Для пуска дизеля с помощью стартера и питания потребителей на тракторе в
специальном отсеке за кабиной установлены две соединенные
последовательно аккумуляторные батареи ЗСТ-225ЭМ (рис. 108) напряжением
6 В и емкостью 225 А - ч каждая.
Аккумуляторная батарея состоит из нескольких одинаковых аккумуляторов
напряжением 2 В каждый, соединенных последовательно. В ЗСТ-225ЭМ —три
аккумулятора (элемента), электроды которых изготовлены на основе свинца,
а в качестве электролита применен раствор, составленный в определенных
пропорциях из серной кислоты и дистиллированной воды.
Бак 12 батареи выполнен в виде моноблока с перегородками,
образующими ячейки для аккумуляторов. В крышке 3
предусмотрены отверстия и заливная горловина, закрытая полиэтиленовой
пробкой с вентиляционным отверстием. Бак и крышка изготовлены из
эбонита. В полость между крышкой и баком залита кислотостойкая мастика
11. Положительные и отрицательные пластины собраны в полублоки, которые
присоединены к штырям У и 4 соответствующей полярности, выведенным на
крышку 3. Вставленные один в другой полублоки образуют блок б пластин.
Между пластинами установлены сепараторы 13 из мипласта, а над ними —
перфорированный щиток 9 из винипласта.
Электролит в аккумуляторной батарее должен быть определенной плотности.
В аккумуляторных батареях тракторов, выпускаемых заводом, она составляет
1,27 г/см3.
Аккумуляторные батареи, находившиеся в
эксплуатации, хранят залитыми электролитом и полностью заряженными в
неотапливаемых помещениях (0... -30°С). Новые батареи хранят без
электролита (сухозаряженные).
В процессе эксплуатации аккумуляторные батареи надо содержать в чистоте.
Случайно пролитый электролит, грязь или пыль нужно удалять чистой
тряпкой, смоченной в 10%-ном растворе нашатырного спирта или
кальцинированной соды.
Заливные отверстия в крышках элементов должны быть плотно закрыты
пробками, а полости соединены с атмосферой через вентиляционные
отверстия. Штыри батарей и клеммы проводов смазывают тонким слоем
технического вазелина.
Батареи на тракторе должны находиться в состоянии, близком к полной
заряженности; снижение емкости больше чем на 50% летом и на 25% зимой не
допускается. Уровень электролита во всех элементах батареи должен быть в
установленных пределах, выше защитной решетки пластин на 12... 15 мм.
Восстанавливают уровень доливкой в батарею дистиллированной воды. Зимой
воду добавляют непосредственно перед началом работы трактора во
избежание ее замерзания.
Добавлять в аккумуляторные батареи электролит можно только тогда, когда
известно, что понижение его уровня произошло в результате потери
(выплескивания или проливания).
Степень разряженности батареи определяется плотностью электролита или
напряжением каждого ее элемента. Плотность электролита измеряют
ареометром с учетом температурной поправки (табл. 8 и 9).
После определения плотности электролита в аккумуляторной батарее
определяют ее разряженность с учетом исходной плотности электролита
(табл. 10) для полностью заряженной батареи.
Напряжение каждого элемента батареи проверяют с помощью нагрузочной
вилки. При этом его значение должно устойчиво держаться в пределах
1,7... 1,8 В на протяжении 5 с, а разность не должна превышать 0,2 В.
Если напряжение отдельных элементов батареи менее 1,5 В или снижается во
время проверки, то это указывает на то, что батарея разряжена более чем
на 50% или неисправна.
Заряжают батареи в соответствии с «Инструкцией по
эксплуатации аккумуляторных батарей», изданной заводом-изготовителем и
выдаваемой лицами, прошедшими специальную подготовку.
Нагрузочной вилкой батареи проверяют при закрытых пробками отверстиях в
крышках элементов.