БЕЛАРУС Ш-353М, МТ-353М2, МГЛ-363М, МПЛ-373М, МП–403М, ММП-393М. Руководство - часть 7

 

  Главная      Учебники - Трактора     МАШИНЫ ШАХТНЫЕ "БЕЛАРУС" Ш-353М, МТ-353М2, МГЛ-363М, МПЛ-373М, МП–403М, ММП-393М - руководство по эксплуатации Ш353М-0000010 РЭ

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..

 

 

БЕЛАРУС Ш-353М, МТ-353М2, МГЛ-363М, МПЛ-373М, МП–403М, ММП-393М. Руководство - часть 7

 

 

1
3
2
1 - штуцер; 2 - насос подкачивающий; 3 - пробка.
Рисунок 27 - Удаление воздуха из системы питания топливом
- прокачать систему с помощью подкачивающего насоса
2, закрывая
последовательно, по мере появления топлива без пузырьков воздуха, пробку 3 на
корпусе топливного насоса и штуцер 1 на фильтре тонкой очистки. После
удаления воздуха из системы плотно завинтить рукоятку насоса
2 ручной
подкачки.
7.1.13 Проверка угла начала подачи топлива насосом на двигателе
При затрудненном пуске, дымном выпуске, а также при замене и установке
топливного насоса после проверки на стенде или ремонта обязательно проверить
угол подачи топлива насосом.
Проверку угла производить в следующей последовательности:
-
установить рычаг управления регулятором в положение,
соответствующее максимальной подаче топлива;
- отсоединить трубку высокого давления от штуцера первой секции насоса
и вместо ее подсоединить моментоскоп (накидная гайка с короткой трубкой, к
которой с помощью резиновой трубки подсоединена стеклянная трубка с
внутренним диаметром от 1 до 2 мм);
- повернуть коленчатый вал двигателя ключом по часовой стрелке до
появления из стеклянной трубки моментоскопа топлива без пузырьков воздуха;
- удалить часть топлива из стеклянной трубки, встряхнув ее;
- повернуть коленчатый вал в обратную сторону (против часовой стрелки)
угол от 30 до 40 0;
- медленно вращая вал двигателя по часовой стрелке, следить за уровнем
топлива в трубке, в момент начала подъема топлива прекратить вращение
коленчатого вала;
- в доступном месте на опоре двигателя нанести метку
(риску) в
направлении к оси коленчатого вала и напротив ее нанести метку на реборде
шкива коленчатого вала;
- повернуть коленчатый вал двигателя против часовой стрелки на угол от
30 до 40 0;
Дата
-
вывинтить фиксатор 1 (рисунок 28) из резьбового отверстия заднего
листа и вставить его обратной стороной в тоже отверстие до упора в маховик,
медленно вращая маховик до совмещения фиксатора с имеющимся в маховике
отверстием и в этом положении нанести вторую метку на реборде шкива
коленчатого вала напротив ранее нанесенной метки на опоре двигателя, она
должна находиться перед первой меткой по ходу вращения коленчатого вала по
часовой стрелке на расстоянии от 8,3 до 11 мм по хорде (это значит, что поршень
первого цилиндра двигателя установлен в положение (17±1) 0 до ВМТ).
В случае несоблюдения этого условия необходимо произвести
регулировку, для чего:
- при вставленном фиксаторе в отверстие маховика удалить первую метку
на реборде шкива двигателя (несовпадающую с риской на опоре) и нанести
новую метку на реборде шкива двигателя, расположенную на расстояние по
хорде (9,6±0,1) мм от второй метки (совпадающей с риской на опоре) против
хода часовой стрелки;
- извлечь фиксатор из отверстия маховика и повернуть маховик по часовой
стрелке до совмещения новой метки на реборде шкива двигателя с меткой на
опоре;
- снять крышку с топливного насоса со стороны компрессора, после чего
вывинтить два болта крепления планки и снять планку;
- при помощи ключа повернуть за гайку валик топливного насоса и
шлицевой фланец - до момента начала подъема топлива в стеклянной трубке;
- в совпавшие отверстия в шлицевом фланце и шестерне привода
топливного насоса ввинтить два болта, предварительно установив планку.
Установить на место трубку высокого давления и завинтить в отверстие
заднего листа фиксатор.
Дата
1 - фиксатор
Рисунок 28 - Установка фиксатора в отверстие заднего листа и маховика
Установить крышку люка. Отрегулировать осевой зазор шестерни привода
