них подходят газы от второго и третьего цилиндров, по второму — от первого и четвертого. Подвод газов в турбокомпрессор позволяет использовать энергию выхлопных газов для вращения колеса турбины.

Вал 28 ротора турбокомпрессора свободно вращается в бронзовой втулке — подшипнике 1. Втулка может немного перемещаться относительно корпуса, от осевого перемещения ее удерживает стопор-фиксатор 16, который входит в отверстие втулки.

 

 

 

 

Рис. 25. Турбокомпрессор ТКР-11:
1—подшипник, 2—средний корпус, 3, 14, 17—прокладки, 4—крышка уплотнения, 5, 19— штифт, 6—фирменная
табличка, 7—колесо компрессора, 8—гайка крепления колеса компрессора, 9, 10, 24—кольцо уплотнения,
11— вставка компрессора, 12—корпус компрессора, 13— резиновое уплотнительное кольцо, 15, 20—регулировочные прокладки, 15—фиксатор, 18—сопловой венец, 21—вставка турбины, 22—экран, 23—колесо . турбины, 25—кольцо уплотнения с уплотнительными кольцами, 26—корпус турбины, 27—диск уплотнения, 28—вал ротора турбокомпрессора; А — зазор между лопатками колеса турбины и вставкой, Б —зазор между лопатками колеса компрессора и вставкой.

 

 

 

 

Втулка смазывается маслом, поступающим по трубке от маслораспределительной плиты. Трубка подсоединена к штуцеру, ввернутому в резьбовое отверстие стопора. От этого же штуцера отходит трубка, идущая к манометру, показывающему давление масла.

Масло, поступающее к турбокомпрессору, дополнительно очищается в сетчатом фильтре 14 (см. рис. 22). Шариковый перепускной клапан
11 фильтра открывается при засорении его и перепускает неочищенное масло во втулку.

Чтобы масло не перетекало в корпус компрессора, на валике установлено кольцо 9 (см. рис. 25) с маслосгонной резьбой, а в канавке втулки имеются два чугунных уплотнительных кольца 10.

Для предотвращения перетекания масла в корпус турбины между втулкой и диском уплотнения 27 около турбинного колеса в канавки вставлены чугунные уплотнительные кольца.

Масло, пройдя через зазор между втулкой и валиком, скапливается во внутренней полости среднего корпуса, откуда по трубке возвращается в смазочную систему дизеля.

Давление нагнетания воздуха, подача и коэффициент полезного действия турбокомпрессора зависят от герметичности корпусов и зазоров А и Б между корпусами нагнетателя, турбины и средним корпусом. Разъемы в корпусах тщательно уплотнены прокладками. Зазоры А и Б регулируют прокладками 15 и 20. При смещении ротора к среднему . корпусу зазор А должен быть равен 0,5 — 0,7 мм, а зазор Б — 0,5—0,9 мм.

Во время работы дизеля отработанные газы поступают в корпус 26 турбины и через сопловый венец 18 направляются на лопатки турбинного колеса 23.

Энергия потока газов на лопатках турбинного колеса преобразуется в механическую энергию, которая приводит во вращение турбинное колесо, валик и колесо 7 компрессора. Отработанные газы, проходя с большой скоростью мимо отверстия выхлопной трубы, связанной с поддоном мультициклонного очистителя воздуха, создают в ней разрежение и отсасывают тем самым пыль из поддона.

Колесо 7 компрессора, вращаясь с большой скоростью, создает разрежение во вставке 11 корпуса компрессора, благодаря этому воздух всасывается через воздухоочиститель и поступает на лопатки колеса компрессора. Воздух движется по лопаткам от центра к периферии колеса, поступает в корпус 12 компрессора и под давлением нагнетается во впускной коллектор и цилиндры дизеля.

В процессе эксплуатации турбокомпрессор не регулируют.

