МАШИНА ЛЕСНАЯ ПОГРУЗОЧНО-ТРАНСПОРТНАЯ «БЕЛАРУС» МПТ-461.1. Руководство по эксплуатации 461.1-0000010 РЭ

 

  Главная       Учебники - Трактора      МАШИНА ЛЕСНАЯ ПОГРУЗОЧНО-ТРАНСПОРТНАЯ «БЕЛАРУС» МПТ-461.1. Руководство по эксплуатации 461.1-0000010 РЭ

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАШИНА ЛЕСНАЯ ПОГРУЗОЧНО-ТРАНСПОРТНАЯ «БЕЛАРУС» МПТ-461.1. Руководство по эксплуатации 461.1-0000010 РЭ

 

 


 

Содержание

  1. Описание и работа машины 6

    1. Назначение 6

    2. Технические характеристики 7

    3. Состав машины 9

      1. Трактор лесохозяйственный «БЕЛАРУС» Л82.2 11

      2. Полуприцеп лесохозяйственный ПЛ-9 11

      3. Органы управления машиной 23

    4. Средства измерения, инструмент и принадлежности 25

    5. Маркировка машины 26

    6. Упаковка 26

  2. Использование по назначению 27

    1. Эксплуатационные ограничения 27

    2. Подготовка машины к использованию 28

    3. Использование машины 30

    4. Действия в экстремальных условиях 31

    5. Меры безопасности 35

    6. Возможные неисправности и методы их устранения 39

    7. Трогание с места и движение 42

    8. Работа гидроманипулятора и транспортирование сорти-43

      мента

    9. Особенности эксплуатации машины в зимних условиях 46

  3. Техническое обслуживание 47

    1. Общие указания 47

       3

    2. Порядок технического обслуживания 48

  4. Хранение 57

  5. Транспортирование 58


4

Руководство по эксплуатации (РЭ) предназначено для изучения устрой-ства, правил эксплуатации и технического обслуживания машины лесной по-грузочно-транспортной «БЕЛАРУС» МПТ-461.1 (далее машины).

В руководстве по эксплуатации изложены назначение, состав, общее устройство машины, ее технические характеристики и входящих в нее состав-ных частей, правила эксплуатации и технического обслуживания.

Перед вводом машины в эксплуатацию необходимо подробно ознако-миться с руководством по эксплуатации машины и полностью выполнить из-ложенные в нем требования.

Наряду с настоящим руководством по эксплуатации для изучения устройства, правил эксплуатации и технического обслуживания необходимо пользоваться руководством по эксплуатации трактора лесохозяйственного

«БЕЛАРУС» Л82.2, трактора «БЕЛАРУС» 82.2 и входящего гидроманипулято-ра.

В связи с постоянным совершенствованием машины в конструкции от-дельных сборочных единиц и деталей могут быть внесены изменения, не отра-женные в настоящем руководстве по эксплуатации и не влияющие на эксплуа-тацию машины.

В руководстве по эксплуатации применяются следующие сокращения: ВОМ – вал отбора мощности;

ГСМ – горюче-смазочные материалы;

ЗИП – запасные части, инструмент и принадлежности; РЭ – руководство по эксплуатации;

ЛЭП – линия электропередачи; ОЖ – охлаждающая жидкость;

СО – сезонное техническое обслуживание; ТО – техническое обслуживание.


 5

  1. Описание и работа машины


    1. Назначение


      Машина лесная погрузочно-транспортная «БЕЛАРУС» МПТ-461.1 пред-назначена для сбора и вывоза сортиментов к погрузочным площадкам или непосредственно к потребителю.

      Машина работоспособна в условиях равнинной и пересеченной местности.

      Машина может поставляться в следующих комплектациях:

      • 461.1 – с гидроманипулятором ГМ-42;

      • 461.1-01 – с гидроманипулятором PRIMERO 3967;

      • 461.1-02 – с гидроманипулятором PALMS 665;

      • 461.1-03 – с гидроманипулятором ГМ-42Т;

      • 461.1-07 – с гидроманипулятором ГМ-50.

      П р и м е ч а н и е – Для транспортирования сортиментов длиной 1 м необходимо устанавливать дополнительные стойки, поставляемые по отдель-ному заказу.


      6

    2. Технические характеристики

      Технические характеристики указаны в таблице 1.1.

      Таблица 1.1


       

      Продолжение таблицы 1.1

     



    image

    * Для стран, в которых введены нормы выбросов вредных веществ двигателями в соответствии с требованиями I ступени Правил ЕЭК ООН № 96 (02)/ Пересмотр 1


     

    1. Состав машины


Машина лесная погрузочно-транспортная «БЕЛАРУС» МПТ-461.1 со-стоит из энергетического средства – трактора лесохозяйственного «БЕЛАРУС» Л82.2, оборудованного в соответствии с требованиями техники безопасности для работы в лесу, и полуприцепа ПЛ-9 с манипулятором.

Устройство, правила эксплуатации и технического обслуживания трак-тора – см. руководство по эксплуатации Л82.2-0000010 РЭ трактора «БЕЛА-РУС» Л82.2.

Общий вид машины показан на рисунке 1.1.


 9


image


1 – трактор лесохозяйственный «БЕЛАРУС» Л82.2; 2 – полуприцеп лесовозный ПЛ-9


Рисунок 1.1 – Машина лесная погрузочно-транспортная

«БЕЛАРУС» МПТ-461.1

      1. Трактор лесохозяйственный «БЕЛАРУС» Л82.2

        Трактор лесохозяйственный «БЕЛАРУС» Л82.2 представляет собой ко-лесный трактор, собранный на базе сборочных единиц трактора «БЕЛА-РУС» 82.2 с установленными на нем защитными ограждениями, боковыми фа-рами, усиленными дисками задних колес с защитой вентилей шин, с пневмо-приводом тормозов прицепа, передними балластными грузами, передним бук-сирующим устройством, усиленной кабиной с реверсивным сиденьем, тягово-сцепным устройством ТСУ-2 по ГОСТ 3481-79.

        Примечание – Для изучения устройства, правил эксплуатации и техниче-ского обслуживания необходимо руководствоваться документацией на трактор

        «БЕЛАРУС» Л82.2, входящей в комплект поставки.


      2. Полуприцеп лесохозяйственный ПЛ-9

Полуприцеп лесовозный ПЛ-9 (рисунок 1.2) состоит из рамы 9, гидрома-нипулятора 3, балансиров 14 с колесами 8, решетки 4, стоек 5, сцепной петли 13, страховочной цепи 12, устройства для вынужденной эвакуации 7, привода стояночного тормоза 10, гидросистемы 1, пневмосистемы 15, электросисте-

мы 6.

Рама 9 представляет собой сварную конструкцию, состоящую из двух профилей прямоугольного сечения, соединенных между собой балками и при-варенных к профилям дышла, опоры для крепления балансиров и гнезд для установки стоек 5. На дышле расположены кронштейны для установки опоры 11 и сцепной петли 13, а также страховочные цепи 12. На нем располагается плита для крепления гидроманипулятора 3.

В задней части рамы полуприцепа слева имеется устройство для вынуж-денной эвакуации 7, предназначенное для буксировки полуприцепа при необ-ходимости.


 11


image


1 – гидросистема; 2 – аутригеры; 3 – гидроманипулятор; 4 – решетка; 5 – стой-ки; 6 – электросистема; 7 – устройство для вынужденной эвакуации; 8 – колесо; 9 – рама; 10 – привод стояночного тормоза; 11 – опора; 12 – страховочная цепь; 13 – сцепная петля; 14 – балансир; 15 – пневмосистема

Рисунок 1.2 – Полуприцеп лесовозный ПЛ-9


 

Решетка 4 со стойками размещена на передней части рамы и предназна-чена для ограждения грузового отсека. Она представляет собой сварную кон-струкцию, состоящую из двух П-образных профилей, к которым приварена решетка. В зависимости от длины перевозимых сортиментов решетку можно пе-редвигать по раме относительно оси балансиров, сохраняя, таким образом, центр тяжести груза.

Стойки 5 устанавливаются в специальные гнезда, расположенные на раме полуприцепа, с возможностью поворота в них при встрече незагруженного по-луприцепа с препятствием. Количество и расположение стоек зависит от дли-ны перевозимого груза и может изменяться в каждом конкретном случае.

Ходовая часть полуприцепа состоит из двух балансиров 14 с колесами 8 и установленными на них шинами 16,5/70-18.

Балансир (рисунок 1.3) представляет собой сварную конструкцию короб-чатого сечения, к которой приварены цапфы для крепления колес, а также тру-бы и петли защитного ограждения тормозных камер.