топливного насоса. При регулировке осевого зазора регулировочный болт в
крышке люка завернуть до упора в планку, а затем отвернуть на полоборота и
законтрить гайкой.
Во избежание нарушения момента начала подачи топлива топливным
насосом при снятии его с двигателя не отворачивайте болты крепления планки и
шлицевого фланца к шестерне привода.
Совмещение шлицев топливного насоса и шлицевого фланца при
установке на двигателе обеспечивается поворотом коленчатого вала двигателя и
кулачкового вала насоса.
ВНИМАНИЕ! РЕГУЛИРОВКУ УГЛА ОПЕРЕЖЕНИЯ ВПРЫСКА
ТОПЛИВНОГО НАСОСА В ПЕРИОД ГАРАНТИЙНОГО СРОКА
ПРОИЗВОДИТЬ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ МАСТЕРСКОЙ.
7.1.14 Проверка натяжения ремня вентилятора
Проверку производить через 2500 км пробега.
Натяжение ремня 1 (рисунок 29) вентилятора считается нормальным, если
прогиб его на ветви шкив коленчатого вала - шкив генератора находится в
пределах от 15 до 22 мм при нажатии на него с усилием 40 Н.
Для регулировки натяжения ремня ослабить болты 2 крепления генератора.
Поворотом корпуса генератора отрегулировать натяжение ремня. Затянуть болт
крепления планки и гайки болтов крепления генератора.
7.1.15 Проверка форсунок на давление, начала впрыска и качество распыла
топлива
Проверку форсунок производить через 40000 км пробега. Снять форсунки
с двигателя и проверить их на стенде. При использовании приспособления
КИ9917 ГОСНИТИ проверку форсунок производить не снимая их с двигателя.
Для снятия и установки форсунки необходимо:
Дата
1 - ремень; 2 - болт.
Рисунок 29 - Проверка натяжения ремня генератора
- перед снятием или ослаблением любых частей полностью очистить
смежную рабочую поверхность;
- отвинтить гайки 4 (рисунок 30) и отсоединить топливопроводы высокого
давления 5 от форсунок 3 и топливного насоса;
- снять топливопроводы 5;
- снять четыре болта
1 сливной магистрали, а затем сливной
топливопровод
2. Выбраковать уплотнительные медные шайбы
(по две на
каждый болт);
- снять болты 6 крепления форсунки 3;
- установить проверенные, очищенные и отрегулированные форсунки на
двигатель, выполнив вышеуказанные операции в обратной последовательности,
используя новые медные шайбы;
- удалить воздух из системы в соответствии с пунктом 7.1.12.
При отсутствии стенда форсунки должны быть проверены, прочищены и
отрегулированы в специализированной мастерской.
Форсунка считается исправной, если она распыляет топливо в виде тумана
из всех пяти отверстий распылителя, без отдельно вылетающих капель,
сплошных струй и сгущений. Начало и конец впрыска должны быть четкими,
появление капель на носке распылителя не допускается.
Качество распыла проверять при частоте от 60 до 80 впрысков в минуту.
Отрегулировать форсунки на давление впрыска от 17,5 до 18,2 МПа .
В случае плохого распыла топлива произвести очистку распылителя от
нагара, для чего разобрать форсунку. Отвинтить колпак, отпустить
контровочную гайку
2
(рисунок
31) и вывернуть на от
2 до
3 оборотов
регулировочный винт 1 (ослабив тем самым пружину), после чего необходимо
отвернуть гайку распылителя и снять распылитель. Другой порядок разборки
может привести к поломке штифтов, центрирующих распылитель.
Дата
1,6 - болты; 2 - сливной топливопровод; 3 - форсунка; 4 - гайка;
5 - топливопровод высокого давления;
Рисунок 30 - Замена форсунок
1 - винт регулировочный; 2 - контргайка
Рисунок 31 - Регулировка форсунок
1 - болт; 2 - корпус сапуна
Рисунок 32 - Промывка сапуна
Очистить распылитель от нагара деревянным скребком, сопловые
отверстия прочистить с помощью наколки-пенала для очистки сопловых
отверстий распылителей или струной диаметром не более 0,3 мм. Если отверстия
не прочищаются, положить распылитель в интервале от 10 до 15 мин в ванночку
с бензином, после чего снова прочистить их.
Промыть распылитель в чистом бензине, а затем в дизельном топливе.
Если промывкой распылитель восстановить не удается, его надо заменить
новым.
Новые распылители перед установкой в форсунку расконсервировать
