БЕЛАРУС Ш-353М, МТ-353М2, МГЛ-363М, МПЛ-373М, МП–403М, ММП-393М. Руководство - часть 8

 

  Главная      Учебники - Трактора     МАШИНЫ ШАХТНЫЕ "БЕЛАРУС" Ш-353М, МТ-353М2, МГЛ-363М, МПЛ-373М, МП–403М, ММП-393М - руководство по эксплуатации Ш353М-0000010 РЭ

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  6  7  8  9   ..

 

 

БЕЛАРУС Ш-353М, МТ-353М2, МГЛ-363М, МПЛ-373М, МП–403М, ММП-393М. Руководство - часть 8

 

 

ослабления гайки. Для этого регулировочный винт нужно завернуть до отказа,
затем отвернуть его на одну шестую оборота и законтрить гайкой.
Обнаруженный люфт конических подшипников нужно устранять, но при
этом не следует нарушать положение приработавшихся друг к другу ведомой 29
и ведущей 16 шестерен.
При проведении регулировочных работ следует знать, что стопорение
болтов крышек 26 подшипников дифференциала, коробок сателлитов 24, 30 и
стопорной пластины 25 гаек 22 подшипников дифференциала осуществляется с
помощью анаэробного герметика "Унигерм-6" или "Унигерм-9". Болты должны
быть смазаны на три четверти длины резьбовой части вышеуказанным
герметиком.
При отсутствии герметика стопорение болтов производить шплинт-
проволокой: коробок сателлитов - диаметром 1,2 мм, крышек подшипников и
стопорной пластины - диаметром 1,6 мм.
Шплинтовка должна производиться таким образом, чтобы натяжение при
скрутке проволоки создавало крутящий момент в направлении затяжки болтов.
Преднатяг подшипников дифференциала регулируется гайками 22. Этими
же гайками регулируется положение ведомой шестерни, то есть величина
бокового зазора, а также величина и расположение пятна контакта в зацеплении
шестерен.
7.1.26.1 Регулировка подшипников ведущей шестерни главной передачи
Подшипники ведущей шестерни главной передачи регулировать в том
случае, если осевой зазор шестерни превышает 0,03 мм. Проверять люфт следует
с помощью индикаторов путем перемещения вала ведущей шестерни из одного
крайнего положения в другое, или покачиванием фланца.
При наличии люфта ведущей шестерни в конических подшипниках
необходимо подшипники отрегулировать, для чего:
Дата
- отвинтить сливную пробку в нижней части картера 21 (рисунок 36)
заднего моста, предварительно поставив под нее емкость для сбора масла и слить
масло;
- отсоединить задний конец карданного вала;
- вынуть полуось 23;
- отвинтить болты картера редуктора 21 к балке моста и вынуть редуктор;
- отвинтить винт ведомой шестерни 29 так, чтобы торец упора не выступал
над торцем прилива в картере;
- снять маслоприемную трубку;
- расконтрить и отвинтить гайки 22 подшипников дифференциалов. Перед
отвинчиванием гаек пометить их положение относительно крышек подшипников
дифференциала, нанеся метки на крышках и гайках;
- снять крышки 26 подшипников дифференциала;
- отодвинуть дифференциал в сторону ведомой шестерни и вынуть его.
Отвернуть болты 18 крепления муфты 13 и вынуть муфту;
- проверить, не разбирая муфту, достаточна ли толщина регулировочной
прокладки, установленной между подшипниками ведущей шестерни 16. Для
этого фланец муфты зажать в тисках, а гайку крепления фланца карданного вала
расшплинтовать и завернуть до отказа. Если толщина регулировочного кольца
превышает требуемую, то подтяжка гайки не приведет к заметному
сопротивлению при вращении ведущей шестерни в подшипник;
- отвинтить гайку крепления фланца карданного вала, снять фланец,
крышку сальника, маслосъемное кольцо и внутреннее кольцо с роликами
наружного подшипника;
- уменьшить шлифовкой толщину регулировочного кольца до устранения
осевого люфта ведущей шестерни и обеспечения предварительного натяга
подшипника
(уменьшение толщины кольца должно быть равно сумме
измеренного индикатора осевого люфта шестерни и величины
0,05 мм
предварительного натяга);
Дата
- собрать муфту в тисках в обратном порядке и затянуть гайку до отказа.