 


image


1 – колесо; 2 – ступица; 3 – болт; 4, 8, 11 – гайка; 5, 9 – шайба; 6, 12, 14 – мас-ленка; 7 – крышка; 10 – подшипник; 13 – рычаг регулировочный; 15 – барабан; 16 – камера тормозная; 17, 19 – пружина; 18 – балансир с цапфами; 20 – пробка


Рисунок 1.3 – Балансир

 

 

 

Места установки дополнительных стоек показаны на рисунке 1.4. Для установки дополнительных стоек необходимо:

  • две крайние стойки установить в последние гнезда полуприцепа;

  • установить на полуприцеп опору стоек 9, зафиксировав шестью стре-мянками 5 с шайбами 8 и гайками 6,7;

  • установить шесть стоек 1,2,3 в гнезда опоры стоек 9;

  • установить две стойки 4 в предпоследние гнезда полуприцепа.


image


1,2,3,4 – стойки; 5 – стремянка; 6,7 – гайки; 8 – шайба; 9 – опора стоек Рисунок 1.4 – Установка дополнительных стоек


 15

        1. Тормозная система

          Тормозная система полуприцепа оборудована колодочными тормозами с двумя независимыми друг от друга приводами, действующими на колеса полу-прицепа.

          Пневматический тормоз работает от пневматической системы тормозов трактора, включается одновременно с торможением трактора.

          Пневматические схемы в зависимости от исполнений приведены на ри-сунке 1.5. На рисунке 1.5а приведена пневмосхема для исполнений ПЛ-9, ПЛ-9-01, ПЛ-9-02. На рисунке 1.5б приведена пневмосхема для исполнений ПЛ-9-03, ПЛ-9-07.

          Механический (стояночный) тормоз с ручным приводом, предназначен для торможения полуприцепа на стоянке.

          Привод стояночного тормоза состоит из рукоятки тормоза, гайки с вин-том, стропов и деталей крепления стропов.

          Для затормаживания полуприцепа необходимо вращать рукоятку по ча-совой стрелке с усилием не более 400 Н.

          Для растормаживания необходимо вращать рукоятку тормоза против ча-совой стрелки до упора.


           


          image


          а б


          Обозначение

          Наименование

          Кол.

          КМТ 1, КМТ 2,

          КМТ 3, КМТ 4

          Камера тормозная тип 30 19.3519310-01


          4

          КС

          Кран слива конденсата 100-2513110

          1

          КТП

          Воздухораспределитель тормоза прицепа с краном расторможения 11.3531010-060


          1

          РС1

          Ресивер Б20-2 (105.069.17.000-01)


          1

          ГС

          Головка соединительная 210-3901592-Б

          1


          Рисунок 1.5 – Схема пневматическая принципиальная


           

        2. Электрооборудование

          Для эксплуатации полуприцепа по дорогам общего пользования и в тем-ное время суток полуприцеп оборудован электросистемой. Задние фонари по-луприцепа расположены внутри его задней поперечной балки.

          Схема электрическая принципиальная полуприцепа приведена на рисун-ке 1.6.


          image


          Рисунок 1.6 – Схема электрическая принципиальная


           

        3. Гидроманипулятор


          Гидроманипулятор предназначен для выполнения погрузочно-разгрузочных работ на лесосечных и фотнижнескладских работах с сортимен-тами и хлыстами, соответствующими грузоподъемности гидроманипулятора.

          Устройство и работа гидроманипуляторов PRIMERO 3967, PALMS 665, ГМ-42Т, ГМ-50 приведены в соответствующей ЭД, поставляемой с машиной.

          Гидроманипулятор ГМ-42 (рисунок 1.7), состоит из захвата 1, ротатора 2, рукояти 3, стрелы 4, устройства поворотного 5, основания 8, гидросистемы 6,

          аутригеров 7.

          Основание 8 предназначено для крепления гидроманипулятора и аутриге-ров 7 к лесовозному полуприцепу. Оно представляет собой сварную конструк-цию, имеющую снизу и сверху фланцы для присоединения соответственно к дышлу полуприцепа и к поворотному устройству 5, а с боков проушины для установки аутригеров 7.

          Поворотное устройство 5 реечного типа состоит из корпуса, в котором расположены подшипники и реечный механизм, и поворотной колонны. Ко-лонна представляет собой сварную конструкцию, состоящую из стойки и вала. Вал вращается под действием реечного механизма. В верхней части стойки приварена втулка для крепления стрелы 4, а в нижней – проушины для крепле-ния гидроцилиндра.

          Стрела 4 представляет собой сварную конструкцию коробчатого сечения, состоящую из двух боковин, к которым приварены проушины для крепления стрелы к стойке колонны, и гидроцилиндров перемещения стрелы и рукояти 3.

          Рукоять 3 выполнена в виде сварной конструкции коробчатого типа пере-менного сечения. С одной стороны она имеет проушины для соединения со стрелой 4, а с другой стороны соединена с ротатором 2 через переходную серь-

          гу.

          Стрела 4 и рукоять 3 соединяются друг с другом посредством пальцев че-рез двухзвенник.

          Ротатор 2 с неограниченным углом вращения, предназначен для поворота захвата 1.


           19

          Аутригеры 7 представляют собой сварную конструкцию коробчатого се-чения, имеющую с одной стороны отверстия для крепления к основанию 8 и гидроцилиндру, а с другой – опорный башмак. Аутригеры 7 предназначены для обеспечения устойчивости полуприцепа при погрузке – разгрузке сортимента, они установлены в передней части полуприцепа в зоне гидроманипулятора.


          image


          1 – захват; 2 – ротатор; 3 – рукоять; 4 – стрела; 5 – устройство поворотное;

          6 – гидросистема; 7 – аутригеры; 8 – основание

          Рисунок 1.7 – Гидроманипулятор ГМ-42


           

        4. Гидравлическая система

Схема гидравлическая принципиальная полуприцепа с гидроманипулято-ром ГМ-42 показана на рисунке 1.8. Перечень элементов гидросистемы полу-прицепа с гидроманипулятором ГМ-42 приведен в таблице 1.2

Гидросистема предназначена для управления гидроманипулятором. В гидросистему входит распределитель гидросистемы Р1 с ручным управлением, который гидролиниями подвода и слива через фильтр Ф2 соединен с выходом насоса аксиально-поршневого Н и гидробаком Б. Каждая секция гидрораспре-делителя соединена двумя гидролиниями с ротатором М и гидроцилиндрами: рукояти Ц3, аутригеров Ц4 и Ц5, стрелы Ц6, захвата Ц7, опорно-поворотного устройства Ц1 и Ц2.


image


Рисунок 1.8 – Схема гидравлическая принципиальная ГМ-42


 

Таблица 1.2 – Перечень элементов гидросистемы ГМ-42


Обозначе-ние

Наименование

Коли-чество

Б

Бак гидросистемы тележки с манипулятором

1

ГЗ1, ГЗ2

Гидрозамок

2

ДР1,ДР2

Гидродроссель

2

КП

Клапан предохранительный

1

М

Гидромотор ротатора

1

Н

Насос аксиально-поршневой 310.3.56.04

1

Р

Гидрораспределитель SDM100/7-P

1

РП1, РП2

Регулятор потока VFR 02 С

2

УУ

Указатель уровня

1

Ф1

Фильтр напорный SPM 301 FV1 C B3 52

1

Ф2

Фильтр сливной

1

ФС

Фильтр-сапун

1

Ц1, Ц2

Ц3, Ц4

Гидроцилиндр поворота манипулятора

4

Ц5

Гидроцилиндр рукояти

1

Ц6, Ц7

Гидроцилиндр аутригера

2

Ц8

Гидроцилиндр стрелы

1

Ц9

Гидроцилиндр грейфера

1


 

1.3.3 Органы управления машиной


Расположение органов управления трактора – см. руководство по эксплу-атации 80-0000010 РЭ трактора «БЕЛАРУС» 82.2.

Органами управления гидроманипулятором ГМ-42 служат рукоятки на гидрораспределителе, который размещен на реверсивном посту управления, в задней части кабины трактора (рисунок 1.9). Схема управления гидрораспреде-лителем показана на рисунке 1.10. При нейтральном положении рукоятки гид-рораспределителя любой секции ее гидролинии заперты. Переводом рукоятки в одну сторону от «нейтрали» шток гидроцилиндра или вал гидромотора пере-мещается в одну сторону, а переводом рукоятки в другую сторону от «нейтра-ли» движение гидроцилиндра или вала гидромотора реверсируется.

В кабине трактора на боковой стенке реверсивного поста управления установлена табличка допустимой грузоподъемности гидроманипулятора в за-висимости от вылета стрелы. Для ГМ-42 см. рисунок 1.11.

