БЕЛАРУС Ш-353М, МТ-353М2, МГЛ-363М, МПЛ-373М, МП–403М, ММП-393М. Руководство - часть 1

 

  Главная      Учебники - Трактора     МАШИНЫ ШАХТНЫЕ "БЕЛАРУС" Ш-353М, МТ-353М2, МГЛ-363М, МПЛ-373М, МП–403М, ММП-393М - руководство по эксплуатации Ш353М-0000010 РЭ

 

поиск по сайту                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3   ..

 

 

БЕЛАРУС Ш-353М, МТ-353М2, МГЛ-363М, МПЛ-373М, МП–403М, ММП-393М. Руководство - часть 1

 

 

Республиканское унитарное предприятие
«Минский тракторный завод»
МАШИНЫ ШАХТНЫЕ "БЕЛАРУС"
Ш-353М, МТ-353М2, МГЛ-363М, МПЛ-373М, МП - 403М, ММП-393М
Руководство по эксплуатации
Ш353М-0000010 РЭ
Содержание
1
Описание и работа шасси
8
1.1
Назначение
8
1.2
Технические характеристики
10
1.3
Состав шасси и машин созданных на его базе
17
1.3.1
Состав шасси шахтного Ш-353М
17
1.3.2
Особенности конструкции машины транспортной
17
шахтной МТ-353М2
1.3.3
Особенности конструкции машины грузолюдской
17
шахтной ГЛ-363М
1.3.4
Особенности конструкции машины поливочной шахтной МПЛ-373М
18
1.3.5
Особенности конструкции машины пожарной шахтной МП - 403М
19
1.3.6
Особенности конструкции машины медицинской помощи ММП-393М
28
1.4
Устройство и работа
29
1.5
Средства измерения, инструмент и принадлежности
30
1.6
Маркировка и пломбирование
32
1.7
Упаковка
32
2
Описание и работа составных частей шасси
33
2.1
Органы управления и приборы
33
2.1.1
Щиток приборов
35
2.2
Двигатель
40
2.3
Сцепление
40
2.4
Коробка перемены передач
40
2.5
Задний мост
41
2.6
Ходовая часть
41
2.7
Тормозная система
41
2.8
Рулевое управление
42
Ш353М-0000010 РЭ
Изм.
Листов
Машины шахтные «БЕЛАРУС»
Пров.
Борис
2
169
Ш-353М,МТ-353М2,МГЛ-363М,
Нач. КБ
Романовский
МПЛ-373М,МП-403М,ММП-393М
Н. контр.
Васильева
МТЗ - ОКБ
Руководство по эксплуатации
Утв.
Коробкин
2.9
Кабина
43
2.10
Электрооборудование (ЭО)
43
3
Эксплуатационные ограничения
51
4
Подготовка машины к использованию
54
4.1
Меры безопасности при подготовке машины
54
4.2
Перечень горючесмазочных материалов
55
4.3
Методика подготовки машины к спуску в шахту
58
4.4
Обкатка машины
61
5
Использование машины
62
5.1
Требования безопасности при эксплуатации машины
62
5.1.1
Требования пожарной безопасности
63
5.2
Подготовка двигателя к пуску
64
5.3
Пуск двигателя
64
5.4
Трогание машины
65
5.5
Переключение передач
66
5.6
Остановка двигателя
67
5.7
Особенности эксплуатации машины в зимних условиях
67
5.8
Порядок работы поливочной машины
69
5.8.1
Общие указания
69
5.8.2
Заправка цистерны водой
70
5.8.3
Поливка горных выработок
71
5.8.4
Использование поливочной машины для тушения пожара
71
5.8.5
Порядок работы после поливки горных выработок
72
или тушения пожара
5.9
Порядок работы пожарной машины
75
5.9.1.
Общие указания
75
5.9.2
Заправка цистерны водой
76
5.9.3
Работа от цистерны
78
5.9.4
Работа от других водоисточников
78
5.9.5
Порядок работы после тушения пожара
75
5.10
Возможные неисправности и методы их устранения
80
6
Техническое обслуживание
90
6.1
Общие указания
90
6.2
Меры безопасности
90
6.3
Техническое обслуживание по окончанию обкатки
92
6.4
Техническое обслуживание несовпадающее со
93
сроками проведения ТО-1, ТО-2, ТО-3
6.5
Виды и периодичность технического обслуживания
94
6.6
Проверка работоспособности машины
102
7
Техническое обслуживание составных частей машины
103
7.1
Обслуживание
103
7.1.1
Проверка уровня масла в картере двигателя
103
7.1.2
Проверка уровня ОЖ в системе охлаждения двигателя
103
7.1.3
Замена масла в системе смазки двигателя
103
7.1.4
Разборка и очистка ротора центробежного масляного фильтра
105
7.1.5
Регулировка сливного клапана центробежного масляного
108
фильтра двигателя
7.1.6
Промывка фильтра предварительной очистки масла
108
7.1.7
Слив отстоя и промывка фильтра грубой очистки топлива
110
7.1.8
Проверка и регулировка зазоров между клапанами
110
и коромыслами
7.1.9
