Глава 1 УСТРОЙСТВО ТРАКТОРА Т-130М
НАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ТРАКТОРА Т-130М
Т-130М — мощный гусеничный трактор общего назначения,
выполняющий разнообразные энергоемкие работы в агрегате с
различными машинами и орудиями: бульдозерными лопатами,
погрузчиками, трубоукладчиками, буровыми установками, подъемными
кранами, бурильными агрегатами, плугами-рыхлителями,
канавокопателями, роторными фрезерными машинами с активным
рабочим органом, дренажными орудиями, кусторезами, корчевателями
и т. д.
Трактор может работать в различное время года, в разных
климатических зонах (от тропиков до районов Крайнего Севера), на
разнообразных грунтах (песок, переувлажненные почвы, плотные
суглинки, скальные породы и мерзлые грунты).
В связи с многообразием и спецификой выполняемых работ
выпускаются различные модификации трактора Т-130М.
Тракторы общего назначения. Т-130М— с кабиной, гидравлической
системой и жестким прицепным устройством; Т-130МГ-1— базовый с
кабиной, гидравлической и передней навесной системами, с жестким
прицепным устройством (орудия навешивают спереди трактора —
бульдозерная лопата, корчеватель и др.); Т-130МГ-2—с кабиной,
гидравлической системой и маятниковым прицепным устройством,
приспособленный для установки передней и задней навесных систем;
Т-130МГ-3 — с кабиной, гидравлической и задней навесной
системами; Т-130МГ — с гидравлической системой, приспособленный
для установки передней и задней навесных систем.
Тракторы специального назначения — болотоходные. Т-130МБ — с
маятниковым прицепным устройством, негидрофицированный;
Т-130МБГ-1 —с гидравлической и передней навесной системами, с
маятниковым прицепным устройством; Т-130МБГ-3— с гидравлической
и задней навесной системами.
Трактор состоит из двигателя, трансмиссии, ходовой части,
гидравлической системы управления рабочим органом, рабочего
места водителя и дополнительного оборудования.
Двигатель мощностью 117,8 кВт (160 л. с.) у тракторов общего
назначения и 103 кВт (140 л. с.)— у болотоходных превращает
тепловую энергию в механическую, которая приводит в движение
трактор и присоединенные к нему машины. От двигателя,
установленного на лонжеронах, крутящий момент передается к
ведущим колесам через трансмиссию, состоящую из сцепления,
коробки передач, главной передачи, механизмов поворота с
тормозами и бортовых редукторов.
Сцепление служит для отсоединения трансмиссии от двигателя при
переключении скоростей и плавного трогания трактора с места.
Коробка передач трактора общего назначения позволяет изменять
скорость движения, обеспечивая 8 передач переднего и 4 передачи
заднего ходов и максимальное тяговое усилие 128,3 кН (13,08 тс)
при скорости движения 2,51 км/ч.
Ходовая часть является опорной базой и преобразует вращательное
движение ведущих колес в поступательное движение трактора. Связь
ходовой части с рамой трактора осуществляется шарнирно в трех
точках. Рама трактора состоит из корпуса муфт поворота и
приваренных к нему лонжеронов коробчатого сечения, связанных
между собой в передней части бампером, а в средней — коробкой
рессоры.
Раздельно-агрегатная гидравлическая система универсальная,
предназначена для работы с двумя типами навесных систем:
передней и задней.
Передняя навесная система предназначена для установки навесных
орудий, смонтированных на специальной раме. Силовые
гидроцилиндры прикреплены к цапфам силовых баков гидросистемы.
Задняя навесная система, состоящая из механизма навески с двумя
силовыми гидроцилиндрами, предназначена для агрегатирования
трактора с различными сельскохозяйственными орудиями.
Рабочее место водителя расположено в металлической кабине
закрытого типа с теплозвукоизоля-цией.
Кабина оборудована вентилятором, устройством для обогрева,
зеркалом заднего вида, солнцезащитным козырьком,
стеклоочистителями, плафоном для освещения. Хорошая обзорность
из кабины позволяет
трактористу видеть обе гусеницы и рабочие органы орудий.
Дополнительным оборудованием (защитным устройством двигателя и
ходовой части, ледоходными шпорами, асфальтоходными и другими
видами башмаков, устройством для подготовки двигателя к запуску
в зимнее время года и т. д.) трактор оснащается в зависимости от
его назначения.
|