Для других исполнений таблички приведены в эксплуатационной доку-ментации входящих гидроманипуляторов.

image

1 – рукоятка клещевого захвата; 2 – рукоятка перемещения стрелы, вращения ротатора; 3 – рукоятка перемещения левого аутригера; 4 – рукоятка перемеще-ния правого аутригера; 5 – рукоятка поворота колонны, перемещения рукояти

Рисунок 1.9 – Органы управления гидроманипулятором ГМ-42 и аутригерами

 


image


Рисунок 1.10 – Схема управления гидрораспределителем ГМ-42


image


Рисунок 1.11 – Табличка грузоподъемности гидроманипулятора ГМ-42


 

    1. Средства измерения, инструмент и принадлежности

      Каждая машина комплектуется индивидуальным комплектом запасных частей, инструмента и принадлежностей ЗИП полуприцепа, а также комплек-том ЗИП трактора и манипулятора, которые отгружаются вместе с машиной.

      Для полного качественного безопасного технического обслуживания (ТО) машины также необходимы:

      • средства измерения:

        1. термометр для измерения температуры (окружающей среды, рабо-чей жидкости и т.п.) с нижним пределом измерения не выше минус 50 ºС, верх-ним – не ниже плюс 60 ºС, погрешностью измерения не более 0,5 ºС;

        2. гидравлический манометр с возможностью измерения давления РЖ от 0 до 50 МПа с гибким удлинителем (рукавом) и наконечником (ами) для присоединения к резьбовым отверстиям М18×1,5, G4, штуцеру М16×2. Точ-ность показаний при измерении параметров – ±2,5%;

        3. рулетка от 0 до 5000 мм для измерения кинематических, конструк-ционных параметров манипулятора и т.п. Погрешность измерения – ±0,5 мм;

        4. секундомер;

        5. часы;

          Примечание – Допускается использовать другие средства измерений, имеющие аналогичные метрологические характеристики.

      • инструмент:

        1. набор инструмента, включающий ключи (рожковые или (и) комби-нированные с номинальным размером зева от 8 до 36 мм), головки с номиналь-ным размером шестигранника от 10 до 32 мм, вороток, ключ трещеточный, удлинители, отвертку плоскую, фигурную, плоскогубцы, молоток, зубило и т.д.;

        2. динамометрические ключи для затяжки резьбовых соединений с контролем усилия затяжки от 3 до 300 Н·м с погрешностью измерения ±4 %.

        3. присоединительный квадрат в соответствии с элементами набора инструмента;

      • приспособления:

        1. подставка(и) для рабочего органа;

        2. шланг для слива масла из устройства опорно-поворотного (УОП);

        3. шприц заправочный или воронка для заправки маслом УОП;

        4. шприц рычажно-плунжерный;

        5. емкости, необходимые для слива масла и РЖ.


         

    2. 5 Маркировка машины


      Фирменные металлические таблички (рисунок 1.12) машины и трактора установлены на передней и задней стенках кабины трактора соответственно.

      Фирменная металлическая табличка полуприцепа установлена на раме полуприцепа в передней левой его части.



      image


      Рисунок 1.12 – Фирменные таблички


    3. Упаковка


Машина отгружается потребителю без упаковки.


26

  1. Использование по назначению

    1. Эксплуатационные ограничения

      При эксплуатации машины запрещается:

      • работать с неисправным рабочим оборудованием;

      • снимать зависшие деревья с помощью гидроманипулятора;

      • транспортировать хлысты, деревья и других лесоматериалы, погружен-ных более чем на 3 диаметра выше коников, как по краям, так и по середине грузовой платформы;

      • продолжать работу при обнаружении трещин или деформаций кон-струкции рабочего оборудования, подвески, или течи РЖ из гидросистемы;

      • выполнять работы на расстоянии меньше 30 м от крайнего провода ли-нии электропередачи без специального допуска, определяющего безопасные условия работы;

      • поднимать грузы, примерзшие к земле;

      • поднимать грузы массой, превышающей допустимую для конкретного вылета стрелового оборудования;

      • оставлять груз в подвешенном состоянии при длительном перерыве в работе.

      • использовать гидроманипулятор для отторцовки сортиментов (хлы-стов), это может привести к разрушению сварных швов и металлоконструкции опорно-поворотного устройства, колонны, стрелы, рукояти с выдвижной секци-ей, ротатора и клещевого захвата, преждевременному износу шарнирных со-единений;

      • изменять регулировочные параметры элементов гидросистемы без согла-сования с заводом-изготовителем, что может привести к преждевременному износу элементов гидросистемы и металлоконструкции гидроманипулятора;

        • допускать соударения стрелы гидроманипулятора с элементами маши-ны, что может привести к разрушению металлоконструкции стрелы, колонны и преждевременному износу шарнирного соединения колонна-стрела.

        • вносить конструктивные изменения в конструкцию машины без пись-


       27

      менного согласования с заводом-изготовителем.


    2. Подготовка машины к использованию

      При транспортировании трактора и полуприцепа отдельно, при подготов-ке машины к использованию необходимо выполнить монтажные работы.

      Полуприцеп лесовозный ПЛ-9 эксплуатируется с лесохозяйственным трактором «БЕЛАРУС» Л82.2-02, в котором предусмотрены места для установ-ки гидроаппаратуры полуприцепа.

      Для возможности эксплуатации машины необходимо выполнить следу-ющие монтажные работы:

      • снять с трактора верхнюю тягу задней навески, кронштейн крепления верхней тяги, кронштейн крепления задних левых выводов гидросистемы, снять кожух вала отбора мощности, крышку крепления хвостовика ВОМ, до-стать хвостовик ВОМ, снять с полуприцепа и установить на место хвостовика насос 6 (рисунок 2.2) с полумуфтами 7,9, звездочкой 8 и проставкой 10;

      • петлю на дышле полуприцепа надеть на гидрокрюк трактора. Необходи-мо проследить, чтобы прицепное устройство заблокировалось. Две скобы с пальцами страховочных цепей полуприцепа пропустить через уши кронштейна под гидронасосом и зафиксировать пальцем за кронштейн задней навески трак-тора;

      • снять с полуприцепа фильтр напорный 1 (рисунок 2.1), насос 2, гидро-распределитель 3 и кожух 4;

      • установить и закрепить гидрораспределитель 2 (рисунок 2.2) с крон-

        штейном 1 и кожухом 3 на тракторе;

      • установить на место снятых с трактора кронштейнов крепления верхней тяги и крепления задних левых выводов гидросистемы кронштейн 4 с напор-ным фильтром 5, после чего на кронштейн 4 установить ранее снятые с тракто-ра задние левые выводы гидросистемы и провод «масса».

        П р и м е ч а н и е – Для крепления устанавливаемых сборочных еди-ниц используются ранее снятые детали крепления.


        28

        • соединить пневмосистему полуприцепа с пневмосистемой трактора и проверить работу тормозной системы;

        • подключить электросистему полуприцепа к электросистеме трактора. Для этого необходимо вилку полуприцепа соединить с розеткой трактора. Про-верить функционирование электросистемы;

        • установить таблички из комплекта ЗИП на реверсивный пост управле-ния трактора.


      image


      1 – фильтр напорный; 2 – насос; 3 – гидрораспределитель; 4 – кожух Рисунок 2.1 – Места крепления гидроаппаратуры на полуприцепе


       29


      image


      1 – кронштейн крепления гидрораспределителя; 2 – гидрораспределитель; 3 – кожух; 4 – кронштейн крепления напорного фильтра; 5 – напорный фильтр; 6 – насос; 7,9 – полумуфта; 8 – звездочка; 10 – проставка

      Рисунок 2.2 – Места установки гидроаппаратуры на тракторе


    3. Использование машины

      По прибытию на место предполагаемой погрузки (разгрузки) сортимента необходимо выполнить следующее:

      • затормозить трактор стояночным тормозом;

      • убедиться, что независимый ВОМ трактора включен на вторую ско-рость вращения – 1000 мин-1;

      • включить ВОМ трактора и отрегулировать частоту вращения коленча-того вала двигателя от 1300 до 1400 мин-1;

      • плавно, не допуская больших перекосов полуприцепа, установить гид-романипулятор на аутригеры;


        30

        ВНИМАНИЕ: ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПОДНИМАТЬ ПОЛУПРИЦЕП АУТРИ-ГЕРАМИ. ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ АУТРИГЕРЫ ДОЛЖНЫ ОПИРАТЬСЯ НА ОПОРНУЮ ПОВЕРХНОСТЬ.

      • разжать захват, приподнять стрелу перевести гидроманипулятор из транспортного положения в рабочее.

        Управление элементами гидроманипулятора осуществляется рукоятками (рисунок 1.9) гидрораспределителя, установленного в кабине трактора.

        Схема управления гидрораспределителем ГМ-42 приведена на рисун-ке 1.10.

