Стояночный тормоз — колодочно-дисковый, установлен на входном валу
переднего ведущего моста и предназначен для удержания трактора на
заслоне до 20°. Тормоз состоит из диска 1 (рис. 36), закрепленного на
входном
фланце моста суппорта 11, установленного неподвижно
с помощью кронштейна 12 на картере главной передачи, двух колодок 5,
установленных в суппорте и имеющих возможность перемещаться в сторону
диска 1 под действием двуплечих рычагов 6. Колодки отжимаются от диска и
удерживаются от выпадения пружинами 7.
Рычаги 6, установленные в суппорте на осях 4, снабжены роликами 8,
взаимодействующими с разжимным конусом 13, который приводится
в движение тросом 15. Удержание конуса 13 между роликами и возврат его в
исходное положение производится соответственно пружинами 9 и 17. Втулка
14 ограничивает предельный ход конуса. Зазор между колодками и диском
регулируется болтом 20 и винтами 3, фиксируемыми от само-отворачивания
стопором 2. Вырезы в кронштейне 12 обеспечивают возможность при сборке
устанавливать суппорт с колодками симметрично тормозному диску. Привод
стояночного тормоза расположен на мостике коробки передач. Затяжка
тормоза осуществляется последовательными качками рычага 9 (см. рис. 23)
на себя до полного затормаживания, при этом загорается мигающим светом
контрольная лампа 14 (см. рис. 3). Для растормаживания рычаг с
предварительно утопленной кнопкой необходимо переместить вперед до
отказа. При этом должен быть слышен характерный „щелчок”.
Внимание! Трогание трактора с места возможно только после
растормаживания стояночного тормоза.
Рабочие тормоза — сухие, колодочного типа, с пневматическим приводом от
педали из кабины трактора.
Тормоз состоит из барабана 16 (см. рис. 35), закрепленного на ступице 3
конечной передачи, суппорта 9, установленного на кожухе полуоси, и
тормозных колодок 13. В отверстиях суппорта установлены эксцентриковые
оси 5 тормозных колодок, позволяющие регулировать прилегание колодок к
барабану, и разжимной кулак 12. Расположение эксцентриковых поверхностей
обозначено метками на торцах осей колодок. Колодки прижимаются к
разжимному кулаку двумя пружинами 14. К каждой колодке винтами
прикреплены две фрикционные накладки 10 и сухарь 11. Верхняя и нижняя
колодки отличаются расположением сухарей. При подаче воздуха в тормозную
камеру 6 происходит поворот рычага 8 тормоза, связанного со штоком 7
камеры.
При повороте рычага тормоза поворачивается и разжимной кулак 12, разводя
колодки 13 и прижимая их к тормозному барабану 16.
В рычаге тормоза (рис. 37) имеются три отверстия для установки оси 1
червяка, фиксатора
оси червяка и червячной шестерни 5. На шлицах оси
червяка установлен червяк 4. Червячная шестерня 5 установлена на шлицах
оси разжимного кулака тормоза и находится постоянно в зацеплении с
червяком 4. Ось червяка фиксируется шариком 2, поджимаемым пружиной 3.
В полость рычага тормоза при сборке заложена долгоработающая смазка,
замену которой следует производить при разборке узла.
Вследствие износа накладок и тормозных барабанов ход штоков тормозных
камер увеличивается. Поэтому требуется его периодическая проверка и
регулировка с помощью червячного механизма рычага тормоза. При вращении
оси 1 червяка меняется зазор между колодками и тормозным барабаном, а
следовательно, и ход штока тормозной камеры.