На двигателе Д-21 устанавливается бесштифтовая, открытого типа форсунка
с трехсопловым распылителем.
Форсунка устроена следующим образом. В корпусе 3 (рис. 47) имеются два
канала. По каналу меньшего диаметра, смещенному с оси форсунки, через
штуцер 6 и специальный фильтр ь нем для дополнительной очистки топлива к
распылителю подводится топливо от насоса. В центральном канале помещена
штанга 4, соединяющая иглу распылителя с пружиной. Корпус распылителя
фиксируется установочными штифтами 14 относительно корпуса форсунки.
Распылитель прижат к корпусу 1 гайкой 2. Давление распыливания топлива
регулируется винтом 8, который ввернут в гайку 12 пружины 13. При
вворачивании винта 8 давление распыла увеличивается, при выворачивании —
уменьшается. Регулировочный винт имеет контргайку 11. Сверху винт закрыт
колпаком форсунки. Между ним и корпусом форсунки установлена медная
прокладка 7.
В головке цилиндра двигателя форсунка крепится гайкой 5. При установке
форсунки стык головки цилиндров и торца гайки распылителя уплотняется
медной прокладкой 16.
Перед сборкой все детали форсунки тщательно промывают в профильтрованном
дизельном топливе, а каналы продувают сжатым воздухом. У каждой форсунки
проверяют герметичность, регулируют давление впрыска, контролируют
качество распыла и пропускную способность. Затем форсунку испытывают на
хорошо профильтрованной смеси дизельного топлива с веретенным или
авиационным маслом, имеющей вязкость 1,85—1,9° по Энглеру. По окончании
испытаний, обкатки и проверки на герметичность форсунку регулируют на
давление начала впрыска топлива, после чего затягивают контргайку 11 и
на стенде проверяют при давлении впрыска 170+5 кг/см2 на качество
распыла, делая 80—100 качаний рычага в минуту.
Нормально работающая форсунка дает три струи равномерно распыленного
топлива и удовлетворяет следующим требованиям.
1. Распыленное топливо имеет туманообразное
состояние.
2. Топливо равномерно распределяется по поперечному сечению струи. На
глаз не должно быть заметно отдельно вылетающих капель, сплошных струек
и легко различимых местных сгущений.
3. Ось конуса струи совпадает с осью распыливающего отверстия;
отклонение допускается не более чем на 1/4 угла конуса струи.
4. При выходе струи из отверстия не замечается подтекания, появления
топлива на торце в виде капли. Допускается только увлажнение торца.
5. Начало и конец впрыска четкие, впрыск сопровождается резким звуком.
Отсечка подачи должна быть резкой.
При регулировании топливного насоса и форсунок для одного двигателя
следует подбирать все форсунки примерно одинаковой пропускной
способности, что и у форсунок, установленных на двигатель.
Пропускная способность форсунок проверяется на дизельном топливе с
вязкостью 1,3—1,5° по Энглеру при температуре 15—20° на контрольном
насосе при номинальных оборотах кулачкового вала топливного насоса.
Работа форсунки происходит следующим образом.
Топливо от секции высокого давления насоса под давлением до 240—270
кг/см2 через штуцер 6 по смещенному с оси форсунки каналу в корпусе 3
поступает в корпус распылителя 1 и по зазору между иглой и носком
корпуса распылителя поступает к конической поверхности иглы. Силой,
создаваемой давлением топлива на конические поверхности иглы в ее нижней
части и в месте перехода к верхней притертой части, преодолевается
сопротивление пружины 13 и игла поднимается, открывая доступ топливу к
распыливающим отверстиям
17 носка распылителя. Происходит впрыск. По окончании подачи давление
топлива падает и пружина возвращает иглу, запирая доступ топлива к
отверстиям. Топливо, просочившееся по зазору между притертой частью иглы
15 и корпусом 1 распылителя, заполняет внутренпие полости форсунки и
через отверстия 9 в колпаке, через сливную трубку попадает в топливный
бак.