        Перемещение грузов следует производить плавно, без рывков. Скорость перемещения определяется и задается оператором, исходя из окружающих условий и требований безопасности.

        ПОДЪЕМ ПРОИЗВОДИТЬ ПРИ МИНИМАЛЬНО ВОЗМОЖНОМ ВЫ-ЛЕТЕ СТРЕЛОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ. ЗАХВАТЫВАТЬ ГРУЗ АККУРАТ-НО И В МАКСИМАЛЬНОЙ БЛИЗОСТИ ОТ ЦЕНТРА ЕГО ТЯЖЕСТИ.

        Зависимость допустимой грузоподъемности гидроманипулятора ГМ-42 от вылета стрелового оборудования показана на табличке (рисунок 1.11), кото-рая расположена на боковой стенке реверсивного поста управления в кабине трактора.

        При перевозке сортимента длиной 2 и 4 метра, необходимо загружать его на полуприцеп симметрично оси балансира. При этом решетку 4 (рисунок 1.2) со стойкой необходимо переместить назад, обеспечив расстояние от оси балан-сира до решетки (2,0±0,1)м и одну из стоек 5 установить в последнее гнездо.

    4. Действия в экстремальных условиях


      В экстремальных условиях выполнять требования соответствующих ин-струкций по охране труда, действующих в эксплуатирующей организации.

      Ситуации, которые могут привести к аварии или несчастному случаю при использовании машины:

      • несоблюдение правильных и безопасных приемов и методов работы, не-выполнение требований правил и норм техники безопасности и производственной санитарии;

      • несоблюдение правил пожарной безопасности;

      • несоблюдение правил электробезопасности;

      • несоблюдение правил безопасности при работе с горючими и легковос-пламеняющимися жидкостями;

      • несоблюдение условий безопасности при производстве работ повышенной опасности, выполняемых по наряду-допуску;

         31

      • несоблюдение правил подъема и перемещения грузов;

      • работа неисправным инструментом, неисправными приспособлениями, на неисправном оборудовании;

      • несогласованность действий персонала при выполнении работ группой в составе двух и более человек и др. ситуации.

        Возможные аварийные ситуации при эксплуатации манипулятора:

      • неконтролируемое перемещение звена(ьев) стрелового оборудования ма-нипулятора при выходе из строя системы управления (неисправен распредели-тель);

      • нарушение герметичности гидросистемы (и как следствие утечка РЖ в окружающую среду, неконтролируемое перемещение соответствующего(их) зве-на(ьев) с вероятностью деформации и разрушения несущих конструкций, угрозы здоровью и жизни людей) в результате несвоевременного выявления износивших-ся элементов, применения поврежденных трубопроводов, рукавов, арматуры, ре-зинотехнических изделий с истекшим сроком годности;

      • деформация или разрушение несущих конструкций в результате невыпол-нения требований к использованию манипулятора (подъем груза, масса которого превышает допустимую грузоподъемность для соответствующего вылета, присы-панного грунтом или примерзшего к земле груза, поворот манипулятора при за-глубленном клещевом захвате или на максимальном вылете, подтаскивание не-поднятого груза, применение клещевого захвата для отторцовки лесоматериалов, контакт стрелового оборудования с окружающими объектами из-за небезопасной траектории перемещения груза при работе манипулятора или из-за произвольного положения манипулятора при переездах);

      • заклинивание подвижных частей гидравлических аппаратов как следствие износа в результате несвоевременного выявления и устранения вышедших из строя элементов;

      • опрокидывание манипулятора с полуприцепом или разрушение крепления манипулятора и его опрокидывание как следствие:

        1. ослабления крепления манипулятора в результате несвоевременной проверки затяжки гаек крепления;

        2. потери устойчивости конструкции в результате нарушений требова-ний к установке;

        3. контакта стрелового оборудования с окружающими объектами из-за невыполнения требований к использованию манипулятора (небезопасная траекто-рия перемещения груза при работе манипулятора или произвольное положение манипулятора при переездах);


          32

        4. потери устойчивости конструкции в результате поворота манипуля-тора с грузом при максимальном вылете стрелового оборудования на максималь-ной скорости;

      • касание стреловым оборудованием воздушной ЛЭП, находящейся под напряжением, как следствие несоблюдения мер безопасности;

      • возникновение пожара как следствие несоблюдения пожаробезопасности.

        При возникновении аварийной ситуации, не связанной с касанием ЛЭП и пожаром:

      • немедленно прекратить работы;

      • по-возможности, установить стреловое оборудование манипулятора в по-ложение, исключающее дальнейшие последствия аварии;

      • отключить подачу РЖ к гидрооборудованию манипулятора, остановить силовую установку, прекратить все работы, не связанные с ликвидацией аварии;

      • при наличии пострадавших принять меры по оказанию первичной довра-чебной медицинской помощи и предотвращению травмирования других лиц, при необходимости, вызвать медицинских работников на место происшествия для оказания медицинской помощи;

      • принять меры по предотвращению развития аварийной ситуации, соблю-дая при этом личную безопасность и осторожность;

      • исключить загрязнение РЖ окружающей среды;

      • сообщить о случившемся руководителю работ.


        При касании стреловым оборудованием линии связи, воздушной ЛЭП, находящейся под напряжением, либо падении ее провода на машину действовать в соответствии с инструкциями, согласованными организацией-владельцем линии. В общем случае при касании провода воздушной ЛЭП все действия необхо-

        димо производить, исключая прямой контакт с токоведущими частями конструк-ции:

      • немедленно прекратить работы, по-возможности, как можно быстрее разорвать контакт (отвести стреловое оборудование от провода или осуществить переезд);

      • сообщить о случившемся владельцу линии, предупредить окружающих о происшествии, при необходимости, использовать звуковой сигнал. ПРИ СОХРА-НЕНИИ КОНТАКТА С МАШИНОЙ ИЛИ ЗЕМЛЕЙ ДО ПРИБЫТИЯ АВАРИЙ-НОЙ БРИГАДЫ, ПРЕДПРИНИМАТЬ КАКИЕ ЛИБО САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ

      ДЕЙСТВИЯ КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Принять меры по предотвра-щению приближения окружающих к опасной зоне (ближе 8 м). Если сообщить о


       33

      случившемся владельцу линии самостоятельно невозможно, попросить это сде-лать тех, кто оказался рядом;

      • покинуть рабочий пост если контакт с ЛЭП спровоцировал возгорание:

        1. избегая одновременного касания с конструкцией и землей (не держась за поручни и т.п.), спрыгнуть одновременно на обе согнутые плотно сведенные ноги;

        2. удалиться на расстояние не менее 8 м мелкими шагами, не превыша-ющими длину стопы и не отрывая ноги друг от друга. При передвижении не уве-личивать длину шага, не касаться руками земли и окружающих объектов, следить за равновесием;

        3. сообщить о происшествии дежурной службе МЧС, до прибытия ава-рийной бригады запрещается предпринимать действия по тушению пожара или устранению последствий происшествия, связанные с нахождением в опасной зоне (ближе 8 м). Принять меры по предотвращению приближения окружающих к опасной зоне.

        При возникновении пожара:

      • немедленно остановить работы, обесточить электрооборудование и сроч-но покинуть рабочий пост;

      • сообщить о происшествии дежурной службе МЧС (чтобы не терять вре-мени, попросить это сделать тех, кто оказался рядом), указать точное место пожа-ра, что горит, свою должность, фамилию, номер телефона, с которого производит-ся вызов;

      • эвакуировать за пределы опасной зоны всех людей, не занятых ликвида-цией пожара;

      • сообщить о случившемся руководителю работ;

      • приступить к тушению пожара имеющимися первичными средствами по-жаротушения, соблюдая при этом личную безопасность и осторожность;

      • подавление очага пламени возможно следующими способами:

        1. засыпать песком;

        2. накрыть брезентом, мешковиной или другой плотной тканью;

        3. воспользоваться огнетушителем. По возможности не тушить против ветра. Струю направить в очаг возгорания;

      • при возгорании горящих горюче-смазочных материалов (ГСМ) не приме-нять воду для тушения пожара – это может вызвать распространение ГСМ и уве-личение площади горения;

      • при загорании электрических проводов обесточить электрическую цепь, тушить провода углекислотным огнетушителем, а при его отсутствии – сухим песком или сбить пламя сухой ветошью. Не применять пенный огнетушитель и воду для тушения проводов, находящихся под напряжением;

        34

      • если на человеке горит одежда, не давая ему бежать, набросить на него плотную ткань или одежду и после того, как пламя сбито, оказать ему первую доврачебную помощь при ожогах, при необходимости, вызвать медицинских ра-ботников на место происшествия для оказания медицинской помощи.

