ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАКТОРОВ
МТЗ-100, МТЗ-102
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УСТРОЙСТВЕ ТРАКТОРОВ МТЗ-100, МТЗ-102
Колесные тракторы «Беларусь» МТЗ-100 и МТЗ-102 созданы на основе
всесторонней и глубокой модернизации универсально-пропашных
сельскохозяйственных тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82.
Остов тракторов состоит из полурамы, корпусов сцепления, коробки передач
и заднего моста. В передней части остова установлен дизель Д-245
мощностью 77,2 кВт (105 л. с.). Он жестко соединен с корпусом сцепления
с одной стороны и с другой через упругий элемент и переднюю опору —с
брусом, на котором расположены водяной радиатор системы охлаждения,
масляные радиаторы смазочной системы дизеля и гидросистемы отбора
мощности, а также механизм поворота передних колес. За дизелем
расположены сборочные единицы трансмиссии: сцепление, коробка передач (КП)
и задний мост.
В качестве дополнительного оборудования с левой стороны на корпусах
сцепления и коробки передач размещены привод насосов гидросистемы отбора
мощности, сумматор и гидроходоуменьшитель. Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102
выполнены по так называемой классической схеме, т. е. размеры задних
колес больше передних. Колеса снабжены пневматическими шинами низкого
давления. Их размеры выбраны, исходя из условий работы трактора, и
подразделены на основные и резервные.
Передние направляющие колеса прикреплены к ступицам, установленным на
поворотных цапфах передней оси, и через цилиндрические пружины
кронштейнов выдвижных кулаков опираются на переднюю ось, что
обеспечивает их независимую подвеску.
Колею трактора регулируют ступенчато (через 50 или 100 мм) — от 1250 до
1850 мм (по передним колесам) и бесступенчато — от 1400 до 2100 мм (по
задним колесам).
Для увеличения проходимости на задние колеса может быть установлен
полугусеничный ход. При работе с тяжелыми навесными машинами для
обеспечения продольной устойчивости и улучшения управляемости трактора
на передней части бруса располагают дополнительные (балластные) грузы.
Трактор МТЗ-102 отличается от МТЗ-100 наличием переднего ведущего моста
с приводом и управлением, размерами рулевой сошки и труб рулевых тяг.
Привод моста — от вторичного вала коробки передач через систему
шестерен, гидроуправляемую фрикционную муфту,
промежуточный и карданный валы. Передний ведущий мост соединен с брусом
через ось качания, что позволяет ему перемещаться в поперечной
плоскости. Колею передних ведущих колес (в пределах от 1350 до 1800 мм)
изменяют бесступенчато с помощью винтовых пар.
На МТЗ-100 и МТЗ-102 установлено гидрообъемное рулевое управление
(ГОРУ). Раздельно-агрегатная гидравлическая система этих тракторов
обеспечивает работу с сельскохозяйственными машинами и орудиями,
оборудованными опорными колесами и без них.
На корпусе сцепления расположен бак гидросистемы, а на нем размещены
масляный насос, распределитель и механизмы управления ими.
Механизм задней навески представляет собой шарнирный четы-рехзвенник.
Для работы с прицепными машинами на продольных тягах механизма задней
навески устанавливают поперечину с прицепной вилкой. Одноосные прицепы
присоединяют с помощью гидро-фицированного крюка. При транспортных
работах с прицепами используют автоматическое буксирное устройство с
амортизатором.
Тракторы оборудованы универсальной пневматической системой для
управления тормозами прицепов как с пневматическим, так и гидравлическим
приводом.
Электрооборудование трактора рассчитано на постоянный ток с номинальным
напряжением 12 В и представляет собой однопроводную систему
(отрицательный полюс источников тока соединен с «массой»), В систему
электрооборудования входят: генератор переменного тока со встроенным
выпрямителем и интегральным регулятором напряжения, аккумуляторные
батареи, стартер, средства облегчения пуска дизеля (электрофакельный
подогреватель или пусковое приспособление для впрыска
легковоспламеняющейся жидкости), дорожные и рабочие фары, указатели
поворота, габаритные огни, стоп-сигнал, электрические стеклоочиститель и
омыватель лобового стекла, электродвигатели блока отопления и охлаждения
кабины, звуковой сигнал, плафон, семиштырьковая штепсельная розетка,
розетка с переносной лампой, контрольно-измерительные приборы и
коммутационная аппаратура.
Кабина трактора герметизирована и выполнена с жестким каркасом,
закреплена на остове трактора через четыре резиновых амортизатора. Она
оборудована одноместным сиденьем (основным) с торсионной подвеской и
гидроамортизатором, а также дополнительным сиденьем с эластичным
элементом (без подвески). Положение подушки основного сиденья
регулируется по росту и массе водителя, а спинку можно установить под
любым наклоном. Сиденье тракториста снабжено ремнем безопасности.
В передней части крыши кабины размещен блок фильтрации воздуха, а в
задней — аварийный люк. Естественная вентиляция кабины происходит через
открытые боковые или заднее окна. Двери кабины имеют замки и устройство
для фиксации в открытом положении во время входа и выхода водителя. На
поперечине (балке) передней стенки закреплена рулевая колонка, которую
можно устанав-ливать в четырех фиксированных положениях (через 5°) с
наклоном к горизонту в пределах от 25 до 40°, что необходимо для
улучшения входа или выхода водителя. Кроме того, положение рулевого
колеса можно бесступенчато регулировать в осевом направлении до 100 мм.
В кабине трактора установлен щиток приборов с указателями температуры
охлаждающей жидкости, давления масла в смазочной системе дизеля,
давления масла в гидросистеме управления коробки передач, давления
воздуха в пневмосистеме; указателем тока, тахоспи-дометром; индикатором
засоренности воздухоочистителя, контрольными лампами; блоками
предохранителей, выключателями и переключателями. На верхней панели в
крыше кабины расположен указатель уровня топлива, выключатели рабочих
фар, электродвигателей системы вентиляции и отопления кабины и
стеклоочистителя, а также радиоприемник с громкоговорителем. Также в
кабине размещены аптечка, емкость для воды (термос), плафон, вешалка для
одежды, электрический стеклоочиститель лобового стекла, противосолнечный
козырек и зеркало заднего вида.
Два топливных бака установлены под полом кабины и закреплены на
кронштейнах с помощью стяжных лент. Заливная горловина находится на
левом баке, а в правом установлен датчик топливо-мера. Баки соединены в
верхней части резиновым рукавом, в нижней — топливопроводом.