Масляный радиатор смазочной системы двигателя трактора Т-130М

  Главная       Учебники - Трактора      Трактор Т-130М  (М. И. Злотник, А. А. Лазарев)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

СМАЗОЧНАЯ СИСТЕМА ДВИГАТЕЛЯ ТРАКТОРА Т-130М

 

 

Масляный радиатор смазочной системы двигателя трактора Т-130М

 

 

 

Масляный радиатор 14 (см. рис. 17) трубчатый, стальной, сварной конструкции, состоит из верхнего и нижнего коллекторов (сборников), охлаждающих овальных трубок, двух соединительных пластин и двух трубчатых стоек.

К нижнему сборнику приварен отводящий штуцер, а к правой трубчатой стойке — подводящий. К подводящему штуцеру присоединена труба, по которой горячее масло поступает в радиатор из центробежного фильтра. К отводящему штуцеру подходит труба, по которой охлажденное масло из радиатора направляется через корпус фильтра в маслораспределительную плиту и далее в главную магистраль. В левой трубчатой стойке на верхнем сборнике имеется отверстие, которое служит для соединения внутреннего пространства радиатора с атмосферой при полном спуске масла из двигателя и радиатора. Из масляного радиатора масло спускается через отверстия в отводящей и подводящей трубках, закрываемых болтом-пробкой.

Масляный радиатор двигателя установлен перед масляным радиатором трансмиссии и прикреплен вместе с ним к водяному радиатору.

Внутри картера двигателя скапливаются пары масла и газы, проникающие из цилиндра при износе поршневых колец. В результате может сильно повыситься давление внутри блока двигателя, что вызовет утечку масла.

Для уменьшения давления газов в картере у двигателя имеется сапун; через трубку 2 (рис. 21) сапуна картерная полость блока двигателя сообщается с атмосферой. Сапун имеет набивку 1 из тонкой стальной проволоки, которая препятствует проникновению пыли внутрь блока и выбрасыванию из него масла наружу.

 

 

Рис. 21. Маслозаливная горловина с сапуном:
1—набивка, 2—трубка отвода газов,3—проволочная дужка, 4—крышка, 5—резиновая прокладка, 6—маслозаливная горловина

 



Набивка находится в съемной кассете, смонтированной на маслозаливной горловине 6. Горловина с крышкой 4 прикреплена к блоку двигателя двумя болтами.

Схема смазочной системы показана на рис. 17 и 22. Работает система следующим образом. От шестерни распределительного вала через промежуточную шестерню и шестерни привода вращение передается на вал шестерен масляного насоса. Вместе с валом приводятся во вращение пара шестерен нагнетательной секции 20 и две пары шестерен откачивающих секций 21 и 25.

Нагнетательные шестерни через центральный маслоприемник 1 с сеткой забирают масло из резервуара картера 2 и подают его по каналу в блоке в камеру маслораспределительной плиты 18. Из нее масло поступает по каналу в корпус центробежного масляного фильтра 28 для очистки.

В зимнее время через открывшийся клапан-термостат 7 очищенное масло из фильтра, минуя радиатор, поступает в главную масляную магистраль. В летнее время при закрытом клапане-термостате масло из фильтра поступает по трубе 8 в радиатор, охлаждается там и по трубе 6 возвращается в корпус фильтра, откуда идет в маслораспределительную пли-
ту и далее в главный маслопровод 29 (см. рис. 17).

Из главного маслопровода 29 масло по трубкам 8 и каналам в блоке поступает к коренным подшипникам для смазывания шеек коленчатого вала. От коренных подшипников через каналы в коленах вала масло стекает к шатунным шейкам, предварительно пройдя центробежную очистку в полостях этих шеек. Затем по каналу в теле каждого шатуна 9 масло проходит к втулке верхней головки шатуна и через каналы в верхней головке сливается на днище поршня 10у охлаждая его. Вытекая из-за зазоров в коренных и шатунных подшипниках, масло разбрызгивается вращающимся валом по всему пространству блока, попадая на стенки цилиндров, поршни, толкатели, шейки и кулачки распределительного вала.

Масло, подаваемое к переднему коренному подшипнику коленчатого вала, частично отводится по каналу в блоке к штуцеру, ввернутому в переднюю стенку блока. От этого штуцера масло по трубкам 13 подается к переднему подшипнику распределительного вала, осям большой и малой промежуточных шестерен. От главного маслопровода масло по трубке 12 поступает к уравновешивающему механизму и оси малой промежуточной шестерни.

От подшипника распределительного вала масло стекает по каналу в боковой стенке блока в корпус регулятора, откуда оно поступает по каналам и трубке к передней втулке валика привода насоса и регулятора и к верхней втулке вертикального валика регулятора, смазывая их.

Поступающее к большой промежуточной шестерне масло частично отводится по трубке к подшипнику водяного насоса, а масло, вытекающее из-под втулок промежуточных шестерен, разбрызгиваясь, попадает на зубья распределительных шестерен и смазывает их.