        При возникновении обстоятельств, приведших к несчастному случаю, должны быть приняты меры по:

      • сохранению до начала расследования обстановки на месте несчастного случая, если это не угрожает жизни и здоровью людей, зафиксировать обстановку доступными способами;

      • передаче информации о происшедшем руководителю работ и в службу охраны труда;

      • уточнению свидетелей происшедшего.

      При несчастных случаях пострадавшему необходимо обратиться в лечебное учреждение для получения квалифицированной медицинской помощи. В случае, когда пострадавший не может обратиться в лечебное учреждение самостоятельно, следует вызвать медицинских работников на место происшествия для оказания пострадавшему медицинской помощи.

      Возобновление эксплуатации допускается только после устранения послед-ствий аварии, диагностики и устранения неисправностей, проверки работоспособ-ности, проведения мероприятий по устранению причин, вызвавших аварийную ситуацию. Работы в дальнейшем не должны представлять опасность для персона-ла.

    5. Меры безопасности


      1. Общие указания

        Строгое выполнение требований безопасности обеспечивает безопас-ность работы на машине, повышает ее надежность и долговечность. К работе на машине допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления машиной лесной погрузочно-транспортной и прошедшие курс обучения и ста-жировки на машине с последующей аттестацией.

        При работе на машине необходимо соблюдать требования «Межотрасле-вых правил по охране труда в лесной, деревообрабатывающей и лесной про-мышленности». При наличии вблизи места проведения работ воздушных линий электропередачи (ЛЭП) и связи выполнение работ ближе 50 м от границ соот-ветствующих охранных зон производить по наряду-допуску, в охранной зоне – по наряду-допуску при наличии письменного разрешения организации-

        владельца линии.

         35

      2. Требования к техническому состоянию машины


        Машина должна отвечать следующим требованиям:

        • машина должен быть комплектной и технически исправной;

        • не допускается демонтаж с машины предусмотренных конструкцией защитных кожухов или ограждений, а также других деталей и сборочных еди-ниц, влияющих на безопасность ее работы;

        • техническое состояние тормозной системы, ходовой части должно отве-чать требованиям безопасности соответствующих стандартов и руководства по эксплуатации машины;

        • перед началом работы необходимо убедиться в исправности манипуля-

        тора;


        • неисправности устранять сразу после обнаружения. До устранения не-

          исправностей работа не допускается.


      3. Меры безопасности при использовании машины


        Выполнение требований безопасности обеспечивает безопасность работы на машине, повышает ее надежность и долговечность. К работе на машине до-пускаются лица не моложе 18 лет, имеющие удостоверение на право управле-ния трактором, изучившие настоящее руководство и руководство по эксплуата-ции трактора, обученные правилам эксплуатации машины и безопасным мето-дам труда, прошедшие инструктаж по технике безопасности и аттестованные на право работы на машине.

        Перед началом работы необходимо выполнять следующие условия:

          • убедиться в отсутствии людей в рабочей зоне – не менее 30 м;

          • захват груза клещевым захватом производить в средней его части, в максимальной близости от центра его тяжести.

            При эксплуатации машины запрещается:

          • работать с неисправным рабочим оборудованием;

          • снимать зависшие деревья с помощью гидроманипулятора;


            36

          • транспортирование хлыстов, деревьев и других лесоматериалов, погру-женных более чем на 3 диаметра выше коников, как по краям, так и по сере-дине грузовой платформы;

          • работать при обнаружении трещин или деформаций конструкции рабо-чего оборудования, подвески, или течи РЖ из гидросистемы;

            При работе гидроманипулятора запрещается:

          • выполнять работы на расстоянии меньше 30 м от крайнего провода ли-нии электропередачи без специального допуска, определяющего безопасные условия работы;

          • покидать рабочее место при подъеме-опускании груза;

          • поднимать грузы, примерзшие к земле;

          • поднимать грузы массой, превышающей допустимую для конкретного вылета стрелового оборудования;

          • оставлять груз в подвешенном состоянии при длительном перерыве в работе; Требования безопасности при работе гидроманипуляторами PRIMERO 3967, PALMS 665, ГМ-42Т, ГМ-50 изложены в соответствующей ЭД,

            поставляемой с машиной.

            При использовании домкрата для подъема полуприцепа машины необхо-димо соблюдать следующие требования:

          • пользоваться домкратом грузоподъемностью не менее 5 т;

          • домкрат устанавливать на деревянной опоре размером не менее 300х200х40 мм;

          • после подъема полуприцепа установить страховочные подставки;

          • запрещается находиться под полуприцепом, поднятым на домкрат;

          • пользоваться только исправным домкратом.


      4. Требования пожарной безопасности

Машина должна быть оборудована противопожарным инвентарем -лопа-той и огнетушителем. Работать на тракторе без средств пожаротушения запре-щается. Места стоянки машины, хранения ГСМ должны быть опаханы полосой шириной не менее 3 метров и обеспечены средствами пожаротушения

 37

При заправке машины ГСМ запрещается:

  • заправлять трактор при работающем дизеле;

  • курить при заправке трактора топливом;

  • полностью заправлять топливные баки, необходимо оставлять объем для расширения топлива;

  • добавлять к дизельному топливу бензин или смеси. Эти сочетания могут создать увеличенную опасность воспламенения или взрыва;

  • заправлять с помощью ведер.

    Во время эксплуатации машины и проведения ремонтных работ необхо-димо руководствоваться следующим требованиями пожарной безопасности:

  • не допускать загрязнения коллектора и глушителя пылью, топливом, соломой и т. д.;

  • не допускать работу трактора в пожароопасных местах при снятом ка-поте и других защитных устройств с нагретых частей двигателя;

  • при работе трактора, следить за тем, чтобы вблизи выпускного коллек-тора и глушителя не было легко воспламеняемых материалов;

  • не допускать использования открытого пламени для подогрева масла в поддоне двигателя, гидробаке, при заправке топливных баков, для выжигания загрязнений сердцевины радиатора;

  • при промывке деталей и сборочных единиц керосином, бензином или другими легковоспламеняющимися жидкостями необходимо принять меры, ис-ключающие воспламенение паров промывочных жидкостей;

  • во время ремонтных работ, связанных с применением электрога-зосварки, необходимо выключить выключатель питания бортовой сети, очи-стить детали и сборочные единицы от загрязнений;

  • следить, чтобы вблизи выпускного коллектора и глушителя не было легковоспламеняющихся материалов;

  • при появлении очага пламени засыпать его песком, накрыть брезентом, мешковиной или другой плотной тканью. Использовать углекислотный огне-тушитель.


    38

      1. Возможные неисправности и методы их устранения

        Перечень возможных неисправностей и методы их устранения приведены в таблице 2.1.


        Продолжение таблицы 2.1

        image

        Таблица 2.1


        Неисправность, внешнее проявление


        Причина


        Метод устранения

        Недостаточное давление воздуха в ресиверах, давление медленно нарастает и быстро падает

        Утечка воздуха в системе

        Устранить утечку

        Неисправен компрессор

        Отремонтировать компрессор

        Давление воздуха в реси-верах быстро снижается при нажатии на педаль тормоза

        Неисправен тормозной кран

        Отремонтировать тормозной кран

        Повышенный выброс мас-ла в пневмосистему

        Неисправен компрессор

        Отремонтировать компрессор

        Тормоза «не держат»

        Замаслены или изношены накладки соединительных дисков и тормозных коло-док

        Промыть накладки, при необходимости заменить

        Не горят фонари

        Разорван провод

        Произвести ремонт

        Перегорела лампочка

        Неисправные детали заме-нить

        Греются ступицы колес

        Перетянуты гайки кониче-ских подшипников

        Отрегулировать зазоры в подшипниках

        Притирают тормозные ко-лодки

        Отрегулировать ход тор-мозных колодок винтами тормозных колодок

        Слабо держит стояночный тормоз

        Растянулись тросы приво-да стояночного тормоза

        Переустановить тросик на рукоятке привода на сле-дующий диапазон

        Гидроманипулятор не дви-гается

        Не включен ВОМ трактора

        Включить ВОМ трактора

        В баке нет масла

        Добавить масло

        Насос не создает напора

        Измерить давление напор-ной линии насоса

        Работа гидросистемы со-провождается повышен-ным уровнем шума

        Не закреплены трубопро-воды и шланги

        Закрепить скобами трубо-проводы с установкой ре-зиновых прокладок

        Наличие воздуха в гидро-системе

        Прокачать гидросистему


         39

        Продолжение таблицы 2.1

        Неисправность, внешнее проявление


        Причина


        Метод устранения

        Звенья гидроманипулятора двигаются медленно, гид-романипулятор не спосо-бен поднимать груз

        Сливная линия засорена

        Проверить подсоединение сливного шланга и совме-стимость штуцеров, прочи-стить и, при необходимо-сти, заменить арматуру

