Задний вал отбора мощности тракторов МТЗ-100, МТЗ-102
Задний вал отбора мощности предназначен для привода рабочих органов,
агрегатируемых с трактором, мобильных или стационарных машин.
Задний ВОМ имеет независимый двухскоростной [9 с-1 (540 об/мин)
и 16,6 с-1 (1000 об/мин)] и синхронный (3,69
оборотов на 1 м пути) приводы.
Независимый привод—от опорного диска 5 (см. рис. 35) сцепления через вал
2 (см. рис. 37) с двумя зубчатыми венцами, цилиндрические шестерни 11 и
12, зубчатую муфту 14, вал 13, внутренний вал КП (см. рис. 38), муфту 1
(рис. 65) переключения привода и на планетарный редуктор.
Синхронный привод — от муфты переключения привода, соединяющей вал 2
коронной шестерни 5 планетарного редуктора с шестерней 29 (см. рис. 38)
синхронного привода ВОМ и переднего ведущего моста.
Планетарный редуктор ВОМ расположен в корпусе заднего моста и состоит из
ведущей коронной шестерни 5 (см. рис. 65), соединенной шлицами с валом
2, находящейся с ней в зацеплении трех сателлитов 6, которые размещены
на осях 4 в водиле 3, выполненном заодно с тормозным барабаном 23 и
соединенном с валом 25.
Во внутреннюю расточку последнего устанавливают
поочередно сменные хвостовики 17: либо «Тип 1» [для 9 с-1 (540 об/мин)]
либо «Тип 2» [для 16,6 с-1 (1000 об/мин)] в зависимости от скоростного
режима приводимой сельскохозяйственной машины.
Крутящий момент от вала 25 к хвостовику 17 передается за счет шлицевого
соединения. Пластиной 16 и шестью болтами 18 хвостовик фиксируют в валу.
Здесь же на двух подшипниках установлен барабан 20 включения,
соединенный с солнечной шестерней 24 планетарного редуктора.
Вал 25 установлен на двух подшипниках, один из которых расположен в валу
2 коронной шестерни, а другой — в крышке 19.
Для включения и остановки планетарного редуктора ВОМ используют два
ленточных тормоза, в которых ленты 21 к 22 с
фрикционными накладками охватывают барабаны 20 включения и тормозной
барабан 23, причем каждая лента одним своим концом связана с рычагами 8
и 13, установленными на кривошипной оси 15 и соединенными
регулировочными винтами 9 и 12 с валиком управления 6 (рис. 66), а
другим концом через стяжки 7 (см. рис. 65),
10, 11 и 14 —с кривошипной осью 15. На последней расположен рычаг 13,
что позволяет регулировать зазор между тормозной лентой 21 и барабаном
20 поворотом оси за хвостовик, выведенный
наружу трактора и имеющий две лыски под ключ. От самопроизвольного
поворота оси под нагрузкой предусмотрена ее фиксация съемной стопорной
пластиной 27, устанавливаемой на лыски оси 15 и закрепляемой болтом 28
на крышке 19.
Вал отбора мощности включен, когда тормозная лента 21 затянута, а
тормозная лента 22 отпущена. При этом барабан 20 включения и соединенная
с ним солнечная шестерня 24 остановлены. Вращение от коронной шестерни 5
через сателлиты 6, неподвижную солнечную шестерню 24 передается на
водило 3 и вал 25.
Вал отбора мощности выключен, когда тормозная лента 22 затянута, а 21
отпущена. При этом тормозной барабан 23, водило 3 и шлицевой хвостовик
остановлены. Вращение от коронной шестерни 5 через сателлиты 6,
вращающиеся на неподвижных осях 4 водила 3, передается на солнечную
шестерню 24.