Привод блокировки дифференциала заднего моста тракторов МТЗ-100, МТЗ-102
Привод блокировки дифференциала заднего моста —
гидравлический и состоит из распределителя БД (рис. 64), установленного
на кронштейне под щитком приборов, управляемого рукояткой из кабины;
клапана блокировки, расположенного в крышке исполнительного механизма
гидрообъемного рулевого управления; муфты блокировки, установленной на
корпусе заднего моста.
Распределитель БД соединен трубопроводами с нагнетательной магистралью
насоса гидрообъемного рулевого управления (ГОРУ), баком гидросистемы,
муфтой блокировки дифференциала и каналом блокировки. В корпусе 1
распределителя установлен золотник 2, прижимаемый пружиной 3 к рычагу 4.
В прикрепленной к корпусу 1 крышке 5 размещен редукционный клапан 6.
Шарик 7, поджатый пружиной, — это предохранительный клапан полости М.
На торце рычага 4 имеются выемки для фиксации в среднем и одном из
повернутых положений.
Редукционный клапан 6 ограничивает давление в системе БД до 0,98 ±0,19
МПа (10 ±2 кгс/см2).
В среднем положении рукоятки управления, расположенной слева от щитка
приборов, и связанного с ней рычага 4 золотник 2 занимает положение, при
котором полость М не связана с подводящими каналами редукционного
клапана 6 и сообщена со сливной магистралью С.
Указанное положение рукоятки управления соответствует положению
«Блокировка выключена». При перемещении рукоятки управления назад (по
ходу трактора) рычаг 4 займет положение, фиксируемое шариком золотника
2, который находится при этом против крайней выемки рычага, и золотник
сместится вверх примерно на 2 мм. При этом полость М сообщается
подводящими каналами Г и Е с редукционным клапаном и магистралью Д
клапана блокировки и уже не связана со сливной магистралью С. Это
положение рукоятки соответствует позиции «Автоматическая блокировка
дифференциала». В этом положении дифференциал блокируется или
разблокируется клапаном блокировки в зависимости от угла поворота
направляющих колес. Клапан установлен в крышке механизма поворота. При
повороте сошки механизма поворота на угол до 10... 12° от среднего
положения клапан удерживается в верхнем положении, при котором
подводимая (от распределителя) магистраль разобщена со сливом. Муфта
блокировки находится под давлением масла, поступающего от редукционного
клапана, и дифференциал блокируется. При повороте сошки на угол,
превышающий 10° от среднего положения, клапан, скользя по
профилированной поверхности штока 1, опускается вниз. Соединенная с
рапределителем магистраль через канал М сообщается с полостью механизма
поворота, г. е. сливной, так как она сообщена магистралью с баком
гидросистемы. При этом давление в рабочей полости муфты блокировки
падает до 0,049 МПа (0,5 кгс/см2) и меньше. Масло к муфте подводится от
редукционного клапана через дроссельное отверстие диаметром 1 мм, а
проходное сечение на сливе эквивалентно диаметру отверстия 5 мм.
При перемещении рукоятки управления вперед (по ходу трактора) золотник 2
перемещается вниз от среднего положения, сообщая полость М с подводящими
каналами Д и Г от редукционного канала и отъединяя ее от сливной
магистрали и магистрали клапана блокировки. Указанное положение рукоятки
управления соответствует позиции «Принудительная блокировка
дифференциала», при которой дифференциал блокируют независимо от угла
поворота рулевой сошки. Это положение рукоятки не фиксируется, и после
отпускания рукоятка возвращается в среднее положение, соответствующее
позиции «Блокировка выключена». Принудительной блокировкой дифференциала
пользуются кратковременно для повышения проходимости тракторного
агрегата в условиях повышенного и неравномерного буксования ведущих
колес трактора.
Автоматическую блокировку применяют только при выполнении
сельскохозяйственных работ (пахота, сев, культивация и др.). Рукоятка
управления может оставаться в положении «Автоматическая блокировка» в
течение всего времени выполнения полевых работ.
При выполнении транспортных работ по дорогам с твердым покрытием в
условиях хорошего сцепления ведущих колес с поверхностью дороги для
исключения повышенного износа шин рукоятку управления устанавливают в
положение «Блокировка выключена».
Рис, 64. Распределитель блокировки дифференциала
заднего моста:
1 — корпус; 2 — золотник; 3 — пружина; 4 — рычаг; 5 — крышка; 6 —
редукционный клапан; 7 — предохранительный клапан; М — полость,
соединенная с муфтой блокировки; С — сливная магистраль; Г и Е —
подводящие каналы;
Д — магистраль клапана блокировки.