        Насос гидросистемы изношен

        При необходимости заме-нить насос

        Неравномерное (рывками) опускание стрелы (рукоя-ти)

        Наличие воздуха в гидро-цилиндрах

        Прокачать гидросистему

        Утечка РЖ по штокам гид-роцилиндров

        Износ или повреждение уплотнений штока

        Заменить уплотнение

        Недостаточное усилие на рабочих механизмах

        Насос гидросистемы изно-шен

        При необходимости заме-нить насос

        Засорена или повреждена напорная линия

        Определить место засоре-ния (повреждения) путем измерения давления, про-чистить и, при необходи-мости, заменить арматуру

        Перетечка жидкости из одной полости в другую в исполнительных гидроци-линдрах из-за износа уплотнений поршня

        Заменить уплотнение

        Чрезмерное вспенивание РЖ в гидросистеме

        Подсос воздуха во всасы-вающей линии (соедине-ние насоса гидросистемы с баком гидросистемы)

        Подтянуть хомуты на ру-каве, соединяющем насос гидросистемы с баком гидросистемы

        Недостаточное количество РЖ в баке гидросистемы

        Дозаправить РЖ до необ-ходимого уровня

        Наличие воздуха в гидро-системе

        Прокачать гидросистему

        Течь РЖ из мест соедине-ний трубопроводов и рука-вов

        Слабая затяжка резьбового соединения

        Подтянуть резьбовое со-единение


        40

        Продолжение таблицы 2.1

        Неисправность, внешнее проявление


        Причина


        Метод устранения

        Самопроизвольное пере-мещение штоков гидроци-линдров, при нейтральном положении золотников распределителя

        Повреждение или износ уплотнений поршня

        Заменить уплотнения

        Неисправен клапан рас-пределителя данного дви-жения

        Заменить клапан

        Износ золотника распреде-лителя

        Заменить секцию распре-делителя на новую

        Попадание посторонних частиц на седло под шарик гидрозамков цилиндров

        Вывинтить пробку, из-влечь пружину и шарик, удалить посторонние ча-стицы и собрать гидроза-мок

        Стрела не поворачивается или поворачивается рывка-ми, а уровень масла в кор-пусе механизма поворота повышается

        Повреждение уплотнений поршня цилиндра меха-низма поворота

        Заменить уплотнения поршня цилиндра


         41

      2. Трогание с места и движение


        Движение машины во всех случаях необходимо начинать после подго-товки ее к работе, устранения обнаруженных неисправностей и прогрева двига-теля.

        Для подготовки машины к движению необходимо выполнить следующее:

  • установить манипулятор в транспортное положение, как показано на рисунке 1.1, если машина не загружена, или уложить стреловое оборудование вдоль грузовой платформы и зафиксировать его от перемещений зацепом кле-щевого захвата за погруженные лесоматериалы (если машина загружена);

  • поднять аутригеры;

  • убедиться, что страховочные тросы полуприцепа закреплены на гидро-крюке трактора;

  • отключить вал отбора мощности (ВОМ) гидропривода манипулятора и аутригеров;

  • произвести трогание машины, как указано в руководстве по эксплуата-ции трактора;

  • в процессе движения следить за положением груза и рабочего оборудо-вания машины.


    42

      1. Работа гидроманипулятора и транспортирование сортимента


        Выполнять погрузочно-разгрузочные работы гидроманипулятором необ-ходимо на стоянке машины.

        По прибытию на место предполагаемой погрузки (разгрузки) сортимента необходимо выполнить следующее:

  • затормозить машину стояночным тормозом;

  • убедиться, что независимый ВОМ трактора включен на вторую скорость вращения -1000 мин-1;

  • включить ВОМ трактора и отрегулировать частоту вращения коленчато-го вала двигателя от 1300 до 1400 мин-1;

    -плавно, не допуская больших перекосов машины, установить машину на аутригеры.

    ВНИМАНИЕ: ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПОДНИМАТЬ ПОЛУПРИЦЕП АУТРИ-ГЕРАМИ. ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ АУТРИГЕРЫ ДОЛЖНЫ ОПИРАТЬСЯ НА ОПОРНУЮ ПОВЕРХНОСТЬ.

  • разжать захват, приподнять стрелу перевести гидроманипулятор из транспортного положения в рабочее;

Управление элементами манипулятора осуществляется рукоятками рас-пределителя, установленного в кабине трактора.

Схема отклонения рукояток распределителя от нейтрального положения при выполнении операций для манипулятора ГМ-42 приведена на рисунке 1.10.

Перемещение грузов следует производить плавно, без рывков.

Скорость перемещения определяется и задается оператором, исходя из окружающих условий и требований безопасности.

Подъем производить при минимально возможном вылете стрелового оборудования. Захватывать груз аккуратно и в максимальной близости от цен-тра его тяжести.

Зависимость допустимой грузоподъемности гидроманипулятора от выле-та стрелового оборудования показан на табличке, расположенной на гидропа-нели реверсивного поста управления в кабине машины.


 43

На рисунке 2.3 показаны схемы погрузки сортиментов на полуприцеп, в зависимости от длины сортимента. На последней схеме показана схема погруз-ки для исполнения ПЛ-9-07.

Запрещается:

  • начинать работу и переводить гидроманипулятор из транспортного по-ложения в рабочее без надежной фиксации машины на аутригерах;

  • допускать сильное раскачивание грузов при работе;

  • производить операции рывками;

  • начинать движение машины с опущенными аутригерами;

  • использовать гидроманипулятор для подъема затонувшей древесины на дноуглубительных и дноочистных работах.

  • подъем гидроманипулятором грузов массой более допустимой, указан-ной на табличке, для данного вылета стрелового оборудования. Это может при-вести к нарушению устойчивости машины и поломке манипулятора.

    При переезде из одной рабочей зоны в другую или транспортировании сортимента, необходимо:

  • установить гидроманипулятор в транспортное положение, уложив стре-ловое оборудование вдоль полуприцепа, и зафиксировать его от перемещения зацепом клещевого захвата за раму (если машина не загружена) или за сорти-мент (если машина загружена). При этом зацеп клещевым захватом за сорти-мент необходимо выполнять в зоне, обеспечивающей наименьший вылет вверх подъемной и выносной стрел;

  • установить аутригеры в транспортное положение,

  • выключить ВОМ;

  • выключить стояночный тормоз;

  • начать движение;

  • управлять машиной необходимо плавно, без рывков, избегая во время движения неровностей дороги, крутых спусков и подъемов, больших углов крена, постоянно контролировать положение гидроманипулятора, перевозимо-го груза на грузовой платформе.


    44


    image


    Рисунок 2.3 – Схема погрузки сортиментов на полуприцеп


     45

      1. Особенности эксплуатации машины в зимних условиях


    Чтобы обеспечить бесперебойную и надежную работу машины в зимний период, который начинается при понижении температуры окружающего возду-ха до плюс 5 ОС и ниже, необходимо заблаговременно подготовить машину к переходу на режим зимней эксплуатации, для чего провести очередное техни-ческое обслуживание, дополнить его операциями сезонного обслуживания. Подготовить трактор для эксплуатации в зимний период (см. руководство по эксплуатации 80-0000010 РЭ трактора «БЕЛАРУС» 82.2). При переходе на ре-жим зимней эксплуатации применять только зимние сорта масла и топлива (см. таблицу 3.2).

    При минусовых температурах окружающей среды вязкость РЖ, исполь-зуемой в гидроприводе машины, увеличивается. Для исключения случаев по-ломки деталей насоса гидросистемы следует производить прогрев РЖ перед началом выполнения погрузочно-разгрузочных работ при температуре окру-жающего воздуха ниже минус 15 ОС, для чего:

  • пуск двигателя производить при выключенном насосе гидропривода;

  • после включения насоса гидропривода увеличение оборотов двигателя до фиксированных производить постепенно, в течение не менее 1 мин;

  • начинать работу не ранее, чем через время от 3 до 5 мин после работы насоса на фиксированных оборотах двигателя;

  • перед началом выполнения рабочих операций произвести прогрев РЖ за счет работы технического оборудования без нагрузки в течение не менее 5 мин. В течение первых 5 мин работы не рекомендуется производить отклоне-

ние рукояток блока управления на максимальные углы от нейтральных поло-жений.


46

  1. Техническое обслуживание

    1. Общие указания

      Техническое обслуживание (ТО) машины является плановым и заключа-ется в выполнении операций, обеспечивающих ее исправное техническое со-стояние.

      Надежная и высокопроизводительная работа машины обеспечивается своевременным проведением технического обслуживания. Техническое обслу-живание включает в себя очистку, мойку, смазывание, осмотр технического со-стояния узлов, механизмов, приборов и в целом машины, крепление деталей, заправку, опробование действия отдельных узлов.

