Масляный фильтр смазочной системы
двигателя трактора Т-130М
Масляный фильтр (рис. 20) полнопоточный,
центробежный, состоит из корпуса 8, ротора и клапанов. Фильтр
прикреплен к маслораспределительной плите.
Ротор, в котором происходит очистка масла, установлен на оси,
ввернутой в корпус фильтра. Колпак 12, закрывающий ротор, прижат
к корпусу гайкой 17, навернутой на верхний резьбовой конец оси.
Между колпаком и корпусом находится уплотнительная прокладка 7.
В оси имеется центральное и радиальные сверления в нижней и
верхней ее частях. По нижним сверлениям масло направляется в
ротор, по верхним выходит из него очищенным.
Ротор представляет собой остов
11 с крышкой 10, стянутых гайкой 14. В нижнюю часть остова
ввернуты два стальных сопла с отверстиями диаметром 2 мм.
При работе дизеля масло из корпуса фильтра
поступает под давлением в кольцевой зазор между осью и трубкой
24, откуда оно попадает внутрь ротора и к сопловым отверстиям.
Вытекает оно из сопловых отверстий двумя сильными противоположно
направленными струями, создающими реактивный момент, который
вращает ротор со скоростью 5000—6000 мин-1.
Масло, проходящее внутри ротора, вращается вместе с ним. Под
действием центробежной силы твердые частицы и смолистые
отложения (нагар, спекшееся масло и т. д.), находящиеся в масле,
отбрасываются к периферии и отлагаются на внутренней поверхности
крышки 10 ротора.
Через отверстия в стержне очищенное масло поступает в трубку и
по каналам в корпусе фильтра и маслораспределительной плите идет
к подшипникам. Горячее масло для охлаждения поступает в масляный
радиатор, а холодное открывает клапан-термостат 26 и поступает
для смазывания подшипников, минуя масляный радиатор.
В фильтре размещены редукционный клапан 2, регулирующий рабочее
давление в масляной магистрали, и перепускной 20, открывающийся
при засорении ротора и перепускающий неочищенное масло из
корпуса фильтра в главную масляную магистраль.
К корпусу фильтра подсоединены два маслопровода-трубки, по
одному из них масло отводится от фильтра в масляный радиатор
(летом), а по другому охлажденное масло подводится в корпус
фильтра от радиатора.
К маслораспределительной длите подсоединена трубка манометра,
контролирующего давление масла в главной масляной магистрали, и
трубка, подводящая масло к подшипникам турбокомпрессора.