путем промывки в бензине или подогретом дизельном топливе.
Собрать форсунку в порядке, обратном разборке. Отрегулировать
регулировочным винтом давление начала впрыска топлива. Зафиксировать
регулировочный винт 1, затянув контровочную гайку 2, и навернуть на форсунку
колпак.
Установить форсунки на двигатель. Болты крепления форсунок затянуть
равномерно в 2 приема. Окончательный момент затяжки от 20 до 25 Н·м .
7.1.16 Проверка и регулировка устойчивости работы двигателя на
частичных режимах холостого хода
Проверку и регулировку устойчивости работы двигателя на частичных
режимах холостого хода производить по окончанию обкатки и при
необходимости в процессе эксплуатации. В случае неустойчивой работы
двигателя в диапазоне частоты вращения от 800 до 1200 об/мин, сопровождаемой
резким прерывистым звуком, производить регулировку пружины холостого хода
топливного насоса в следующей последовательности:
- определить по тахометру машины максимальную частоту вращения
холостого хода;
- перевести двигатель в режим холостого хода, на котором он работает
неустойчиво;
Дата
- отвернуть контргайку болта пружины холостого хода, расположенного в
корпусе регулятора топливного насоса, и плавно ввернуть болт в корпус до
момента прекращения колебаний частоты вращения (на слух или по тахометру
машины), затем зафиксировать болт контргайкой;
- проверить величину максимальной частоты вращения холостого хода.
При правильной регулировке максимальная частота вращения холостого
хода не должна увеличиваться более чем на 40 об/мин.
7.1.17 Обслуживание и промывка системы охлаждения
Систему охлаждения заполнять чистой мягкой водой или
низкозамерзающей охлаждающей жидкостью. Жесткую воду необходимо
смягчать добавкой от 10 до 12 г кальцинированной соды на 10 л воды.
Необходимо следить за температурой охлаждающей жидкости, нормальная
рабочая температура должна быть от 75 до 95 0С. При повышении температуры
выше нормальной проверить уровень охлаждающей жидкости в радиаторе,
герметичность радиатора и натяжение ремня вентилятора.
При необходимости, но не реже чем через 40000 км пробега, промыть
систему охлаждения от загрязнений. Для промывки использовать раствор от 50
до 60 г кальцинированной соды на 1 л воды.
Промывку системы производить в следующем порядке:
- залить в радиатор 2 литра керосина и заполнить систему приготовленным
раствором;
- пустить двигатель и проработать от 8 до 10 часов, после чего слить
раствор и промыть систему водой.
7.1.18 Промывка сапуна дизеля
Промывку сапуна производить через 15000 км пробега машины, для чего:
- снять четыре болта 1 (рисунок 32) и корпус сапуна 2;
- вынуть сапун из корпуса;
- промыть его в дизельном топливе и продуть сжатым воздухом;
Дата
- установить на место снятые детали в последовательности обратной
разборке.
7.1.19 Проверка состояния стартера двигателя
Профилактический осмотр стартера производить через 40000 км.
Снять защитный колпак и проверять состояние коллектора, щеток и
щеточной арматуры. Если коллектор загрязнен, протереть его чистой салфеткой,
смоченной в бензине. При подгорании коллектора зачистить его мелкозернистой
бумагой или проточить на стакане.
Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях и плотно
прилегать к коллектору. При износе щеток до высоты 10 мм, а также при
наличии сколов заменить их новыми.
Для проверки контактов электромагнитного реле снять крышку. Если
контактные болты и диск подгорели, зачистить их мелкозернистой наждачной
бумагой или напильником с мелкой насечкой.
При большом износе контактных болтов в местах их соприкосновения с
контактным диском развернуть болты на 180 0, а контактный диск перевернуть
другой стороной.
Состояние шестерни привода и упорных полуколец проверить визуально.
Зазор между торцом и упорными полукольцами при включенном положении
якоря реле должен быть от 2 до 4 мм.
При необходимости отрегулировать зазор, для чего необходимо ослабить
контргайку и поворотом эксцентриковой оси рычага установить зазор 3±1 мм,
