Тормозной кран предназначен для управления тормозами колес трактора и
буксируемых машин и прицепов. Кран (рис. 45) состоит из корпуса, в
котором размещены две секции тормозного крана: нижняя — для управления
тормозами трактора, верхняя — для управления тормозами буксируемых машин
и прицепов. Между корпусом и крышками 10 и 21 зажаты резинотканевые
диафрагмы 11 и 19 с седлами 13 и 28 выпускных клапанов 17 и 25.
Диафрагмы отжимаются к корпусу пружинами 12 и 20. В горловинах крышек 10
и 21 установлены и зажаты штуцерами воздухопроводов седла 14 и 23
впускных клапанов 15 и 22, которые установлены на общих стержнях с
выпускными клапанами 17 и 25. Нижняя секция крана снабжена подвижным
стаканом 29 и уравновешивающей пружиной 30. На крышке 34 на оси,
соединенной со штоком 8, установлен двуплечий рычаг 5, связанный тягой 1
с тормозной педалью.
Нижний конец рычага 5 пальцем 32 входит в вырез рычага 33, шарнирно
установленного на оси 31. Рычаг 33 соприкасается с упором стакана 29. В
вырез штока 8 входит кулачок 3 валика, наружный рычаг которого соединен
с рычагом 37 стояночного (ручного) тормоза трактора. Свободный ход
наружного рычага регулируется винтом 36. Диафрагмы 11 и 19, клапаны 17,
15, 22 и 25 делят полость каждой секции крана на три полости; полости А
и G над диафрагмами соединены через окно с атмосферой; полость В
соединена с соединительной магистралью прицепа; полость Е — с тормозными
камерами колес трактора. В крышке 21 крана установлен датчик 27
„стоп-сигнала”. Свободный ход рычага 5 регулируется болтом 7. Полости С
и D соединены с воздушными баллонами. В крышках 10 и 21 имеются
перегородки, предохраняющие диафрагмы от прямого динамического
воздействия воздуха. С целью исключения вибрации перегородки имеют
уплотнительные кольца 18 и 26 и по два дроссельных отверстия для
дросселирования воздуха, поступающего к диафрагмам.
Когда тормозная педаль отпущена, стакан 29 тормозного крана находится в
крайнем левом положении. Поэтому под действием пружины 24 диафрагма 19
вместе с седлом 28 также отжата влево. При этом выпускной клапан 25
открыт, а впускной клапан 22 закрыт пружиной 20. Таким
образом полость Е (тормозные камеры трактора)
соединяется через отверстие в седле 28 с полостью G и с атмосферой, т.
е. тормоза выключены.
Одновременно диафрагма 11 вместе с седлом 13 отжата
пружиной 9 вправо. При этом выпускной клапан 17 закрыт, а впускной
клапан 15 открыт (он соединяет полости В и С и тем самым сообщает
воздушные баллоны трактора с соединительной магистралью прицепа).
Воздух поступает в воздухораспределитель прицепа, в котором под
действием давления поступающего воздуха шток с диафрагмой, перемещаясь в
нижнее положение, открывает доступ воздуха в воздушный баллон прицепа
(идет заполнение баллона прицепа) и закрывает канал, сообщающий баллон
прицепа с тормозными камерами колес прицепа (тормоза прицепов
выключены).
При снижении давления в соединительной магистрали прицепа
воздухораспределитель открывает доступ воздуха из баллонов прицепа в
тормозные камеры колес. Подача его пропорциональна снижению давления.
Это сделано на случай отрыва прицепа (прицепов), когда они должны быть
автоматически заторможены.
При нажатии на тормозную педаль рычаг 5 поворачивается и перемещает шток
8 влево, и одновременно рычаг 33 перемещает стакан 29 вправо, сжимая
уравновешивающую пружину 30. При зтом диафрагма 19 вместе с седлом 28,
перемещаясь вправо, закрывает впускной клапан 22 и открывает выпускной
клапан 25. Вследствие зтого тормозные камеры трактора разобщаются с
атмосферой, а в полость Е поступает сжатый воздух из воздушных баллонов.
Из полости Е воздух поступает к диафрагме (через дроссельные отверстия в
перегородке крышки), а также к тормозным камерам (через боковые
сверления в крышке).
Одновременно при нажатии на тормозную педаль рычаг 5, поворачиваясь,
перемещает шток 8 влево, сжимая уравновешивающую пружину 9. Под
действием давления воздуха и пружин 12 диафрагма 11 выгибается влево
вместе с седлом 13. При зтом клапан 15 закрывается пружиной 16, а
выпускной клапан 17 открывается. В результате этого полость В,
соединенная с соединительной магистралью прицепа, сообщается с полостью
А, т. е. с атмосферой.
В результате падения давления воздуха в соединительной магистрали
происходит торможение прицепа (прицепов).
Тормозное усилие, создаваемое сжатым воздухом, пропорционально силе
нажатия на педаль, вследствие чего у водителя сохраняется чувство
торможения и процесс торможения можно проводить плавно. Для
пневматического торможения прицепов на стоянке, а также для
притормаживания прицепов в движении наружный рычаг тормозного крана,
связанный с кулачком 3 верхней секции крана, соединен с рычагом
стояночного тормоза посредством тяги-компенсатора 38.
При повороте рычага стояночного тормоза с предварительным нажатием на
кнопку шток 8 перемещается, сжимая уравновешивающую пружину. Воздух
выходит из соединительной магистрали прицепов, и прицепы
подтормаживаются. При включении стояночного тормоза трактора происходит
затормаживание прицепов на стоянке. В тормозную магистраль трактора
сжатый воздух в этом случае не поступает.