СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ТРАКТОРА Т-130М

  Главная       Учебники - Трактора      Трактор Т-130М  (М. И. Злотник, А. А. Лазарев)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ТРАКТОРА Т-130М



Система охлаждения служит для отвода теплоты от наиболее нагретых деталей двигателя (гильзы, блока, головки блока) и поддержания необходимого теплового режима двигателя.

На двигателе Д-160 применена
водяная принудительная закрытого типа система охлаждения. В качестве охлаждающего агента используется вода или низкозамерзающая жидкость. Система охлаждения сообщается с атмосферой через паровоздушный клапан, который открывается при определенных условиях.

Устройство системы (рис. 12). Система охлаждения состоит из водяной рубашки блока 48 и головок цилиндров 38, водяного радиатора со шторкой 10, водяного насоса 2, вентилятора, термостата 37, термометра 45у подводящих и отводящих трубопроводов, спускных кранов 4 и 50.
В систему охлаждения воду заливают через заливную горловину радиатора. В водоотводной трубе установлен датчик 46 дистанционного термометра. Воду из системы охлаждения сливают через краны в нижнем коллекторе радиатора и крышке водораспределительной камеры блока дизеля.
 

 

 

 

 

Рис. 12. Схема охлаждения двигателя:

1—шестерня привода водяного насоса, 2—водяной насос, 3—шкив коленчатого вала, 4—сливной кран, 5—пробка сливного крана, 6—нижний коллектор водяного радиатора, 7—вентилятор, 8— щиток, 9—сердцевина водяного радиатора, 10— шторка, //—масляные радиаторы, 12—кронштейн вентилятора, 13—ролик натяжения ремней, 14— кронштейн ролика, 15— кронштейн регулировочного винта, 16—механизм натяжения ремней, 17— регулировочный винт, 18—ось кронштейна, 19— крестовина вентилятора, 20—крышка шкива вентилятора, 21—упорная шайба, 22—передний шарикоподшипник оси вентилятора, 23—ось вентилятора, 24— проставка, 25— шкив вентилятора, 26— втулка, 27—ремень, 28—сальник, 29—перепускная трубка, 30—крышка заливной горловины водяного радиатора с паровоздушным клапаном, 31—паровой клапан, 32—воздушный клапан, 33—направляющая тросика управления шторкой, 34—верхний коллектор водяного радиатора, 35— соединительный рукав, 36—крышка водоотводной трубы, 37— термостаты, 38—головка цилиндров, 39—полость водяной рубашки охлаждения головки цилиндров, 40—полость водяной рубашки охлаждения цилиндров двигателя, 41—водоотводная труба, 42—дефлекторы, 43—патрубок подвода воды в рубашку блока цилиндров, 44-патрубок подвода воды к блоку цилиндров пускового двигателя, 45—термометр, 46—датчик температуры воды, 47—патрубок отвода воды из полостей головок цилиндров пускового двигателя, 48—блок дизеля, 49—крышки водораспределительного канала, 50—сливной кран водяной рубашки блока цилиндров.

 

 

 

 

 


Водяной радиатор трубчатый, с паровоздушным клапаном, размещенным в крышке 30 заливной горловины, и шторкой 10. Сердце-вина 9 радиатора состоит из латунных плоскоовальных трубок, латунных охлаждающих пластин и двух трубных досок. Пластины и трубные доски надеты на трубки и припаяны к ним. К трубным доскам болтами крепятся верхний 34 и нижний 6 коллекторы. Сердцевина радиатора вместе с коллекторами установлена в раму радиатора. Снаружи на верхнем 34 коллекторе смонтированы паровоздушная трубка, заливная горловина, закрытая крышкой с паровоздушным клапаном. Внутри верхнего коллектора находится труба-успокоитель. К фланцу нижнего коллектора 6 крепится отводящий патрубок со спускным краном 4 радиатора. Впереди к водяному радиатору прикреплены масляные радиаторы 11 двигателя и трансмиссии. Между радиаторами установлена шторка 10 для регулирования потока воздуха, обдувающего сердцевину водяного

радиатора. Шторка снабжена устройством для ее открытия и закрытия (трос с цепочкой и кольцом для захвата рукой). Чтобы поднять (закрыть) шторку, нужно потянуть за кольцо, накручивая трос на барабан, после чего стопорят барабан, передвинув цепочку в прорезь задней стенки капота трактора. Сердцевина водяного радиатора прикреплена к раме через амортизаторы. В верхней части радиатор связан с головками двумя регулируемыми по длине раскосами.

Паровоздушный клапан размещен в крышке 30 заливной горловины и состоит из парового 31 (наружного) и воздушного 32 (внутреннего) клапанов. Паровой
клапан при надевании крышки пружиной прижимается к седлу горловины. Он открывается при избыточном давлении пара в коллекторе 59 кПа, предохраняя водяную систему от разрыва. Благодаря избыточному давлению в радиаторе температура начала кипения воды повышается до 381—383 К (108— 110°С), что снижает расход воды.

Воздушный клапан смонтирован в тарелке парового клапана. При остывании двигателя, когда в системе создается разряжение (0,98— 11,8 кПа) вследствие конденсации паров и уменьшения объема воды, воздушный клапан открывается, впуская атмосферный воздух. Паровоздушный клапан сообщается с атмосферой через паровоздушную трубку, приваренную к заливной горловине. Водяной насос центробежного типа создает принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости, крепится слева сверху болтами

к передней стенке кожуха шестерен распределения.
 

 

 

 

 

Рис. 13. Водяной насос:
1—валик, 2— маслоотражательная шайба, 3— распорная пружина, 4, 5—тарелки пружины, 6—металлографитовая шайба уплотнения, 7—прокладка, 8—входной патрубок, 9—гайка крепления крыльчатки, 10—крыльчатка,
11— кольцо из нержавеющей стали, 12—корпус насоса, 13—резиновая манжета самоподжимного торцового уплотнения, 14—самоподвижной сальник уплотнения, 15—стопорное кольцо, 16—дистанционная втулка, 17—приводная шестерня, 18—шарикоподшипник, 19—гайка крепления приводной шестерни, А—контрольное отверстие.

 

 

 

 

 



Насос состоит из корпуса 12 (рис. 13), пятилопастной крыльчатки 10, закрепленной на валу гайкой 9, самоподжимного торцевого уплотнения 13, валика 1 и шестерни привода

17. Корпус имеет три патрубка: по одному из них 8 вода от радиатора подводится к насосу, по перепускной трубке вода поступает из водоотводной трубы головок блока; по третьему патрубку вода подводится к водяным рубашкам основного и пускового двигателей. Вал насоса вращается в двух шарикоподшипниках 18. Масло к подшипникам поступает через отверстие в корпусе насоса из смазочной системы дизельного двигателя. Чтобы масло не перетекало по валику, в корпусе установлен резинокаркасный самоподжимной сальник 14.

Воду в корпусе насоса удерживает самоподжимное торцевое уплотнение валика, состоящее из металлографитовой шайбы 6У кольца из нержавеющей стали, резиновой манжеты 13 и распорной пружины. Торцевые поверхности шайбы и кольца прижаты пружиной для надежного контактного уплотнения водяной полости корпуса.

От продольного перемещения вал удерживается шариковым подшипником 18, стопорным кольцом 15 и буртиком в корпусе 12.

На передний конец вала на шпонку посажена приводная шестерня 17. Эта шестерня вводится в зацепление с большой промежуточной шестерней механизма привода агрегатов двигателя.

Воду из системы охлаждения спускают через сливные отверстия в корпусе и входном патрубке насоса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..