При затяжке гайки необходимо проворачивать фланец для того, чтобы ролики
подшипников заняли правильное положение в обеих обоймах.
- гайка по окончанию регулировки должна быть затянута моментом от 280
до
400 Н·м. Нельзя даже немного поворачивать ее назад для совмещения
отверстия под шплинт с прорезью гайки. При недостаточной затяжке возможно
поворачивание внутреннего кольца подшипника, износ регулировочного кольца
и, как следствие опасное увеличение осевого люфта ведущей шестерни;
- проверить затяжку подшипников.
Для этого зажать муфту в тиски, за отверстие фланца зацепить крючком
динамометра и плавно поворачивать шестерню. Показания на шкале
динамометра должны находиться в пределах от
29 до
62 Н·м. Когда
сопротивление вращению подшипников окажется в пределах нормального, гайку
зашплинтовать;
- поставить на место муфту 13 с крышкой сальников, равномерно затянуть
их болтами;
- собрать главную передачу, при этом гайки
22 подшипников
дифференциала завернуть до положения, отмеченного метками;
- установить маслоприемную трубку;
- для правильной установки упора ведомой шестерни необходимо
завернуть винт упора до отказа, затем отвернуть на 1/6 оборота и законтрить
гайкой;
- поставить редуктор на место, соединить фланцы карданного вала и
ведущей шестерни;
- вставить полуоси и затянуть гайки;
- установить сливную пробку на место;
Дата
- отвинтить пробку 19, закрывающую контрольное отверстие и залить
масло до появления его в верхней кромке контрольного отверстия;
- установить пробку 19 на место.
7.1.27 Регулировка подшипников ступиц передних и задних колес
7.1.27.1 Регулировка подшипников ступиц передних колес
Регулировку подшипников выполнять в следующей последовательности:
- поднять домкратом переднюю ось до отрыва шин от опорной
поверхности и снять колпак ступицы 1 (рисунок 34);
- расшплинтовать и ослабить гайку 14 цапфы поворотного кулака так,
чтобы колесо свободно вращалось. В случае торможения колеса устранить
причину тугого вращения;
- поворачивая колесо затянуть гайку
14 цапфы поворотного кулака
крутящим моментом от 50 до 80 Н·м;
- проверить степень затяжки колеса, заставляя колесо поворачиваться
толчком руки, после которого оно должно сразу же останавливаться;
- отпустить гайку
14 на
2
-
4 прорези коронки до совпадения со
шплинтовочным отверстием кулака 6 и зашплинтовать. Отворачивание гайки
более чем на четыре прорези не допускается. При этом колесо должно свободно
проворачиваться без заклинивания. В случае заклинивания колеса устранить
причину, а регулировку повторить.
7.1.27.2 Регулировка подшипников ступиц задних колес
Регулировку
подшипников
осуществлять
в
следующей
последовательности:
- поднять домкратом задний мост до отрыва шин от опорной поверхности;
-
отвернуть гайки шпилек 1 (рисунок 36) крепления полуоси и снять
пружинные шайбы;
Дата
- болтами 34 выпрессовать полуось 33, предварительно поставив емкость
для сбора масла в месте разъема полуоси 33 и ступицы 34;
- отвинтить контргайку 2 и снять стопорную шайбу 3;
- ослабить гайку 4 подшипников ступицы на от 1/3 до 1/2 оборота и
проверить вращение колеса. В случае торможения колеса устранить причину его
тугого вращения (задевание тормозных колодок, заедание сальника и т.п.);
- затянуть гайку
4 до тугого вращения колеса. При затяжке гайки
необходимо проворачивать колесо для равномерного размещения роликов в
подшипниках. Затянутое таким образом колесо после толчка рукой должно сразу
остановиться;
- отпустить гайку 4 крепления подшипника на 1/8 оборота, установить
стопорную шайбу 3 и убедиться, что стопорный штифт вошел в ближайшую
прорезь стопорной шайбы 3. Если штифт не входит в прорезь, повернуть гайку в
ту или иную сторону с тем, чтобы штифт вошел в ближайшую прорезь
стопорной шайбы 3;
- навернуть и затянуть контргайку 2. При правильной затяжке колесо
должно свободно вращаться без заметного осевого биения и качки;
