Регулятор давления пневматической системы тракторов
МТЗ-100, МТЗ-102
Регулятор давления предназначен для автоматического
поддержания в заданных пределах давления воздуха в пневматической системе;
автоматического удаления воды, масла и механических примесей из воздуха,
подаваемого компрессором в систему; предохранения от чрезмерного повышения
давления в системе; для отбора воздуха при накачке шин. Он установлен между
компрессором и ресивером.
В регулятор давления сжатый воздух от компрессора поступает по трубопроводу
через входное отверстие В. При этом вода, масло и твердые частицы по стенкам
корпуса оседают на поверхность разгрузочного клапана 3. По внутренним
каналам корпуса 14 воздушный поток поступает к металлокерамическому фильтру
26 и, проходя через пористые стенки, очищается от примесей воды, масла и
мелких твердых частиц. Из фильтра сжатый воздух через отверстие в корпусе 14
и обратный клапан 17 поступает в полость Д и через штуцер 15 направляется в
ресивер. Полость Д соединена с пространством под диафрагмой 13, которая
вместе с поршнем 9 при повышении давления воздуха в ресивере поднимается
вверх, преодолевая усилие пружин 11 и 12. Под действием пружины 6
атмосферный клапан 8 и направляющая 7 клапана перемещаются вместе с поршнем
9 до выбора зазора 1,3... 1,7 мм между клапаном 8 и седлом поршня 18. При
достижении давления воздуха в ресивере 0,71—0,72 МПа (7,1...7,2 кгс/см2)
атмосферный клапан 8 плотно прижимается к седлу поршня 18, разъединяя
полость Г с атмосферой. При достижении указанного давления в системе поршень
9 регулятора перемещается вверх и через отверстия в нем сообщается с
поддиафрагменным пространством. Поршень 18 с разгрузочным клапаном 3 под
действием давления воздуха в полости Г начинает перемещаться вниз, выбирая
зазор 0,6...0,8 мм, соприкасается с разгрузочным клапаном и торцом болта 19.
Через зазор между разгрузочным клапаном 3 и втулкой 4 и отверстия в крышке 2
и насадке 1 воздух, поступающий от компрессора,
выходит в атмосферу. Происходит разгрузка компрессора.
Вместе с потоком воздуха через отверстия в насадке 1 выносятся продукты,
осевшие на стенках корпуса 14, фильтрующего элемента 26 и торца
разгрузочного клапана 3.
Обратный клапан 17 под действием пружины 16 и давления
воздуха в ресивере закрывается, и подача воздуха прекращается.
При расходе сжатого воздуха давление в ресивере и в полости Д понижается и
при достижении 0,66—0,62 МПа (6,6—6,2 кгс/см2) пружины 11 и 12 перемещают
поршень 9 регулятора до соприкосновения шайбы диафрагмы 13 с корпусом 14.
Воздух из полости Г через зазор между поршнем регулятора и поршнем 18, канал
в разгрузочном клапане 3, отверстия в
крышке 2 и насадке 1 выходит в атмосферу.
Под действием пружины 5 торец разгрузочного клапана 3 прижимается к втулке 4
и выход воздуха из полости Б в атмосферу прекращается. Компрессор нагнетает
воздух в эту полость, давление
повышается и при достижении 0,62..!0,66 МПа обратный
клапан 17 открывается и сжатый воздух от компрессора поступает в ресивер.
Фильтрующий элемент 26 промывают через 1000 мото часов.
Регулировку регулятора выполняют следующим образом:
— к ресиверу на время регулирования вместо указателя давления подсоединяют
указатель давления с ценой деления 0,1 кгс/см2 (0,0098 МПа), со шкалой не
менее 10 кгс/см2 (0,98 МПа);
— включают компрессор;
— регулировочную крышку 10 заворачивают до срабатывания предохранительного
клапана при давлении 0,88+о,ооэв МПа (9,0+ь° кгс/см2). Если
предохранительный клапан не сработает при указанном давлении или сработает
при давлении меньше указанного, его необходимо отрегулировать отворачиванием
или заворачиванием винта 20;
— регулировочной крышкой 10 изменяют усилие пружин 11 и 12 до получения
давления 0,71...0,72 МПа (7,1...7,2 кгс/см2), при котором компрессор
включается на холостой ход;
— изменяют зазор между торцом разгрузочного клапана 3 и торцом болта 10,
сохранив его не менее 0,6 мм, так как малый зазор вызывает появление
противодавления в нагнетательной магистрали и приводит к неполной разгрузке
компрессора;
— краской отмечают положение регулировочной крышки, а положение болта —
контргайкой;
— отъединяют контрольный указатель давления и подсоединяют к ресиверу
указатель давления, установленный на щитке приборов.