      Техническое обслуживание гидроманипулятора производить в соответ-ствии с ЭД, поставляемой с машиной.

      Работы по техническому обслуживанию полуприцепа необходимо прово-дить совместно с плановым техническим обслуживанием трактора.


       47

    2. Порядок технического обслуживания

      Установлены следующие виды и периодичность технического обслужи-вания:

      • ежесменное техническое обслуживание (ЕТО) -в конце рабочей смены (через 8 -10 ч);

      • техническое обслуживание №1 (ТО-1) – не более чем через 125 ч;

      • техническое обслуживание №2 (ТО-2) -не более чем через 500 ч;

      • техническое обслуживание №3 (ТО-3) -не более чем через 1000 ч;

      • сезонное техническое обслуживание (СО) -при переходе к весенне-летнему и осенне-зимнему периодам эксплуатации.

        В зависимости от технического состояния сборочных единиц и условий работы периодичность технического обслуживания может изменяться.

        Порядок технического обслуживания изложен в таблице 3.1.


        Продолжение таблицы 3.1

        image

        Таблица 3.1


        Наименование объекта ТО и работы

        Виды ТО

        Технические требования

        ЕТО

        ТО-1

        ТО-2

        ТО-3

        Очистить машину от пыли, грязи и посторонних пред-метов

        +

        +

        +

        +

        Машина должна быть чис-той. Особое внимание уде-лить скоплению мусора на крыше кабины

        Проверить затяжку и при необходимости подтянуть гайки крепления колес

        +

        +

        +

        +

        Затягивать равномерно через одну гайку в два-три приема. Момент затяжки от 250 до 300 Н·м

        Проверить и при необхо-димости отрегулировать давление воздуха в шинах

        +

        +

        +

        +

        Давление в шинах полуприце-па при полной загрузке (0,37±0,01) МПа

        Проверить уровень рабочей жидкости в гидробаке гид-романипулятора

        +

        +

        +

        +

        РЖ заполнить до указателя уровня на баке

        Проверить работоспособ-ность двигателя, рулевого управления, тормозов, при-боров освещения и сигна-лизации, манипулятора;

        +

        +

        +

        +

        Двигатель должен работать устойчиво на всех оборотах коленвала, органы управле-ния, приборы освещения и сигнализации, тормоза долж-ны быть технически исправ-ными

        48

        Продолжение таблицы 3.1

        Наименование объекта ТО и работы

        Виды ТО

        Технические требования

        ЕТО

        ТО-1

        ТО-2

        ТО-3

        Проверить работу подвиж-ных частей гидроманипуля-тора

        Смазать:


        -


        +


        +


        +








        -


        +


        +


        +


        +


        +


        +


        +


        +


        +


        +

        +

        +


        +


        +


        +


        +


        +


        +


        +


        +


        +


        +

        +

        +


        +


        +


        +


        +


        +


        +


        +


        +


        +


        +

        +

        Ослабление крепежных со-единений не допускается


        Шприцевать через масленки до выдавливания свежей смазки из зазоров

        То же


        – // –


        – // –


        – // –


        – // –


        – // –


        – // –


        – // –


        – // – Шприцевать через масленки 6,12,14 (рисунок 1.3) до вы-давливания свежей смазки из зазоров

        Слить конденсат из ресиве-ров

        +

        +

        +

        +

        Осуществлять по окончании работы, когда воздух нахо-дится под давлением, для че-го потянуть в сторону кольцо в нижней части ресивера

        Затянуть болты крепления

        +

        +

        Крутящий момент затяжки

        гидроманипулятора к осно-

        (430 10) Н·м

        ванию

        Затянуть болты цилиндров

        +

        +

        Крутящий момент затяжки

        поворотного устройства

        (160 10) Н·м

        • шарниры захвата гидро-манипулятора

        • шарниры ротатора гид-романипулятора

        • палец соединения рукоя-ти с ротатором

        • шарниры рукояти гидро-манипулятора

        • палец крепления стрелы к рукояти

        • пальцы крепления гидро-цилиндра к стреле рукояти

        • пальцы крепления пово-ротного устройства к стре-ле

        • пальцы крепления гидро-цилиндра к стреле и к по-воротному устройству

        • пальцы крепления гидро-цилиндра к поворотному устройству и основанию

        • шарниры аутригеров

        • валы разжимных кулаков тормоза, тормозные рычаги и цапфы балансиров полу-прицепа

         49

        Продолжение таблицы 3.1

        Наименование объекта ТО и работы

        Виды ТО

        Технические требования

        ЕТО

        ТО-1

        ТО-2

        ТО-3

        Проверить и при необхо-димости отрегулировать конические подшипники ступиц колес

        +

        +

        Ступица должна свободно вращаться без ощутимого осевого люфта

        Отрегулировать конические подшипники ступиц колес

        и заменить смазку

        +

        Гайку 4 (рисунок 1.3) затя-нуть крутящим моментом от 200 до 250 Н·м с одновре-менным поворотом ступицы колеса, затем отвернуть гай-ку 4 на от 12 до 6 оборо-та. Гайку 8 затянуть крутя-щим моментом от 200 до

        250 Н·м подложив шайбу 9. При этом ступица должна вращаться без ощутимого осевого люфта

        Проверить и при необхо-димости отрегулировать привод стояночного тормоза

        +

        +

        Стояночный тормоз должен удерживать машину на уклоне не менее 18°

        Заменить рабочую жид-кость в гидробаке гидрома-нипулятора

        +

        Слив масла из гидросистемы гидроманипулятора произво-дить при полностью выдви-нутых штоках гидроцилин-дров стрелы, рукояти и за-хвата, отсоединив от гидро-цилиндров рукава штоковой полости, сливной рукав от гидросистемы.

        Масло из ротатора слить пу-тем проворачивания ротатора несколько раз из одного крайнего положения в другое. Залить РЖ в гидробак до ука-зателя уровня на баке.

        Включить ВОМ трактора и дать поработать на холостых оборотах двигателя в тече-ние от 15 до 20 с


        50

        Продолжение таблицы 3.1

        Наименование объекта ТО и работы

        Виды ТО

        Технические требования

        ЕТО

        ТО-1

        ТО-2

        ТО-3

        Несколько раз произвести движение всеми звеньями и механизмами гидроманипу-лятора на полный ход их гидроцилиндров. Произвести доливку рабочей жидкости в гидробак

        Заменить рабочую жид-кость в корпусе поворотно-го устройства

        +

        Масло из поворотного устройства слить путем про-ворачивания колонны не-сколько раз из одного край-него положения в другое.

        Залить рабочую жидкость в корпус механизма поворота до середины маслоуказателя

        Проверить износ тормоз-ных колодок

        +

        При необходимости, заме-нить

        Проверить износ втулок и сальников балансира

        +

        При необходимости, заме-нить


        1. Сезонное техническое обслуживание

          Сезонное техническое обслуживание производить два раза в год – осенью и весной. Оно включает проведение операций очередного ТО, а также следую-щие работы:

      • подкраска машины при необходимости;

      • замена фильтроэлементов напорного и сливного фильтров;

      • замена рабочей жидкости и промывка бака гидросистемы.


       51

      1. Указания по смазке

Указания по смазке трактора приведены в руководстве по эксплуатации на него.

Общие указания по смазке (замене масел):

    • слив масла при его замене производить сразу после остановки машины, когда масло еще горячее;

    • перед выполнением смазочных работ, связанных со шприцовкой узлов, необходимо очистить масленки и нагнетать смазку шприц-прессом до выдавли-вания свежей смазки из зазора. После чего удалить выступающую смазку.

      В таблице 3.2 приведены наименования и марки горюче-смазочных мате-риалов (ГСМ), используемые при эксплуатации и техническом обслуживании полуприцепа с указанием количества точек смазки и периодичности замены.

      Смазку гидроманипулятора производить в соответствии с ЭД манипуля-тора, поставляемой с машиной.

      Схемы смазки полуприцепа и гидроманипулятора ГМ-42 приведены на рисунках 3.1 и 3.2 соответственно.