завернуть контргайку.
При проверке на стенде исправный стартер на холостом ходу должен
потреблять ток не более 120 А, а частота вращения якоря при этом должна быть
не менее 5000 об/мин.
7.1.20 Обслуживание генератора
В связи с тем, что генератор NC14V70-120A "РОБЕРТ БОШ" не имеет
трущихся контактов, а закрытые шарикоподшипники, установленные в нем, не
Дата
требуют добавления смазки, техническое обслуживание генератора сведено до
минимума.
Ежедневно перед началом работы проверять исправность генератора по
амперметру на щитке приборов шасси. Если генераторная установка исправна, то
после пуска и при работе двигателя на средней частоте вращения коленчатого
вала амперметр должен показывать некоторый зарядный ток, величина которого
падает по мере восстановления зарядки аккумуляторных батарей. Перед
обслуживанием очистить генератор от пыли и грязи щеткой или влажной
ветошью. Проверить состояние и надежность крепления проводов, подходящих к
генератору, крепление генератора на двигателе, отсутствие повышенных осевых
и радиальных люфтов в шарикоподшипниках
(по повышенному шуму
генератора).
7.1.21 Обслуживание системы газоочистки
Техническое обслуживание системы газоочистки заключается в проверке
герметичности соединений, замене катализатора в нейтрализаторе 16 (рисунок
33) и воды в барботажном баке 8. (Описание и работа системы газоочистки
отражено в приложении Ш353М-0000010 РЭ1).
Герметичность соединений обеспечивается подтяжкой крепления или (при
необходимости) заменой прокладок 2, 13, 14, 16 и 18.
Замену катализатора производить через 10000 км пробега в следующей
последовательности:
- отвинтить четыре винта и снять крышку люка, находящегося на
перегородке кабины за сиденьем пассажира;
- отвинтить четыре болта 15, соединяющих нейтрализатор 16 с патрубком
12;
- отвинтить болт 7, который соединяет трубопровод 9 через хомутик с
бонкой, приваренной к барботажному баку 8;
- отвинтить четыре болта
26, которые соединяют нейтрализатор 16 с
патрубком 1. Доступ к болтам 7 и 26 - с правой стороны машины через
пространство между перегородкой кабины и барботажным баком;
Дата
1. 12, 21 - патрубки; 2,. 13, 14, 16, 18 - прокладки; 3 - кронштейн; 4 - зажим; 7,
15, 23, 25, 26 - болты; 5, 11 - пробки; 6 - заливная горловина; 8 - барботажный
бак; 9, 17 - трубопроводы контроля степени очистки отработанных газов;
10 - катализатор ШПК-1;
16 - каталитический нейтрализатор;
19 - двигатель
Д-243.2С-366;
20
- выпускной коллектор;
22
- выхлопная труба;
24
-
металлорукав; 27 - хомут; 28 - сливной рукав.
Рисунок 33 - Система газоочистки
- снять нейтрализатор 16 с кронштейна 3;
- вывинтить пробку 11 и высыпать катализатор в ранее приготовленную
емкость;
- засыпать катализатор в нейтрализатор через отверстие под пробку 11,
периодически встряхивая его или легко постукивая по стенкам деревянным
молотком, для более плотного заполнения. Катализатор засыпать до полного
заполнения внутренней полости нейтрализатора. Масса заправленного
катализатора (2500±100) г;
- завинтить пробку 11;
- установить нейтрализатор на место в обратной последовательности.
Поврежденные прокладки заменить, резьбовые соединения смазать смазкой;
- запустить двигатель и проверить на герметичность. Пробивание
выхлопных газов и конденсата в местах соединения системы газоочистки не
допускается. Устранять подтяжкой крепежа или заменой прокладок.
Для замены воды в барботажном баке необходимо:
- снять сливной рукав 28 с зажима 4;
- опустить сливной рукав в емкость для слива воды;
- вывинтить пробку 5;
- после полного слива воды завинтить пробку 5 на рукав 28, установить его
на штатное место и закрепить зажимом 4;
- залить воду в бак по уровень заливной горловины 6.
7.1.22 Регулировка свободного хода педали муфты сцепления
Для регулировки свободного хода педали муфты сцепления, который
должен составлять (25±2) мм, необходимо выполнить следующие операции:
- убедиться, что педаль 1 (рисунок
34) муфты сцепления возвращена под