Проверка затяжки болтов крепления головки цилиндров
112
7.1.10
Техническое обслуживание воздухоочистителя
112
7.1.11
Слив отстоя и замена фильтрующего элемента фильтра
116
тонкой очистки топлива
7.1.12
Заполнение системы питания топливом и удаление
116
из нее воздуха
7.1.13
Проверка угла начала подачи топлива насосом на двигателе
120
7.1.14
Проверка натяжения ремня вентилятора
123
7.1.15
Проверка форсунок на давление, начала впрыска и
123
качество распыла топлива
7.1.16
Проверка и регулировка устойчивости работы двигателя
128
На частичных режимах холостого хода
7.1.17
Обслуживание и промывка системы охлаждения
129
7.1.18
Промывка сапуна дизеля
129
7.1.19
Проверка состояния стартера двигателя
130
7.1.20
Обслуживание генератора
130
7.1.21
Обслуживание системы газоочистки
131
7.1.22
Регулировка свободного хода педали муфты сцепления
133
7.1.23
Смазка подшипника отводки муфты сцепления
134
7.1.24
Замена масла в коробке передач
136
7.1.25
Замена масла в заднем мосту
138
7.1.26
Регулировка главной передачи
138
7.1.26.1
Регулировка подшипников ведущей шестерни
139
главной передачи
7.1.27
Регулировка подшипников ступиц передних и задних колес
143
7.1.27.1
Регулировка подшипников ступиц передних колес
143
7.1.27.2
Регулировка подшипников ступиц задних колес
143
7.1.28
Регулировка колесных тормозов
146
7.1.28.1
Текущая регулировка
146
7.1.28.2
Полная регулировка
147
7.1.28.3
Прокачка тормозной системы
147
7.1.29
Регулировка стояночного тормоза
149
7.1.30
Регулировка регулятора давления и промывка фильтра
149
7.1.31
Регулировка схождения и угла поворота передних колес
151
7.1.32
Сборка колес
151
7.1.33
Замена фильтрующего элемента в фильтре
156
гидросистемы рулевого управления
7.1.34
Замена фильтрующего элемента фильтра насос
156
рулевого управления
7.1.35
Заправка гидросистемы привода рулевого управления
159
и удаления воздуха из нее
7.1.36
Обслуживание насосного агрегата
159
7.1.37
Замена сальниковой набивки запорного вентиля
160
7.1.38
Обслуживание цистерны
160
8
Правила хранения
162
8.1
Общие положения
162
8.2.
Правила межсменного хранения
162
8.3
Правила кратковременного хранения
163
8.4
Правила длительного хранения
163
8.5
Техническое обслуживание в период хранения
164
9
Транспортирование
166
9.1
Буксирование шасси при неработающем двигателе
166
Руководство по эксплуатации (РЭ) предназначено для изучения устрой-
ства, правил эксплуатации и технического обслуживания шасси шахтного
Ш-353М (далее шасси) и машин, созданных на его базе:
- машина транспортная шахтная «БЕЛАРУС» МТ-353М2;
- машина грузолюдская шахтная «БЕЛАРУС» МГЛ-363М;
- машина поливочная шахтная «БЕЛАРУС» МПЛ-373М;
- машина пожарная шахтная «БЕЛАРУС» МП - 403М.
- машина медицинской помощи шахтная “БЕЛАРУС” ММП-393М
В руководстве по эксплуатации описано устройство шасси «БЕЛАРУС»
Ш-353М, а также конструктивные отличия машин созданных на его базе, осо-
бенности эксплуатации и технического обслуживания шахтных машин.
В связи с постоянным совершенствованием машин в настоящем руково-
дстве по эксплуатации могут быть не отражены незначительные изменения в
конструкции описанных сборочных единиц, не влияющие на порядок эксплуата-
ции, технического обслуживания и безопасность.
К управлению шахтными машинами допускаются лица, имеющие удосто-
верение шофера или тракториста, прошедшие обучение при учебно-курсовых
комбинатах (пунктах) по специальной программе, получившие удостоверение на
право управления машинами в подземных условиях и изучивших настоящее ру-
ководство.
В руководстве по эксплуатации приняты следующие сокращения:
АКБ
- аккумуляторные батареи
ГСМ
- горючесмазочные материалы
ЕТО
- ежесменное техническое обслуживание
ЗИП
- запасные части, инструмент, принадлежности
ОЖ
- охлаждающая жидкость
РЖ
- рабочая жидкость
ТО-1
- техническое обслуживание № 1
ТО-2
- техническое обслуживание №2
ТО-3