Подшипник валика турбокомпрессора смазывается маслом, которое поступает в фильтр 6 из маслораспределительной плиты 28 по трубке 2 и далее направляется к турбокомпрессору.

Для смазывания сопряжений клапанно-распределительного механизма масло из главного маслопровода по трубкам 3 стекает в полость валиков коромысел, а оттуда через отверстия — в зазор во втулке коромысла. Направляющие втулки клапанов и шаровые концы регулировочных винтов смазываются маслом, идущим к

ним через каналы в коромысле. С указанных деталей клапанно-распределительного механизма масло стекает в картер двигателя и попадает на штанги толкателей, штанги декомпрессора, на толкатели и кулачки распределительного вала

 

 

 

 

 

Рис. 22. Схема работы масляного насоса, центробежного масляного фильтра и фильтра турбокомпрессора:
1—центральный маслоприемник масляного насоса, 2—передний картер, 3—задний дартер, 4—задний маслоприемник, 5—указатель давления масла, 6—труба подвода масла от масляного радиатора, 7—перепускной клапан-термостат, 8—труба подвода масла к масляному радиатору, 9—регулировочный винт сливного клапана, 10—сливной клапан, 11—перепускной клапан фильтра турбокомпрессор?, 12— штуцер, подвода масла к фильтру,
13—стяжная гайка, 14—масляный фильтр турбокомпрессора, 15—резиновое уплотнительное кольцо, 16—фильтрующий элемент, 17—уплотняющее кольцо, 18—маслораспределительная плита, 19—блок двигателя, 20—нагнетательная секция масляного насоса, 21—передняя откачивающая секция масляного насоса, 22—передний маслоприемник,
23—спускная пробка, 24—перепускной клапан, 25—задняя откачивающая секция масляного насоса, 26—пружина перепускного клапана, 27—трубка к указателю давления масла, 28— центробежный масляный фильтр, 29—сопло ротора.
 

 

 

 

 


Из переднего 17 и заднего 27 маслоприемников масло отсасывается откачивающими шестернями насоса в масляный резервуар.

Периодически, в сроки, установленные техническим обслуживанием, необходимо заменять масло в картере двигателя, промывать масляную систему, очищать полость ротора центробежного фильтра от отложений, промывать фильтр к турбокомпрессору.

Во время удаления отложений из ротора фильтра проверяют чистоту сопл-жиклеров и сетки и промывают ротор дизельным топливом.

При каждой замене масла в картере следует промывать набивку сапуна и смачивать ее дизельным маслом. Для замены масла в картере двигателя выворачивают две пробки нижнего картера, пробку, расположенную сверху масляного радиатора, и пробку в трубе, подводящей масло от масляного радиатора к фильтру. Затем снимают колпак масляного фильтра, вынимают ротор, разбирают его, удаляют отложения со стенок и промывают ротор в чистом дизельном топливе.

Для промывки картера, после слива из него отработанного масла, следует поставить все пробки на место, залить в картер 15 л смеси, состоящей из 50% дизельного топлива и 50% дизельного или моторного масла, пустить дизель и промыть картер и всю систему смазки при работающем двигателе в течение 2—3 мин. Во время работы двигателя следят за давлением масла; оно должно быть не менее 98 кПа (1,0 кгс/см2).

После остановки двигателя сливают смесь из картера двигателя, масляного радиатора и труб, подводящих и отводящих масло от масляного радиатора к фильтру. Меняя масло в картере двигателя, снимают крышки боковых люков картера, отъединяют и промывают сетку центрального маслоприемника и магнитную пробку. Запрещается протирать внутренние поверхности картера и блока тряпками, так как нитки от них будут засорять сетки маслоприемников и нарушать нормальную подачу масла.

В картер заливают свежее масло на 80 мм выше уровня метки «мах» на масломерной линейке.

После заливки масла запускают двигатель, дают ему проработать

2—3 мин, затем останавливают двигатель и снова проверяют уровень масла и, если необходимо, доливают его до нормального уровня.

Затем проверяют плотность всех соединений, не допуская течи масла.

При работе ^огретого двигателя с нормальной частотой вращения давление масла 4 должно быть 196—343 кПа (2,0—3,5 кгс/см2). Если оно не соответствует указанной выше величине (при исправном указателе давления масла), необходимо отрегулировать его редукционным клапаном на масляном фильтре или на масляном насосе регулировочными прокладками.

Все остальные механизмы дизеля смазывают согласно таблице смазывания.

Ежесменно контролируют работу центробежного масляного фильтра. Для этого устанавливают максимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя и дают ему проработать на этом режиме 2—3 мин. Затем, выключив подачу топлива, останавливают двигатель и определяют на слух продолжительность вращения ротора. При нормальной работе центрифуги должен прослушиваться характерный, постепенно затихающий шум при вращении ротора в течение 20—40 с.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..