Верхняя крышка с механизмом переключения передач
и реверса трактора Т-25
Для переключения передач, реверса и удвоителя
служит механизм, смонтированный в верхней крышке главной передачи. В
левой части крышки 1 (рис. 59) установлен валик 2, на котором при помощи
стяжного болта и шпонки закреплен рычажок 9 переключения передач.
Шаровая головка его входит в пазы вилки и поводка переключения передач.
Валик размещен в двух опорах. Одной из опор служит расточка в крышке, а
вторая опора выполнена в виде кронштейна 5, который может
проворачиваться в расточке крышки. Осевые перемещения предупреждаются
винтом 4. Цилиндрический конец винта входит в кольцевую канавку
кронштейна. В проушине кронштейна 5 с помощью пальца 21 и шплинтов
закреплен рычаг 6 переключения передач, нижний конец которого входит в
пазы валика. На верхний конец рычага навинчена пластмассовая рукоятка 8.
При перемещении рукоятки вдоль оси трактора рычаг поворачивается
относительно пальца 21, при этом нижний конец рычага перемещает в осевом
направлении валик с рычажком 9. При смещении рукоятки влево или вправо
рычаг поворачивается относительно
крышки вместе с кронштейном 5, валиком 2 и
рычажком.
В листе 10 выполнена кулиса с прорезями для рычажка, ограничивающими его
перемещения. Кулиса предотвращает одновременное перемещение двух валиков
и, следовательно, включение двух передач. При перемещении
валика 2 вперед до упора головка рычажка войдет в паз вилки,
закрепленной на первом валике переключения, а при перемещении валика с
рычажком назад до упора — в паз поводка, закрепленного на втором валике
переключения. При повороте рычажка вправо или влево от среднего
положения головка рычажка перемещает валик переключения с закрепленными
на нем вилкой или поводком и включает передачу.
В расточке, выполненной в средней части крышки 1, размещен трубчатый
валик 17 переключения удвоителя. На валике при помощи шпонки и стяжного
болта закреплен рычажок 16 переключения удвоителя, снаружи к валику
приварен рычаг 13, который соединен тягой и вилками с рычагом
переключения удвоителя, установленным на рулевой колонке. Сферическая
головка рычажка 16 входит в паз вилки удвоителя. Стопорный винт 20,
цилиндрический конец которого входит в кольцевую канавку валика 17,
фиксирует его от осевых перемещений. При вращении валика головка рычажка
перемещает вилку удвоителя и включает ускоренный или замедленный ряд
скоростей.
Внутри валика 17 переключения удвоителя проходит валик 14 переключения
реверса, к которому при помощи шпонки и стяжного болта прикреплен
рычажок 15. Передний конец валика установлен в расточке прилива,
выполненного в крышке 1. Снаружи к валику 14 приварен рычаг 7
переключения реверса.
Сферическая головка рычажка 15 входит в паз вилки переключения реверса.
При повороте рычага реверса головка рычажка 15 перемещает вилку реверса
и включает передний или задний ход.
Перемещения рычажков 15 и 16 ограничены прорезями в листе 10.
Схема положений рукояток переключения передач, реверса и удвоителя
показана на рис. 102. На тракторе эта схема показана на табличке,
приклепанной к щитку приборов.
Войлочный сальник 3 и резиновые кольца 18 и 19 защищают главную передачу
от загрязнения и препятствуют течи масла через расточки крышки.
В передней части крышки запрессованы втулки 11 и 12
вала сошки рулевого механизма. К верхней обработанной плоскости крышки
прикреплена колонка рулевого управления.
Корпус главной передачи закрыт сверху стальным листом 2 (рис. 60), на
котором установлена крышка 1 с рычагами переключения. К задней стенке
главной передачи прикреплен корпус гидроподъемника, к боковым
поверхностям — тормозные рукава и кронштейны продольных тяг навесной
системы.
Внутренние детали главной передачи смазываются разбрызгиванием масла,
залитого в корпус. Уровень масла контролируют по пробкам 12 (см. рис.
56), ввинченным в передней нижней части левой стенки корпуса. Для слива
масла из главной передачи в нижней части корпуса выполнено сливное
отверстие, закрытое пробкой 4 (рис. 60). В пробке имеется магнит,
улавливающий металлические части, попавшие в корпус с маслом.
Масло разбрызгивается постоянно вращающимися шестернями дополнительной
передачи и ведомыми венцами корпуса дифференциала. При работе трактора
на стационаре с приводным шкивом масло разбрызгивается только шестернями
дополнительной передачи. Для обеспечения более надежной подачи масла к
шестерне, находящейся на правой стороне промежуточного вала, и к
подшипнику правой опоры этого вала, что особенно необходимо при работе с
приводным шкивом, на передней перемычке внутри корпуса предусмотрен
лоток 3 с отражателем. Брызги масла от ведомой шестерни дополнительной
передачи отбрасываются отражателем в лоток и с него отводятся на зубья
шестерни второй (четвертой) передачи. К втулкам конических шестерен
реверса, к втулке шестерни постоянного зацепления удвоителя, к оси
дифференциала и трущимся поверхностям полуосевых шестерен дифференциала
масло подводится по отверстиям между впадинами зубьев и дополнительным
сверлениям.
Все крышки установлены на картонных прокладках, смазанных уплотнительной
пастой, а на концах валов, выходящих из корпуса главной передачи,
поставлены самоподжимные сальники. Во время работы главной передачи,
особенно в летнее время, давление внутри главной передачи повышается.
Для разгрузки сальников и прокладок от повышенного давления заливное
отверстие главной передачи, которое находится на нижнем фланце рулевой
колонки, закрыто пробкой, выполненной в виде сапуна. Чтобы пыль и грязь
не попадали через отверстия сапуна в корпус, внутри пробки заложена
проволочная канитель.
Рис. 59. Верхняя крышка с механизмом переключения
передач и реверса: