Шестеренчатый масляный насос НШ-10Е работает при рабочем давлении 100
кг/см2 и имеет производительность 14 л в минуту, если его
ведущий вал вращается со скоростью 1565 оборотов в минуту.
Насос (рис. 94) состоит из корпуса 11, крышки 4, двух шестерен ведущей
13 и ведомой 10, двух подшипников 9 и 12, уплотнительных резиновых
манжет 8 и пластины 7.
Между корпусом и крышкой установлено резиновое уплотнительное кольцо 6.
Крышка фиксируется относительно корпуса двумя штифтами 5 и крепится к
нему восемью болтами.
В корпусе насоса выполнены расточки, в которых размещаются подшипники и
шестерни. Подшипники служат опорами валов шестерен, а также уплотняют
торцовые поверхности венцов. Подшипники представляют собой спаренные
втулки. В каждом подшипнике имеются по две расточки для шеек сопрягаемых
шестерен.
Оба подшипника 9 и 12 являются плавающими
(самоустанавливающимися) и поджимаются к торцам шестерен самостоятельно
под воздействием давления масла.
Масло высокого давления из полости нагнетания подается по каналу между
подшипниками и корпусом, прижимая их к торцам шестерен. Одновременно на
рабочие торцы подшипников действует высокое давление масла со стороны
полости нагнетания.
Подшипники равномерно поджимаются к торцам шестерен, благодаря чему
выбираются зазоры, которые возникают в результате износа торцов шестерен
и подшипников.
Смазка цапф шестерен осуществляется из полости всасывания через
спиральные канавки, расположенные в расточках подшипников с
не-нагруженной стороны.
Приводной конец ведущей шестерни уплотняется каркасным сальником 14 с
самоподжим-ной манжетой.
Насос НШ-10Е является нереверсивным. Он может использоваться только для
левого или только для правого вращения. На тракторе Т-25 используется
насос левого вращения (против часовой стрелки, если смотреть со стороны
приводного вала).
На боковых поверхностях корпуса устанавливаются прямые муфты (в отличие
от трактора ДТ-20, где используются угловые муфты) для подсоединения
всасывающего и нагнетательного трубопроводов. На корпусе со стороны
всасывающего отверстия отлита надпись «Вход».
Масляный насос крепится четырьмя болтами к корпусу привода, который
установлен на соединительном корпусе с правой стороны трактора.
Привод состоит (рис. 94) из корпуса 26, шестеренчатой передачи и
включающего устройства. Ведомая шестерня 25, установленная в корпусе
привода на двух подшипниках 22, находится в постоянном зацеплении с
шестерней, расположенной в соединительном корпусе трактора за
выключающим устройством муфты сцепления и соединенной непосредственно с
маховиком двигателя. Таким образом, эта шестерня, а следовательно, и
шестерня 25 постоянно вращаются при работающем двигателе.
Для отключения насоса используется шариковая муфта.
Ведущим элементом муфты является валик 21. На нем с помощью шпонки 20
закреплена шестерня 25.
На заднем конце валика расположен держатель шарниров. В лунках его
размещаются четыре шарика 16.
Внутри держателя находится шлицевая втулка 17, в шлицевом отверстии ее
установлен
приводной вал гидронасоса. На наружной поверхности
втулки 17 имеется четыре паза, в которые могут входить шарики 16. Они
утопают в пазах втулки 17 и удерживаются в таком положении внутренней
поверхностью втулки.
Это положение соответствует включенному состоянию муфты, при котором
шарики замыкают держатель на валике 21 с втулкой 17 и передают вращение
от привода к гидронасосу.
Если с помощью вилки 27 сдвинуть втулку влево, то против шариков
расположится выточка большего диаметра. Это дает возможность шарикам под
воздействием центробежных сил выйти из зацепления с пазами втулки 17 и
разобщить шестерню 25 с валом гидронасоса (включенное положение).
Вилка 27 сидит на валике 2 и зажата болтом
3. На наружном конце валика имеется рукоятка с кнопкой, фиксирующей
валик во включенном или выключенном положении. Включать насос
разрешается только при работающем двигателе, так как когда валик 21 с
держателем не вращается, шарики могут не совпасть с пазами на втулке и
будут препятствовать перемещению втулки 17 вправо.