содержание ..
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19 20 ..
СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДИЗЕЛЯ
Д-245 ТРАКТОРОВ МТЗ-100, МТЗ-102
Топливный насос дизеля Д-245
Топливный насос (рис. 17.) — четырехплунжерный,
смонтирован в одном агрегате со всережимным центробежным регулятором и
подкачивающим насосом, оборудован противодымным пневматическим
корректором. Он установлен на левой стороне дизеля и приводится от
коленчатого вала через распределительные шестерни.
Топливный насос состоит из следующих основных элементов: корпуса 1,
плунжерных пар 3—4, нагнетательного клапана 2, кулачкового вала 6,
толкателей, механизма привода плунжеров. В передней части корпуса
имеется плита для присоединения насоса к дизелю, а сзади расположен
фланец для крепления регулятора с пневматическим корректором. Число
секций насоса равно числу цилиндров.
Топливо подается следующим образом. При вращении кулачкового вала 6
выступ кулачка перемещает толкатель вверх, а опускается толкатель под
действием пружины. Его движение происходит одновременно с перемещением
плунжера 4. При движении плунжера вниз заполняется надплунжерное
пространство, а при движении вверх топливо выталкивается и поступает в
форсунку.
Подачу топлива регулируют механизмом поворота плунжера, который состоит
из рейки 25 и зубчатого венца 26. На втулки плунжеров надеты поворотные
гильзы 11 (рис. 18) с зубчатым венцом 10.
Рис. 17. Топливный насос:
1 — корпус; 2 — нагнетательный клапан; 3 — плунжерная втулка; 4 —
плунжер;
5 — болт толкателя; 6 — кулачковый вал; 7 — шлицевая втулка; 8 —
установочный фланец; 9 — подкачивающий насос; 10 — насос ручной
подкачки; 11 — пробка для выпуска воздуха; 12 — перепускной клапан; 13 —
серьга;
14 — пружина регулятора; 15 — корректор; 16 — сапун; 17 — болт номинала;
18 ~ корпус регулятора; 19 — сливная пробка; 20 ~ пробка контрольного
отверстия; 21 — плита; 22 — пробка заливной горловины; 23 — болт
максимальной частоты вращения; 24 — рычаг управления; 25 — зубчатая
рейка; 26 — зубчатый венец; 27 — стяжной винт.
Плунжер входит выступами в два продольных паза
поворотной гильзы, на которой установлена пружина 13 плунжера. Через
верхнюю тарелку 12 она упирается в корпус насоса, а через нижнюю тарелку
14 —в болт толкателя.
Зубчатые венцы гильзы постоянно зацепляются с зубцами рейки 9, которая
установлена в двух бронзовых втулках и может перемещаться в осевом
направлении. Рейка связана с рычагами регулятора и перемещается под их
воздействием в правую или левую сторону, поворачивая при этом зубчатый
венец с гильзой 11 плунжера, изменяя тем самым подачу топлива.
На валу 6 (см. рис. 17) между вторым и третьим кулачком находится
эксцентрик, приводящий в действие насос 9. В задней верхней части
корпуса топливного насоса расположен перепускной клапан 12, через
который излишки топлива возвращаются во всасывающую магистраль
подкачивающего насоса. Клапан поддерживает давление в каналах головки
топливного насоса в пределах 0,068...0,117 МПа (0,7...1,2 кгс/см2).
Обслуживание топливного насоса заключается в его проверке на стенде и
определении момента подачи топлива на дизеле.
Через 1000 моточасов при третьем техническом обслуживании (ТО-3)
топливный насос проверяют на безмоторном стенде, где определяют
соответствие регулировочным параметрам и угол начала подачи топлива. При
необходимости проводят соответствующие регулировки.
Скоростной режим регулируют болтом 23 (см. рис. 17), ввернутым в прилив
корпуса регулятора и ограничивающим перемещение рычага управления
подачей топлива.
Для увеличения частоты вращения начала действия
регулятора (для повышения номинальной частоты вращения) винт
выворачивают, для уменьшения — вворачивают. Один оборот винта изменяет
скоростной режим дизеля примерно на 30...50 оборотов. В случае
затруднения регулировки частоты вращения этим способом скоростной режим
можно изменять в зависимости от жесткости пружины регулятора:
увеличением или уменьшением числа витков с помощью серьги 13.
Часовую подачу насоса регулируют болтом 17 номинала, ввернутым в заднюю
стенку регулятора. При вворачивании его подача увеличивается, при
выворачивании — уменьшается.
Равномерность и подачу топлива каждой секции насоса регулируют поворотом
гильзы 11 (см. рис. 18), а следовательно, и плунжера 8 относительно
зубчатого венца 10 при ослабленном стяжном винте 15.
При повороте гильзы влево подача топлива секцией
увеличивается, при повороте вправо — уменьшается.
Угол начала подачи топлива регулируют болтом 5 (см. рис. 17) толкателя.
При вворачивании угол увеличивается, при выворачивании — уменьшается.
Рис. 18. Плунжерная пара:
1 — штуцер; 2 — упор пружины нагнетательного клапана;
3 — пружина нагнетательного клапана; 4 — седло нагнетательного клапана;
5 — нагнетательный клапан; 6 — уплотнение; 7 — втулка;
8 — плунжер; 9 — рейка; 10 — зубчатый венец; 11 — поворотная гильза; 12
— верхняя тарелка пружины плунжера; 13 — пружина плунжера; 14 — нижняя
тарелка пружины плунжера; 15 — стяжной винт; 16 и 17— всасывающее и
перепускное окна.
Рис. 19. Топливный насос с пневматическим
корректором (общий вид):
1 — топливный насос; 2 — регулятор с пневматическим корректором.
содержание ..
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19 20 ..
|