- вставить полуось 33, поставить пружинные шайбы затянуть гайки шпилек
1 крепления полуоси;
- опустить колесо. Регулировку подшипников проверить по степени
нагрева ступицы колеса при контрольном пробеге. Сигнальный нагрев
недопустим и должен быть устранен повторной регулировкой.
Подшипники ступиц задних колес смазываются маслом, поступающим из
картера заднего моста по кожухам полуосей, поэтому после регулировки
подшипников ступицы проверить уровень масла в заднем мосту и при
необходимости долить. Для наполнения полости ступиц смазкой следует поднять
поочередно правое и левое колесо на высоту не менее 200 мм.
Дата
7.1.28 Регулировка колесных тормозов
Регулировка тормозов колес может быть полная или текущая.
Перед регулировкой необходимо проверить правильность затяжки
подшипников ступиц колес.
При регулировке тормоза должны быть холодными.
7.1.28.1 Текущая регулировка
Текущая регулировка производится по мере износа фрикционных
тормозных колодок.
Текущую регулировку надо производить в следующем порядке:
- вывесить колесо с помощью домкрата;
- вращая колесо, постепенно поворачивать болт
13
(рисунок
38)
регулировочного эксцентрика 16 колодки 1 в направлении, указанном стрелками,
до тех пор, пока колесо не затормозится. Направление вращения колеса при этом
должно совпадать с направлением вращения регулировочного эксцентрика 16
регулируемой колодки;
- постепенно поворачивая болт
13 регулировочного эксцентрика
16 в
обратном направлении, вращая колесо в том же направлении до тех пор, пока
оно не станет вращаться свободно без задевания барабана за колодки;
- отрегулировать зазор между другой колодкой и барабаном, как было
описано ранее, учитывая направления вращения колеса;
- аналогично отрегулировать тормоза остальных колес;
- проверить правильность регулировки тормозов.
При правильной регулировке тормозов и отсутствия воздуха в системе
гидропривода педаль тормоза при нажатии на нее ногой не должна опускаться
более чем на половину хода, после чего должна ощущаться "жесткая" педаль.
При движении машины тормозные механизмы не должны нагреваться.
При торможении машину не должно уводить в сторону.
Дата
7.1.28.2 Полная регулировка
Полная регулировка производится при смене фрикционных накладок,
колодок или расточки барабанов.
Регулировку производить в следующем порядке:
- вывесить колесо с помощью домкрата;
- ослабить гайки 8 опорных пальцев 9 и установить опорные пальцы в
положение метками внутрь;
- нажимая на педаль тормоза, повернуть опорные пальцы в направлении,
указанном стрелками "б", так, чтобы нижняя часть накладки касалась тормозного
барабана;
- затянуть в этом положении гайки опорных пальцев и повернуть
регулировочные эксцентрики так, чтобы они касались тормозных колодок;
- прекратить нажатие на педаль, повернуть регулировочные эксцентрики в
обратном направлении на столько, чтобы колесо вращалось свободно;
- проверить правильность регулировки тормозов.
7.1.28.3 Прокачка тормозной системы
Создать в системе тормозов давление воздуха от 0,65 до 0,75 МПа.
Надеть на наконечники клапанов
35
(рисунок
36) и
3
(рисунок
37)
тормозных цилиндров правого переднего и левого заднего колес шланги
(предварительно сняв защитные колпачки), концы которых опустить в
стеклянную емкость, объемом не менее 0,75 л на 1/3 заполненную тормозной
жидкостью. Нажать на педаль тормоза от 2 до 4 раза и, удерживая педаль в
нажатом состоянии, открыть клапан (отвернуть их на 1/3 - 1/2 оборота). После
выпуска воздуха закрыть клапаны и отпустить педаль. Повторять такие циклы до
полного вытекания жидкостью воздуха. Контролировать визуально по
прекращению появления воздушных пузырьков. Следить за уровнем тормозной
жидкости в бачке главных цилиндров тормозов. Уровень жидкости должен быть
от 30 до 35 мм от горловины бачка.
Дата
1 - тормозная колодка; 2 - колесный цилиндр; 3 - экран; 4 - стяжная пружина
