Система охлаждения дизеля тракторов К-701,
К-700А (Кировец)
Система охлаждения дизеля закрытая, с компенсационным контуром
(расширительный бак в гидравлическом тракте включен параллельно
радиатору) , с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости (рис.
17).
В систему охлаждения входят насос 19, радиатор 6,
расширительный бак 1 с паровоздушным клапаном 4, вентилятор 8 с
гидравлической муфтой 11, указатель температуры жидкости, а также
трубопроводы, сливные краны и рубашки дизеля.
Во время работы дизеля циркуляция охлаждающей жидкости в системе
охлаждения создается насосом 19. Из нагнетательного патрубка насоса
жидкость под давлением поступает в правую и левую рубашки 20 блоков
цилиндров, затем в рубашки 17 головок цилиндров и собирается в
трубопроводах 13 и 14. В рубашки головок цилиндров охлаждающая жидкость
попадает по направляющим каналам, в первую очередь к наиболее нагретым
поверхностям — выпускным патрубкам и стаканам форсунок.
Из трубопроводов 13 и 14 нагретая жидкость по коллектору 9, изолирующему
поток жидкости от полости расширительного бака, подается в радиатор б.
Основная масса жидкости проходит через радиатор, где отдает тепло потоку
воздуха, созданному вентилятором, после чего идет снова к насосу. Часть
жидкости вместе с паром и воздухом по дренажным трубкам 3 поступает из
радиатора в расширительный бак, где происходит отделение пара и воздуха
от жидкости, которая по компенсационной трубе 12 поступает к насосу.
Гидромуфта привода вентилятора обеспечивает с помощью автоматического
включателя работу вентилятора в автоматическом режиме, благодаря чему
достигается оптимальный тепловой режим дизеля.
Когда температура охлаждающей жидкости опускается ниже 75 °С, включатель
перекрывает подачу масла в гидромуфту и вентилятор выключается. При
температуре охлаждающей жидкости выше 90 °С включатель открывает подачу
масла в гидромуфту, полости рабочих колес заполняются и вентилятор
начинает работать.
На тракторе К-700А гидромуфта, компенсационный и дренажный контуры
отсутствуют. Тепловой режим дизеля поддерживается термостатами и с
помощью шторки, управляемой из кабины трактора. Когда температура
охлаждающей жидкости опускается ниже 70 °С, термостаты направляют весь
поток через перепускную трубу к водяному насосу, минуя радиатор.
Рис. 17. Схема системы охлаждения
1 - расширительный бак; 2 - патрубок подвода охлаждающей жидкости к
радиатору; 3 - дренажные трубки для отвода пара и воздуха; 4 -
паровоздушный клапан; 5 - верхний бак радиатора;- 6 - радиатор
охлаждающей Жидкости; 7 -сердцевина радиатора; 8 — вентилятор; 9 -
коллектор; 10 — пробка заливной горловины; 11 - гидравлическая муфта
привода вентилятора; 12 - компенсационная труба; 13 - труба отвода
горячей жидкости; 14 - водосборный трубопровод; 15 - кран отвода горячей
жидкости для отопления кабины; 16 - отверстия для установки датчика
аварийной температуры охлаждающей жидкости; 17 — рубашка охлаждения
головки блока цилиндров; 18 — отверстие для установки датчика
температуры охлаждающей жидкости; 19 - насос; 20 — рубашка охлаждения
блока цилиндров; 21 - сливной кран; 22 - нижний бак радиатора
Расширительный бак дизеля
Расширительный бак служит резервной емкостью для охлаждающей жидкости,
увеличивающейся в объеме при нагревании. Кроме того, он обеспечивает
отделение пара и воздуха от охлаждающей жидкости. Расширительный бак
имеет патрубки для соединения с трубопроводами 13 и 14 (см. рис. 17)
головок блока, с радиатором 6, с дренажными трубками 3 и компенсационной
трубой 12.
Основной поток охлаждающей жидкости отделен от полости расширительного
бака коллектором 9. Во фланцы расширительного бака ввернуты пробка 10
заливной горловины и паровоздушный клапан 4. Расширительный бак
установлен на кронштейнах блока радиаторов через резиновые амортизаторы.
Каждый амортизатор состоит из резиновой втулки, двух резиновых колец и
четырех стальных шайб.