действием пружины 3 сервоустройства в исходное положение (в исходном
положении рычаг 2 должен касаться упора Б);
- отсоединить тягу 7 от рычага 5, вынув ось 4;
Дата
- повернуть рычаг
8 против часовой стрелки до упора выжимного
подшипника в отжимные рычаги муфты сцепления, вращением вилки 6 тяги 7
совместить ее отверстие с отверстием рычага 5 после чего, удлинить тягу 7
свинчиванием вилки 6 на 3 оборота (для обеспечения зазора между выжимным
подшипником и отжимным рычагом);
- соединить тягу 7 с рычагом при помощи оси 4 и зашплинтовать его;
- законтрить вилку 6 гайкой.
При необходимости допускается подрезка резьбовых концов тяги.
7.1.23 Смазка подшипника отводки муфты сцепления
Смазку подшипника производить в следующей последовательности:
- подготовить шприц, находящийся в комплекте ЗИП машины к работе, для
чего необходимо:
а) вывинтить штатный удлинитель, а с него - головку;
б) навернуть на шприц удлинитель 353-3900049, находящийся в комплекте
ЗИП, а на удлинитель - головку;
в) заправить шприц смазкой;
Дата
- отвернуть пробку на корпусе сцепления (слева по ходу машины) и
установить головку шприца на масленку, расположенную на вилке отводки;
- произвести пять нагнетаний шприцем;
- снять шприц, завинтить пробку.
7.1.24 Замена масла в коробке передач
Замену масла в коробке передач необходимо проводить через каждые
15000 км пробега машины, а также при выполнении сезонного технического
обслуживания.
Слив масла при его замене производить сразу после остановки машины,
когда масло еще горячее.
Для замены масла в коробке передач необходимо:
- установить машину на ровной площадке и заглушить двигатель;
- включить стояночный тормоз и заблокировать от перемещения колеса с
помощью противооткатных упоров;
- снять пробку 2 (рисунок 35) контрольно-наливного отверстия с правой
стороны картера коробки передач;
- снять сливную пробку с магнитом 1 с левой стенки картера коробки и
слить масло в заранее приготовленную емкость для сбора и хранения
отработанного масла;
- установить на место сливную пробку 1;
- заправить коробку передач свежим маслом до уровня верхней кромки
контрольно-наливного отверстия;
- установить на место пробку 2.
Заливать в трансмиссию только рекомендованные настоящим
руководством масла, соответствующие периоду эксплуатации.
Дата
1,2 - пробки
Рисунок 35 - Замена масла в коробке передач
Установка шестерен на вторичном валу требует строгого соблюдения
соответствия применяемого масла указаниям карты смазки. Применение других
масел или загрязнение масла может вызвать заедание шестерен на шейках
вторичного вала и втулке.
7.1.25 Замена масла в заднем мосту
Замену масла в заднем мосту производить в следующей
последовательности:
- отвинтить пробку в нижней части картера 21 (рисунок 36) заднего моста,
предварительно поставив под нее емкость для сбора масла;
- слить отработанное масло;
- установить на место пробку;
- промыть сапун;
- отвинтить пробку 19, закрывающую контрольное отверстие и залить
масло до появления его в верхней кромке контрольного отверстия;
- завинтить пробку 19 контрольного отверстия.
7.1.26 Регулировка главной передачи
Подшипники главной передачи, боковой зазор и контакт зацепления
шестерен отрегулированы на заводе. Их регулировка нужна при замене каких-
либо деталей или при большом износе подшипников и требует особой
тщательности. Неправильная регулировка приводит к быстрому выходу из строя
шестерен главной передачи.
Увеличенный боковой зазор в зацеплении шестерен главной передачи,
получившейся вследствие износа зубьев, уменьшать регулировкой недопустимо,
так как такая регулировка приведет к нарушению взаимного положения
приработавшихся поверхностей зубьев. В результате этого увеличится шум или
произойдет поломка зубьев.
В эксплуатации изменять положение регулировочного винта 10 (рисунок
36) не рекомендуется. Регулировку необходимо производить лишь в случае
Дата

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  5  6  7  8   ..