колодок; 5 - направляющая скоба колодок; 6 - тормозной щит; 7 - пружинная
шайба; 8 - гайка; 9 - опорный палец колодки; 10 - эксцентрики опорных
пальцев; 11 - пластина опорных пальцев; 12 - метки; 13 - болт регулировочного
эксцентрика; 14 - шайба; 15 - смотровой люк; 16 - регулировочный эксцентрик.
Рисунок 38 - Тормозной механизм колеса
Аналогичные операции произвести с тормозными цилиндрами правого
заднего и левого переднего колеса.
7.1.29 Регулировка стояночного тормоза
Стояночный тормоз регулируется для уменьшения зазоров между
колодками и барабаном, увеличившихся вследствие износа накладок.
Регулировку следует производить на холодном тормозе в следующем
порядке:
- создать давление в пневмосистеме от 0,65 до 7,4 МПа;
- установить рукоятку крана управления стояночным тормозом в
положение "расторможено" (шток тормозной камеры втянут);
- отсоединить рычаг
2
(рисунок
39) от регулировочного рычага
3,
установленного на разжимном кулаке;
- повернуть регулировочный рычаг
3 до соприкосновения тормозных
колодок с барабаном, после чего повернуть регулировочный рычаг в обратном
направлении до совпадения одного из его отверстий с отверстием в рычаге 2 и
установить палец 4, при этом тормозной барабан должен свободно вращаться.
7.1.30 Регулировка регулятора давления и промывка фильтра
Если давление в системе не соответствует пределам от 0,65 до 7,4 МПа , то
с помощью регулировочного винта 19 (рисунок 40) отрегулировать его до
нужных пределов. После регулировки затянуть гайку 18.
Для промывки фильтра регулятора давления необходимо:
- отвернуть нижнюю крышку 2;
- вынуть фильтр
8 и промыть его в бензине. Очистить внутренние
поверхности регулятора и нижней крышки.
Дата
1 - тормозная камера с пружинным энергоаккумулятором; 2 - рычаг; 3 -
регулировочный рычаг; 4 - палец;
Рисунок 39 - Стояночный тормоз
7.1.31 Регулировка схождения и угла поворота передних колес
Схождение передних колес определяется по разности расстояний между
ободами или шинами колеса сзади и спереди. Регулировку схождения колес
проверяют на машине раздвижной линейкой. Для проверки схождения
необходимо:
- установить машину на ровную горизонтальную площадку, поставить
передние колеса в положение, соответствующее прямолинейному движению;
- проверить давление в шинах и при необходимости довести до
нормального;
- измерить расстояние между торцами Б (рисунок 37) ободов колес на
высоте центров колес, установив линейку перед передней осью. Место зазора на
ободах колес отметить мелом.
- перекатить машину вперед так, чтобы отметка оказалась сзади передней
оси;
- измерить расстояние между отметками, разность расстояний между
ободами колес сзади и спереди на уровне оси вращения колес должна находиться
в пределах от 0 до 3 мм.
Для регулировки схождения колес необходимо освободить стяжные болты
наконечников поперечной рулевой тяги и, вращая поперечную рулевую тягу,
установить нормальное схождение колес. После регулировки закрепить стяжные
болты наконечников.
Угол поворота устанавливают с помощью болтов
8
(рисунок
41),
расположенных на поворотных рычагах 7.
7.1.32 Сборка колес
Сборку колес нужно выполнять на чистом полу, брезенте или листе
фанеры. Необходимо пользоваться специальными монтажными лопатками.
Колеса с шинами радиальной или диагональной конструкции устанавливаются
комплектно.
Дата
К рисунку 40 - Регулятор давления:
1 - пружина разгрузочного клапана; 2 - нижняя крышка; 3 - разгрузочный
клапан; 4 - седло разгрузочного клапана; 5,6 - упорные кольца; 7 - шток; 8 -
фильтр; 9,11 - уплотнительные кольца; 12 - стержень клапанов; 13 - выпускной
клапан;
14
- пружина толкателя;
15
- корпус регулятора;
16
- пружина
уравновешивающего поршня; 17 - защитный колпачок; 18 - контргайка; 19 -
регулировочный винт; 20 - тарелка пружины; 21 - верхняя крышка; 22 -
толкатель клапанов; 23 - манжета; 24 - уравновешивающий поршень; 25 -
обратный клапан;
