СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДИЗЕЛЯ
Д-245 ТРАКТОРОВ МТЗ-100, МТЗ-102
Регулятор дизеля Д-245
Регулятор — механический всережимный, предназначен для изменения
количества топлива, подаваемого в цилиндры дизеля, в зависимости от
нагрузки. Корпус регулятора прикреплен с помощью болтов к фланцу корпуса
топливного насоса 1 (рис. 19). На конце
хвостовика кулачкового вала 6 (см. рис. 17)
топливного насоса неподвижно установлена упорная шайба, соединенная
резиновыми сухариками со ступицей грузов. Ступица с четырьмя грузами 10
(рис. 20, а) и муфта 11 регулятора с упорным подшипником 16 установлены
там же, но только свободно. Вращение от кулачкового вала топливного
насоса к ступице грузов регулятора передается через резиновые сухари.
Наличие упорного подшипника 16 позволяет исключить передачу осевого
усилия от грузов на подшипники кулачкового вала топливного насоса.
Рычаги 8 и 9 установлены на оси 17 свободно и соединены между собой
болтом 18. На одном конце тяги 2 находится рычаг 9, а на другом —
зубчатая рейка топливного насоса. На рычаге 9 установлен корректор 4
топливоподачи. Рычаг 15 жестко соединен с рычагом 13 топливоподачи в
верхней части пружиной 3. Болт 6 номинала ввернут в стенку корпуса
регулятора и своей головкой удерживает рычаг 8 от перемещения влево, т.
е. ограничивает увеличение часовой подачи топлива. Изменяя расстояние от
плоскости корпуса регулятора до головки болта 6, меняется угол поворота
рычага 8 вокруг оси 1, а значит, и подача топлива. Угол поворота рычага
13 ограничивают упором, ввернутым в болт 12. От его значения зависит
частота вращения коленчатого вала дизеля.
Рис. 20. Регулятор и пневматический корректор
топливного насоса
Обогатитель подачи топлива в пусковом режиме дизеля
действует независимо от водителя. Пружина 14, воздействуя на рычаг 9,
поворачивает его против хода часовой стрелки вокруг оси 17, увеличивая
подачу топлива.
Работа регулятора заключается в следующем. При пуске дизеля рычаг 13
управления поворачивается вокруг оси до упора в болт 12. При этом рычаг
15 растягивает пружину 3 регулятора и пружину 14 обогатителя. Под
действием усилия пружины 3 рычаг 8 поворачивается вокруг оси 17 до упора
в головку болта 6 номинала, пружина 14 поворачивает рычаг 9 против хода
часовой стрелки и через тягу 2 перемещает рейку 1 влево, увеличивая
подачу топлива. Рост частоты вращения коленчатого дизеля после его пуска
приводит к увеличению центробежных сил от грузов 10, которые,
преодолевая усилие пружины 14, через упорный подшипник 16 муфты 11
поворачивают рычаг 9 по ходу часовой стрелки и перемещают рейку 1
топливного насоса вправо, уменьшая подачу топлива. Перемещение (поворот)
рычага 9 вокруг оси под действием центробежных сил грузов прекращается
при уравновешивании этих сил силой воздействия пружины 3 (шток 5
корректора подачи топлива утоплен, пружина сжата, рычаг 8 и рычаг 9
регулятора прижаты один к другому и перемещаются, как одно целое).
Увеличение нагрузки на дизель приводит к снижению частоты вращения
коленчатого вала и связанного с ним через шестерни привода кулачкового
вала насоса. Это приводит к снижению центробежных сил грузов 10, и
рычаги 8 и 9 перемещаются (поворачиваются) против хода часовой стрелки
под действием усилия натяжения пружины 3 регулятора. Перемещение рычага
8 прекращается после соприкосновения с головкой болта 6 номинала.
Дальнейший рост
нагрузки (перегрузка) дизеля ведет к снижению
частоты вращения коленчатого вала и кулачкового вала топливного насоса,
и рычаг 9 воздействует на зубчатую рейку 1 топливного насоса, перемещая
ее влево (подача топлива увеличивается) под действием усилия пружины 14.
Степень корректирования подачи топлива при временной перегрузке дизеля
достигает 15...22% по отношению к подаче топлива на номинальном режиме
его работы. Она зависит от выступания штока J за торец корректора 4 и
предварительного натяжения пружины 14 корректора. Останавливают дизель
прекращением подачи топлива, для чего рычаг 13 поворачивают и отводят
максимально от болта 12, рычаг 15 под действием пружины 3 регулятора
поворачивает рычаг 8 по ходу часовой стрелки, который через болт 18
увлекает за собой рычаг 9, и рейка 1 топливного насоса перемещается
вправо, уменьшая подачу топлива и в конечном итоге полностью прекращая
ее.