Турбокомпрессор ТКР-7С-4 дизеля Д-245

  Главная      Книги - Трактора     Трактора МТЗ-100 и МТЗ-102 (Ксеневич И.П.) - 1986 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

 

СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДИЗЕЛЯ Д-245 ТРАКТОРОВ МТЗ-100, МТЗ-102

 

 

Турбокомпрессор ТКР-7С-4 дизеля Д-245

 

 

 Литровую мощность (т. е. номинальную мощность, отнесенную к единице рабочего объема цилиндров) можно увеличить с помощью наддува — подачи под давлением свежего заряда воздуха в цилиндр. Поэтому в дизелях применяют турбонаддув, для чего используют гурбокомпрессоры (рис. 14), состоящие из одноступенчатого компрессора (центробежного нагнетания) и радиальной центростремительной газовой турбины.

Отработавшие газы через выпускной коллектор попадают в корпус 1 турбины и колесо 2, вращая его вместе с валом 79, на другом конце которого жестко посажено колесо 10 центробежного компрессора. Вращаясь, колесо засасывает воздух из атмосферы через воздухоочиститель и под избыточным давлением по впускному коллектору 14 (см. рис. 11) подает в цилиндры.

Турбокомпрессор ТКР-7С-4 устроен следующим образом. С одной стороны к среднему корпусу 5 (см. рис. 14), отлитому из алюминиевого сплава, прикреплен корпус 1 турбины, на котором имеется фланец для присоединения к выпускному коллектору, а с другой — корпус 7 компрессора. Корпус турбины оглит из чугуна, и в нем выполнен газоотводящий канал (улитка) и установлен диск 18 соплового аппарата, образующий проточную часть на входе в рабочее колесо. В корпусе компрессора имеется центральный входной патрубок и спиральный канал, а также установлен и закреплен двумя винтами алюминиевый диффузор 14, образующий с каналом улитки проточную часть компрессора на выходе из рабочего колеса.

Между фланцами корпусов 7 и 5 установлен диск 15. Корпуса I и 5 разделены прокладкой 4 и диском 18 соплового аппарата. В среднем корпусе установлен вал 19 турбины с подшипником 13 и газомасляным уплотнением. Подшипник выполнен из бронзы и установлен в центральной бобышке с зазором 0,06...0,1 мм, от осевого перемещения удерживается фиксатором 6, в котором имеется канал для подвода масла. Большая частота вращения вала турбины [1833,3 с-1 (110000 об/мин)] требует высокой точности балансировки, которая в сочетании с упругой подвеской подшипника 13 в бобышке среднего корпуса позволяет обеспечить надежную работу турбокомпрессора. В качестве упру-гой подвески используют масло, находящееся в зазоре. Колесо 2 турбины отлито из жаропрочного никелевого сплава и приварено к валу турбины. Колесо 10 компрессора закреплено на валу 19 турбины специальной гайкой 11. В турбокомпрессоре предусмотрены контактные газомасляные уплотнения с пружинными уплотнительными кольцами 9. Со стороы турбины эти кольца установлены в канавках втулки 3, напрессованной на вал ротора^ а со стороны компрессора — в канавке втулки 12. Для улучшения масляного уплотнения со стороны компрессора зона работы пружинного кольца отделена от зоны активного выброса масла из подшипника маслоотражателем 8, образующим дополнительный лабиринт. Избыточное давление воздуха за компрессором на номинальном режиме работы дизеля должно быть 0,054...0,064 МПа (0,55...0,65 кгс/см2).

 

 

 

 

Рис. 14. Турбокомпрессор ТКР-7С-4:
I — корпус турбины; 2 — колесо турбины; 3 и 12 — втулки; 4 — прокладка; 5 — средний корпус; 6 — фиксатор; 7 — корпус компрессора; 8 — маслоотражатель; 9 — уплотнительное кольцо; 10 — колесо компрессора; 11 — специальная гайка; 13 — подшипник; 14 — диффузор; 15 — диск; 16 — прижимная шайба; 17 — прижимная планка; 18 — диск соплового аппарата; 19 — вал турбины.

 

 

 

 

 

Для уменьшения шума выпуска на соответствующем патрубке турбокомпрессора установлен глушитель.

В процессе эксплуатации специального обслуживания турбокомпрессора не требуется.

Состояние турбокомпрессора проверяют по времени выбега (свободного вращения) ротора после остановки дизеля. Для этого после 3...5 мин работы на режиме минимальной частоты вращения холостого хода дизель выводят на режим максимальной холостой частоты, после чего выключают подачу топлива. Вращение ротора турбокомпрессора после остановки дизеля должно прослушиваться на протяжении не менее чем 5 с. Ровный, постоянного уровня звук с постепенным затуханием свидетельствует о нормальном состоянии турбокомпрессора.

Разбирать и ремонтировать турбокомпрессор следует только в ремонтных мастерских. Перед разборкой его наружные поверхности тщательно очищаются от грязи и пыли. Во время разборки или сборки могут повредиться лопатки из-за установки на жесткую поверхность среднего корпуса в сборе с ротором на колесо турбины или компрессора. Для исключения этого необходимо применять специальную подставку.

Частично разбирают, промывают и собирают турбокомпрессор в следующем порядке. Отворачивают шесть болтов, снимают прижимные шайбы 16, крепящие корпус компрессора к среднему корпусу 5, и отсоединяют корпус компрессора от среднего корпуса. Корпус 7 компрессора, поверхность колеса 10 и средний корпус промывают чистым дизельным топливом. Подсоединяют корпус 7 к корпусу 5, поставив между фланцами диск 15 и шесть шайб 16, завинчивают болты крепления корпуса компрессора. Масляный канал фиксатора 6 среднего корпуса заполняют
10... 15 г чистого масла и проворачивают вал 19 турбины для проверки плавности вращения и отсутствия заедания.

Через 250 моточасов проверяют затяжку и контровку гаек крепления турбокомпрессора и кронштейна выпускной трубы на холодном дизеле.

При необходимости турбокомпрессор промывают в такой последовательности. Снятый с дизеля турбокомпрессор, не разбирая, погружают на 2 ч в керосин или дизельное топливо. Все полости промывают чистым керосином и продувают воздухом.

Вручную проворачивают ротор и заливают чистое моторное масло в маслоподводящий канал фиксатора 6 подшипника 13 до появления его на сливе. Проверяют свободное вращение ротора от усилия руки и покачиванием —зазор в подшипнике.

После выполнения этих операций турбокомпрессор устанавливают на дизель и проверяют его в работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..