26
- пружина;
27
- выпускной клапан;
28
- пружина
разгрузочного поршня; 29 - разгрузочный поршень; 30 - пружина фильтра; 31 -
направляющая пружина; 32 - пружина; 33, 35 - уплотнительные кольца; 34 -
клапан; 36 - корпус клапана; 37 - защитный колпачок; I…III - выводы.
Дата
1 - насос-дозатор; 2 - насос питания; 3 - масляный бак; 4 - фильтр; 5 -
гидроцилиндр; 6 - трубопровод; 7 - рычаг; 8 - болт.
Рисунок 41 - Привод рулевого управления
Сборку колеса с шиной надо выполнять в следующей последовательности:
- слегка припудрить тальком внутреннюю часть покрышки и камеру.
Вложить камеру в покрышку и вставить ободную ленту (ширина ободной ленты
170 мм);
- положить шину на обод колеса с некоторым перекосом и вставить
вентиль в вентильный паз;
- приподнять шину со стороны вентиля и надеть ее противоположной
стороной на обод;
- вставить бортовое кольцо 7 (рисунок
36) в шину и наступить на него
ногой так, чтобы шина осела вниз. Затем вставить бортовое кольцо одним
концом в замочную канавку обода и усилием ног вдавливать его постепенно до
полной посадки в замочную канавку. В случае если усилия ног для посадки
бортового кольца недостаточно, этого можно достигнуть ударом молотка по
бортовому кольцу (осторожно, чтобы не повредить бортовое кольцо);
- поместить колесо в защитное ограждение, если ограждения нет,
повернуть колесо бортовым кольцом вниз или установить монтажные лопатки в
ручные отверстия диска;
- накачать шину до давления, указанного в подразделе 1.2. Убедиться в
правильном положении борта шины на полке бортового кольца и бортового
кольца в замочной канавке обода. Зазор между бортовым кольцом и краем
замочной канавки обода должен быть не более 3 мм.
В случае неправильной установки бортового кольца и борта шины (борт
шины упирается в кромку бортового кольца) выпустить воздух из шины,
исправить положение бортового кольца, заправить борт шины на полку
бортового кольца и повторить накачку шины;
- накачать шину.
Давление в шинах определяют с помощью манометра, входящего в
комплект инструмента.
Дата
При сборке и установке шины необходимо следить, чтобы обод и бортовое
кольцо колеса не были погнуты и были очищены от грязи и ржавчины, а
соприкасающиеся поверхности покрышки и камеры припудрены тальком.
7.1.33 Замена фильтрующего элемента в фильтре гидросистемы рулевого
управления
Для замены фильтрующего элемента 3 (рисунок 42) необходимо:
- очистить от грязи и пыли крышку 6 фильтра;
- отвинтить болты 7 крепления крышки фильтра;
- снять крышку 6, вынуть пружину 8, клапан 4, уплотнительное кольцо 9,
фильтрующий элемент 3;
- промыть детали фильтра в дизтопливе и собрать фильтр с новым
фильтрующим элементом.
7.1.34 Замена фильтрующего элемента фильтра насоса рулевого
управления
Фильтр насоса расположен внутри масляного бака рулевого управления.
Для замены фильтрующего элемента необходимо:
- отвинтить центральную гайку и снять крышку
3
(рисунок
43),
предварительно очистив ее от грязи;
- вытащить шплинт, снять шайбу и пружину со шпильки бака;
- снять фильтрующий элемент
6 и на его место установить новый
фильтрующий элемент 4310-3407359-10;
- установить на шпильку пружину, шайбу и зашплинтовать;
- промыть заливной фильтр 2;
- установить крышку 3 на место, завинтить центральную гайку;
- долить масло в бак до верхней метки щупа и не запускать двигатель от 3
до 4 минут, для заполнения внутренней полости фильтра.
Дата
1,5 - штуцеры поворотные; 2 - стакан; 3 - фильтрующий элемент;
4 - клапан; 6 - крышка; 7 - болт; 8 - пружина; 9 - уплотнитель
Рисунок 42 - Фильтр
1 - бак; 2 - заливной фильтр; 3 - крышка бачка; 4 - заливная пробка горловины
бака; 5 - предохранительный клапан; 6 - фильтр насоса; 7 - коллектор насоса;
8 - крышка; I - забор в привод рулевого управления; II - слив из привода;
Рисунок 43 - Бак

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  6  7  8  9   ..