По указателю давления масла турбокомпрессора необходимо следить за циркуляцией масла через турбокомпрессор. Давление масла должно быть не ниже 98 кПа (1 кгс/см2), при его падении останавливают двигатель, выясняют и устраняют причину.

Периодически через 240 ч работы дизеля проверяют места уплотнений турбокомпрессора, подтягивают крепления, не допуская утечки и подсоса воздуха, пробивания газов и подтекания масла. Особенно тщательно проверяют крепление турбокомпрессора, воздухоочистителя и патрубков за компрессором.

При пуске дизеля после включения подачи топлива проверяют, как работает турбокомпрессор, прислушиваясь к зэуку высокого тона. Останавливая хорошо прогретый двигатель, проверяют на слух состояние турбокомпрессора по пробегу ротора.

Периодически через 960—1000 ч работы дизеля следует прочищать и промывать маслофильтр, трубку подвода масла и отверстия в штуцере и угольнике и проверять осевой (не более 0,3 мм) и диаметральный

(не более 0,9 мм со стороны турбины) люфты ротора. Если ротор врйщается туго, необходимо снять турбокомпрессор и промыть его. После промывки во избежание повреждений рабочих колес турбины и компрессора открытые патрубки вставок турбины и компрессора, фланцы корпусов турбины и компрессора, отверстия подвода и слива масляной полости должны быть закрыты.

Разбирать, промывать и собирать турбокомпрессор должен только опытный механик в мастерской. Перед разборкой очищают наружные поверхности корпусов от грязи. Корпуса турбины и компрессора снимают только съемником. Корпус турбины необходимо снимать в первую очередь, так как на его посадочном диаметре образуется много нагара.

Соскребать грязь с поверхности колес нельзя, чтобы не нарушить их динамическую балансировку. В промытом среднем корпусе валик должен легко вращаться в крайних положениях при смещении его до отказа к среднему корпусу в сторону турбины и компрессора.

Во избежание разбалансировки разбирают ротор только в случае крайней необходимости, предварительно нанеся метки на торцы гайки вала и колеса компрессора, чтобы при сборке установить детали в первоначальное положение. Не следует снимать со среднего корпуса диски и экран уплотнения во избежание нарушения соосности отверстий.

Чтобы не произошло разбалансировки валика и колес, запрещается всякая механическая обработка и замена какой-либо детали, кроме гайки крепления колеса компрессора.

Перед установкой в подшипник рабочие шейки вала смазывают чистым дизельным маслом. В случае промывки турбокомпрессора без разборки ротора перед установкой корпусов турбины и компрессора проверяют затяжку гайки валика. Ослабленные гайки 8 подтягивают (момент равен 40—45 Н • м).
При сборке ротора совмещают метки-риски на компрессоре, гайке и валике. Во избежание нарушений зазоров А и Б между вставками и колесами необходимо поставить те же прокладки или новые той же толщины, так как может произойти авария из-за задевания колес о вставки.

После окончательной сборки турбокомпрессора заливают через штуцер 16 подвода масла в средний корпус чистое профильтрованное масло, при этом вращают ротор от руки для образования масляной пленки на подшипнике. На собранном турбокомпрессоре ротор должен свободно вращаться при смещении его до отказа к среднему корпусу, при этом задевание и прихватывание ротора не допускаются.

Устанавливая турбокомпрессор на двигатель проверяют, нет ли посторонних предметов в «улитках» корпусов турбины и компрессора, которые могут вывести из строя колеса ротора.

Перед подсоединением трубки от фильтра к турбокомпрессору калиброванное отверстие в поворотном угольнике, а также полый штуцер, которым притягивается поворотный угольник к штуцеру-стопору среднего корпуса, должны быть тщательно промыты. Затем замеряют по секундомеру пробег ротора на слух при остановке прогретого двигателя сразу же после выключения подачи топлива на режиме максимальных холостых оборотов. Ротор должен вращаться не менее 5 с и плавно остановиться.

В табл. 1 приведены возможные неисправности турбокомпрессора и способы их устранения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..