Двигатель Д-21 воздушного охлаждения. Воздух подается принудительно с
помощью осевого вентилятора 9 (рис. 34).
Для облегчения отвода тепла поверхности головок и цилиндров двигателя
оребрены, что значительно увеличивает поверхности охлаждения.
Систему охлаждения двигателя образуют осевой вентилятор 9, направляющий
кожух 1 и дефлекторы 5, 6, 7, привод вентилятора, натяжной ролик и
ремень 10 (рис. 34).
Система охлаждения работает следующим образом.
Ременной передачей от ведущего шкива, установленного на переднем конце
коленчатого вала, приводится во вращение вентилятор двигателя. Ротор
(крыльчатка) вентилятора вращается с оборотами 5100 в минуту.
Производительность его 1100 — 1200 м3 воздуха в час. На привод
вентилятора затрачивается
0,9 л. с. Ротор нагнетает воздух под кожух вентилятора, в пространство
между ребрами цилиндров и головок. На выходе воздуха (с левой стороны
двигателя) установлен средний дефлектор 6, в котором по оси цилиндров
выполнены узкие вертикальные вырезы. Воздух охватывает большую часть
поверхности цилиндров и через вырезы в дефлекторе выбрасывается наружу.
Для равномерности охлаждения высота ребер цилиндров по периметру
неодинакова. С левой стороны, куда поступает уже подогревшийся воздух,
ребра по высоте больше, чем справа, куда поступает воздух с температурой
окружающей среды.
Оребрение головок цилиндров выполнено таким образом, чтобы обеспечить
интенсивное охлаждение форсунки и перемычки между клапанами.
Описанное устройство системы охлаждения обеспечивает надежную работу
двигателя при полной нагрузке без перегрева при температурах окружающей
среды до 45—50°, при этом температура перемычек между клапанами не
превышает 220°, температура цилиндров между первым и вторым ребром (в
верхней части) 200° и температура нижней части распылителя форсунки
200°.
В осенне-зимний период, когда температура окружающего воздуха становится
ниже 5°, на вентилятор с задней его стороны под кожухом вентилятора
устанавливается дроссельный диск 8 (рис. 36), уменьшающий количество
воздуха, поступающего в систему охлаждения. Температура масла держится
не ниже 70°.
Вентилятор приводится во вращение клиноременной передачей, которая
состоит из ведущего шкива, закрепленного на коленчатом валу, шкива
вентилятора, расположенного на валу встроенного в вентилятор генератора,
натяжного ролика и самого ремня.
Эффективность охлаждения двигателя зависит от количества и напора
воздуха, подаваемого вентилятором под кожух 1. Количество и напор
воздуха, в свою очередь, зависят от оборотов ротора вентилятора. Поэтому
очень важно обеспечивать правильное натяжение ремня привода вентилятора.
При правильно отрегулированном натяжении ремня его верхняя ветвь при
нажатии на нее усилием 3 кг
должна прогибаться не более чем на 10— 15 мм.
Натяжение ремня осуществляется полуавтоматически. При вытяжке ремня
необходимо ослабить гайку 5 (рис. 35), закрепляющую механизм натяжения
на кронштейне 6. Механизм натяжения под действием пружины натягивает
ремень с заданным усилием. Затем гайку
5 снова завертывают.
Механизм натяжения ремня состоит из корпуса 8, в котором смонтированы
ступица 10 со втулками и осью 2 натяжного механизма, спиральной пружины
4, шкива 9 с осью 7 и подшипниками 7Н180204.
Корпус 8 чугунный с двумя отверстиями: под ступицу диаметром 52+0,12
мм и под ось шкива диаметром 15+0,35
мм.
Ось 7 шкива и ось натяжного механизма 2 изготовлены из стали 40.
Подшипники шкива с одноразовой смазкой и в течение всего периода работы
до капитального ремонта двигателя смазки не требуют.
Вентилятор (рис. 36) состоит из направляющего аппарата 2 и ротора 1. В
направляющем аппарате вентилятора размещен генератор 3 переменного тока
Г302Б со встроенными выпрямителями. Ротор вентилятора и шкив 4
устанавливаются на валу генератора.
Направляющий аппарат 2 и ротор вентилятора 1
отливаются из алюминиевого сплава.
В направляющем аппарате между ободом и ступицей размещены 19 равномерно
расположенных по окружности лопастей. Профиль лопастей специально
подобран с целью наиболее эффективной работы вентилятора. На переднем
торце ступицы вентилятора имеются три резьбовых отверстия М8 для шпилек
крепления генератора, а на переднем торце обода также три отверстия М8
для специальных шпилек, на которых закрепляются защитный корпус с
сеткой.
В нижней части вентилятора у обода на двух приливах выполнено по
отверстию М8 для специального кронштейна 5, к которому крепится колодка
штепсельного разъема 6 с выводными проводами от генератора. Центральное
отверстие в ступице вентилятора диаметром 120+0,054 мм является
посадочным для генератора. Генератор посадочным пояском диаметром
120_0tl мм и шириной 22 мм входит в это отверстие и центрируется по
нему.
Ротор вентилятора 1 имеет восемь равномерно расположенных по окружности
лопастей, также специально подобранного профиля.
Ротор статически балансируется. Допустимый
дисбаланс 10 г*см. Металл при балансировке снимается на внутренней
поверхности обода ротора на ширине 15 мм, отступя от переднего торца 5
мм.