УСТРОЙСТВО И РАБОЧИЙ ЦИКЛ ДВИГАТЕЛЯ ТРАКТОРА Т-130М
На тракторе установлен четырехцилиндровый четырехтактный
дизельный двигатель Д-160 водяного охлаждения мощностью 117,8
кВт (160 л. с.) с частотой вращения коленчатого вала 1250 об/мин
с турбонаддувом воздуха в цилиндры и непосредственным впрыском
топлива в камеру поршня.
Двигатель состоит из кривошипно-шатунного механизма, механизма
газораспределения, систем охлаждения, смазочной, питания,
пускового устройства и агрегатов электрооборудования (рис. 3 и
4).
Двигатель работает по четырехтактному циклу. Каждый цикл
осуществляется за два оборота коленчатого вала.
Впуск. При движении поршня 18 (см. рис. 3) от верхней мертвой
точки (в. м. т.) до нижней (н. м. т.) в цилиндры при открытом
впускном клапане 22 нагнетается воздух турбокомпрессором 32 под
давлением 145 кПа. В результате турбонаддува увеличивается
поступление воздуха в цилиндры, что позволяет повысить мощность
двигателя.
Сжатие. Поршень поднимается из н. м. т. в в. м. т.; при закрытых
клапанах 22 и 23 воздух сжимается, а температура его повышается.
В конце такта сжатия в цилиндры двигателя впрыскивается
форсункой 32 (см. рис. 4) топливо, которое растекается тонкой
пленкой по стенке камеры сгорания поршня 18 (см. рис. 3).
Соприкасаясь с нагретой стенкой, оно испаряется, перемешивается
с нагретым воздухом, совершающим вихревое движение, и
самовоспламеняется при температуре воздуха в камере 873—973 К
(600—700 °С). Благодаря хорошему перемешиванию топлива с
воздухом эта смесь сгорает полностью, обусловливая высокую
топливную экономичность двигателя не более 244,9 г/кВт • ч (180
г/л. с. • ч).
Рабочий ход. Газы, образующиеся при сгорании, расширяясь, давят
на днище поршня, в результате чего поршень движется вниз от в.
м. т. к н. м. т. и через шатун 8 передает усилие на кривошип
коленчатого вала 12, заставляя вал вращаться.
Выпуск. Поршень движется от н. м. т. к в. м. т., отработавшие
газы выталкиваются через открытый выпускной клапан 23. После
выпуска отработанных газов весь рабочий процесс повторяется.
Рабочие ходы в цилиндрах двигателя следуют один за другим в
порядке работы цилиндров: 1—3— 4—2. Для лучшего протекания
рабочего процесса клапаны 22 и 23 открываются и закрываются с
опережением открытия и запаздыванием закрытия, как показано на
рис. 5. Опережение открытия и запаздывание закрытия впускного
клапана обеспечивают лучшее наполнение цилиндра воздухом, что
очень важно для полного сгорания топлива. Эти процессы
необходимы для полного удаления отработанных газов из цилиндров
двигателя.