- техническое обслуживание № 3
7
1 Описание и работа шасси
1.1 Назначение
Шасси шахтное «БЕЛАРУС» Ш-353М служит базой для создания шахтных
машин.
Предприятие изготавливает шахтные машины различного назначения. Все
рассматриваемые ниже машины максимально унифицированы и предназначены
для работы в подземных калийных рудниках в горизонтальных и наклонных до
15 0 горных выработках арочного типа, проветриваемых свежей струей за счет
общешахтной депрессии.
Машина транспортная шахтная «БЕЛАРУС» МТ-353М2 предназначена для
перевозки людей в подземных калийных рудниках. Машина имеет два исполне-
ния: МТ-353М2 - комплектуется индикаторным щитком «Баллада»,
МТ-353М2-01 - комплектуется щитком со стрелочными приборами.
Машина грузолюдская шахтная «БЕЛАРУС» МГЛ-363М предназначена
для перевозки грузов и людей (до пяти человек) в подземных калийных рудни-
ках. Машина имеет два исполнения МГЛ-363М - комплектуется индикаторным
щитком «Баллада», МГЛ-363М-01 - комплектуется щитком со стрелочными
приборами.
Машина поливочная шахтная «БЕЛАРУС» МПЛ-373М предназначена для
поливки горных выработок подземных рудников, а также возможно ее использо-
вание для тушения пожаров. Машина имеет два исполнения МПЛ-373М - ком-
плектуется индикаторным щитком «Баллада», МПЛ-373М-01 - комплектуется
щитком со стрелочными приборами.
Машина пожарная шахтная «БЕЛАРУС» МП-403М предназначена для ту-
шения пожаров в подземных калийных рудниках. Машина оборудована емко-
стью для воды и специальным пожарным оборудованием.
Машина медицинской помощи шахтная “БЕЛАРУС” ММП-393М предна-
значена для доставки специально подготовленного персонала и необходимого
8
оборудования на место происшествия или внезапного заболевания работающих,
транспортировки больных или пострадавших к стволу в подземных рудниках. В
салоне машины устанавливаются носилки для транспортировки больных и по-
страдавших.
Шахтные машины МТ-353М2, МГЛ-363М, МПЛ-373М, МП-403М,
ММП-393М эксплуатируется при температуре окружающего воздуха от плюс 5ºС до
плюс 25ºС, относительной влажности воздуха до 98% при температуре плюс 20ºС, за-
пыленности 1,5 г/м3, на глубине до 1000 м.
Машины должны эксплуатироваться в выработках, в которых подается
свежий воздух в количестве, обеспечивающем снижение концентрации вредных
продуктов выхлопа в рудничной атмосфере до санитарных норм, но не менее
5 м3/мин на одну л.с. номинальной мощности двигателя.
1.2 Технические характеристики
Технические характеристики указаны в таблице 1
9
10
11
12
13
14
1.3 Состав шасси и машин, созданных на его базе
1.3.1 Состав шасси шахтного Ш-353М
В состав шасси шахтного входят: двигатель 1 (рисунок 1) с системами, ко-
робка передач 9, карданная передача 8, передний мост 3 с тормозами, задний ве-
дущий мост 7 с главной передачей, дифференциалом и тормозами, рессорная за-
висимая подвеска с амортизаторами - передняя 3 и задняя 6, рама 5 и кабина 4.
Шасси оборудовано приводами управления, гидросистемой рулевого
управления, системой управления тормозами и электрической системой.
1.3.2 Особенности конструкции машины транспортной шахтной
МТ-353М2
Машина транспортная шахтная МТ-353М2 (рисунок 2) состоит из базового
шасси Ш-353М и установленного на него салона для перевозки людей.
Салон представляет собой сварной цельнометаллический каркас, обшитый
стальными листами. В салоне расположены 5 мягких сидений для 20 человек. С
левой стороны имеется 3 проема для посадки и высадки, с предохранительными
цепочками. В салоне предусмотрены поручни и опоры для спины.
Для связи пассажиров с водителем (подачи условного сигнала) в передней
части салона на потолке установлена кнопка «Сигнал водителю», при нажатии на
которую на щитке приборов в кабине водителя загорается лампа и включается
звуковой сигнал.
1.3.3 Особенности конструкции машины грузолюдской шахтной
МГЛ-363М
Машина грузолюдская шахтная МГЛ-363М (рисунок 3) состоит из базово-