      Таблица 3.2 – Перечень ГСМ


      Место смазки заправки

      Наименование и обозначение марок ГСМ

      Кол. точек смазки (заправки)

      Объем ГСМ, за-

      правляе-мых в из-делие при смене дм3(л)

      Перио-дич-ность смены (попол-нения) ГСМ

      Номера пози-ций точек смазки (за-правки)

      основное

      дублирующее

      Гидропривод гидроманипулятора

      При температуре окружающей среды от 00С и ниже

      1

      70

      1000 или сезонная


      В бак

      Масло всесезонное гидравлическое ВМГЗ ТУ 38.101479-00

      Масло гидравлическое АМГ-10 ГОСТ 6794-75

      При температуре окружающей среды от 00С и выше

      ADDINOL

      Hydraulikol HLP 32; Масло Гидравлическое ТНК Гид-

      равлик HLP 32

      Масло гидравлическое МГЕ-46В

      ТУ 38.001347-00

      Корпус устройства опорно-поворотного

      При температуре окружающей среды от 00С и ниже

      1

      10

      50

      14 (рис 3.2)

      Масло всесезонное гидравлическое ВМГЗ ТУ 38.101479-00

      Масло гидравлическое АМГ-10 ГОСТ 6794-75

      При температуре окружающей среды от 00С и выше

      Масло гидравлическое МГЕ-46В

      ТУ 38.001347-83

      Масло гидравлическое МГ-30 ТУ 3810150-70

      Масло гидравлическое МГ-22-В

      ГОСТ 17479.3-85

      Шарниры захвата

      Литол-24 ГОСТ 21150-87

      Солидол С ГОСТ 4366-76

      10

      0,150 (0,015х10)

      10

      1,2 (рис 3.2)

      Шарниры ротатора

      Литол-24 ГОСТ 21150-87

      Солидол С ГОСТ 4366-76

      1

      0,015

      10

      3 (рис 3.2)

      Палец соединения ру-кояти с серьгой

      Литол-24 ГОСТ 21150-87

      Солидол С ГОСТ 4366-76

      1

      0,015

      10

      4 (рис 3.2)

      54

       

      Продолжение таблицы 3.2


      Место смазки заправки

      Наименование и обозначение марок ГСМ

      Кол. точек смазки (заправки)

      Объем ГСМ, заправляе-мых в изде-лие при смене дм3(л)

      Перио-дичность смены (пополне-ния) ГСМ, час

      Номера пози-ций точек смазки (за-правки)

      основное

      дублирующее

      Пальцы шарнирных соединений стрелы и рукояти

      Литол-24 ГОСТ 21150-87

      Солидол С ГОСТ 4366-76

      3

      0,045 (0,015х3)

      50

      5,6,7 (рис 3.2)

      Пальцы крепления гидроцилиндра к стреле и рукояти

      Литол-24 ГОСТ 21150-87

      Солидол С ГОСТ 4366-76

      4

      0,060 (0,015х4)

      50

      8,9 (рис 3.2)

      Палец соединения поворотного устройства и стрелы

      Литол-24 ГОСТ 21150-87

      Солидол С ГОСТ 4366-76

      1

      0,015

      50

      10 (рис 3.2)

      Пальцы крепления гидроцилиндра к стреле и к поворотному устройству

      Литол-24 ГОСТ 21150-87

      Солидол С ГОСТ 4366-76

      2

      0,030

      50

      11 (рис 3.2)

      Пальцы крепления опор выносных к основанию

      Литол-24 ГОСТ 21150-87

      Солидол С ГОСТ 4366-76

      2

      0,030 (0,015х2)

      50

      17,18 (рис 3.2)

      Пальцы крепления башмаков к опорам выносным

      Литол-24 ГОСТ 21150-87

      Солидол С ГОСТ 4366-76

      2

      0,030 (0,015х2)

      50

      21,22 (рис 3.2)

      Пальцы крепления гидроцилин-дров к опорам выносным и основанию

      Литол-24 ГОСТ 21150-87

      Солидол С ГОСТ 4366-76

      4

      0,060 (0,015х4)

      50

      13,15,16,19

      (рис 3.2)

      Подшипник поворотного устройства

      Литол-24 ГОСТ 21150-87

      Солидол С ГОСТ 4366-76

      1

      0,030

      50

      20 (рис 3.2)

      Оси балансиров

      Литол-24 ГОСТ 21150-87

      Солидол Ж ГОСТ 1033-79

      4

      0,100 (0,025х4

      50

      1 (рис 3.2)

      Валы разжимных кулаков

      Литол-24 ГОСТ 21150-87

      Солидол Ж ГОСТ 1033-79

      2

      0,050 (0,025х2)

      50

      2 (рис 3.1)

      Тормозные рычаги

      Литол-24 ГОСТ 21150-87

      Солидол Ж ГОСТ 1033-79

      2

      0,050 (0,025х2)

      50

      3 рис 3.1)

      Подшипниковые узлы колес

      Литол-24 ГОСТ 21150-87

      Солидол Ж ГОСТ 1033-79

      8

      0,20 0 (0,025х8)

      250

      4 (рис 3.1)


      image


       

      1 – оси балансиров; 2 – валы разжимных кулаков; 3 – тормозные рычаги; 4 – подшипниковые узлы колес

      55

      Рисунок 3.1 – Схема смазки полуприцепа


      image


      56

       

      1,2 – шарниры захвата; 3 – ось соединения ротатора с кронштейном; 4 – палец соединения рукояти с ротатором; 5 –палец крепления рукояти с тягой; 6 – палец крепления рукояти к стреле; 7 – палец крепления стрелы с тягой; 8 – палец крепления тяг с гидроцилин-дром; 9 – ось крепления гидроцилиндра со стрелой; 10 – палец крепления гидроцилиндра к стреле; 11 – палец крепления стрелы и поворотного устройства; 12 – палец крепления гидроцилиндра с поворотным устройством; 13,15,16,19 – пальцы крепления гидроци-линдров к опоре; 14 – корпус устройства опорно-поворотного; 17,18 – пальцы крепления основания к опорам; 20 – подшипник пово-ротного устройства; 21,22 – пальцы крепления башмаков к опорам выносным

      Рисунок 3.2 – Схема смазки гидроманипулятора ГМ-42

      1. Хранение

        Правильное хранение машины обеспечивает ее сохранность, способству-ет сокращению затрат на обслуживание и ремонт.

        Для обеспечения работоспособности машины, экономии материальных средств на ее ремонт и подготовку к работе необходимо строго соблюдать пра-вила хранения машины.

        Машину необходимо хранить в закрытых помещениях или под навесом.

        Допускается хранить машину на открытых оборудованных площадках, с обязательным выполнением работ по консервации, герметизации и снятию со-ставных частей, требующих складского хранения, в соответствии с настоящими правилами.

        ЗАПРЕЩАЕТСЯ ХРАНИТЬ МАШИНУ И ЕЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ В ПОМЕЩЕНИЯХ, СОДЕРЖАЩИХ (ВЫДЕЛЯЮЩИХ) ПЫЛЬ, ПРИМЕСИ АГРЕССИВНЫХ ПАРОВ ИЛИ ГАЗОВ.

        Допускается хранить полуприцеп отдельно от трактора.

        Для машины предусмотрены следующие виды хранения: кратковремен-ное – от 10 дней до трех месяцев и длительное – свыше трех месяцев.

        Перед установкой машины на кратковременное хранение выполнить следующее:

        • очистить и вымыть машину, восстановить поврежденную окраску;

        • установить полуприцеп на подставку;

        • выполнить комплекс работ по установке трактора на хранение (см. «Ру-ководство по эксплуатации трактора») .

        Перед установкой машины на длительное хранение выполнить следую-

        щее:


  • очистить и вымыть машину, восстановить поврежденную окраску;

  • с помощью домкрата установить машину на подставки с отрывом шин

от опорной поверхности от 5 до 8 см;

  • снизить давление в шинах до 70% от нормального;

  • выполнить комплекс работ по установке трактора на хранение (см. «Ру-ководство по эксплуатации трактора»);

  • подготовку поверхностей к консервации, а также консервацию и герме-тизацию проводить в соответствии с требованиями ГОСТ 9.014-78.

Требования к хранению гидроманипуляторов приведены в соответству-ющей ЭД, поставляемой с машиной.


 57

  1. Транспортирование


Транспортирование машины осуществляется железнодорожным и авто-мобильным транспортом, а также своим ходом.

При транспортировании машины автомобильным и железнодорожным транспортом необходимо полуприцеп отсоединить от трактора, погрузку и крепление осуществлять раздельно. Демонтаж трактора и полуприцепа произ-водится в обратной последовательности описанию монтажа в п. 2.2.

Места установки деталей на полуприцеп показаны на рисунке 2.1.

Погрузку и разгрузку трактора и полуприцепа осуществлять средствами грузоподъемностью не менее 5 т.

Схему строповки трактора смотреть в руководстве по эксплуатации 80-0000010 РЭ трактора «БЕЛАРУС» 82.2.

Схема строповки полуприцепа показана на рисунке 5.1.

При подъеме полуприцепа необходимо убедиться, что решетка со стой-кой установлена в крайнее переднее положение.

Крепление на железнодорожной платформе осуществлять в соответствии с техническими условиями погрузки крепления грузов.


58


image


Рисунок 5.1 – Схема строповки полуприцепа


 59

 

 

 

 

 

 

 

///////////////////////////////////