го шасси Ш-353М 1, отсека для перевозки людей 2 и кузова 4.
Отсек для перевозки людей представляет собой сварной цельнометалличе-
ский каркас, обшитый стальными листами. В отсеке расположено мягкое сиденье
для четырех человек. С левой стороны отсека имеется проем для посадки и вы-
садки, с предохранительной цепочкой 5.
Для связи пассажиров с водителем (подачи условного сигнала) в передней
части отсека на потолке установлена кнопка «Сигнал водителю», при нажатии на
которую на щитке приборов в кабине водителя загорается лампа и включается
звуковой сигнал. Для освещения кузова на задней стенке отсека установлена фа-
ра 3.
Кузов металлический, с открывающимся задним бортом. На боковых бор-
тах кузова приварены по две скобы для крепления грузов.
1.3.4 Особенности конструкции машины поливочной шахтной МПЛ-373М
Машина поливочная шахтная МПЛ-373М состоит из базового шасси Ш-
353М 1 (рисунок 4), цистерны 4 с двумя пеналами для всасывающих рукавов,
ящика для пожарной арматуры, поливочного оборудования 5 , насосного агрега-
та 6 (АНЦ 55-9274000-03) и механического привода насосного агрегата 7 с пнев-
матическим управлением.
На заднем мосту машины установлены сдвоенные колеса.
Спереди в верхней части кабины установлены проблесковый маяк 2, а на
задней стенке цистерны - фара и два плафона для освещения поливочного обо-
рудования и пожарной арматуры.
На машине имеются магистрали для подвода воды к разбрызгивателям,
расположенным сзади машины.
Разбрызгиватель представляет собой трубу с равномерно расположенными
по всей длине шестью форсунками. По торцам трубы имеются пробки, вывинтив
которые, обеспечивается очистка и промывка разбрызгивателей.
Вода к разбрызгивателям может подаваться под давлением (насосом) или
самотеком.
Всасывающая, сливная и напорная (для тушения пожаров) магистрали
оборудованы соединительными головками для быстрого и герметичного подсое-
динения к ним рукавов. В транспортном положении соединительные головки
всех магистралей должны закрываться заглушками.
Пожарный ствол, напорный рукав и другая пожарная арматура в транс-
портном положении размещаются в ящике, расположенном на задней стенке
цистерны.
1.3.5 Особенности конструкции машины пожарной шахтной МП - 403М
Машина пожарная шахтная МП-403М (рисунок 5) состоит из базового
шасси Ш-353М 1, четырехместной кабины 2 для пожарного расчета, цистерны с
пожарным оборудованием и арматурой 3, насосного агрегата АНЦ 55-9274000-
03 4 и механического привода 5 насоса с пневматическим управлением.
Спереди в верхней части кабины шасси установлен сигнальный маяк 2
(рисунок 16), сзади на цистерне - фара 12, а на платформе - рукоятка 8 привода
управления подачей топлива.
На заднем мосту машины установлены сдвоенные колеса.
Цистерна представляет собой сварную конструкцию из стальных листов.
Цистерна крепится к платформе шасси.
В верхней части цистерны находится пенал 5 (рисунок 16) для укладки
всасывающих рукавов 6 и горловина с откидным люком. Горловина служит ла-
зом при осмотре и ремонте внутренней полости цистерны, а также может ис-
пользоваться для заправки цистерны водой.
Внутри цистерны установлены волноломы и переливная труба, которая
сигнализирует о заполнении цистерны при заправке ее водой.
В днище цистерны находится отстойник со сливной магистралью 16.
За цистерной на платформе установлен насосный агрегат с заборной и на-
порной магистралями.
При открытом вентиле В вода из цистерны поступает к насосу и далее
насосом по напорной магистрали подается по подсоединенным к головке 9 ру-
кавам к месту тушения пожара. При подаче воды к месту пожара от внешнего
источника оба вентиля должны быть закрыты, а вода к насосу поступает по вса-
сывающему рукаву, подсоединенному к соединительной головке 14 заборной
магистрали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3   ..