СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ Д-21 ТРАКТОРА Т-25

  Главная      Книги - Трактора     Трактор Т-25: устройство и эксплуатация (Герасимов А. Д., ГОЛУБЧИК С. Ф.) - 1972 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

Глава IV

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ Д-21 ТРАКТОРА Т-25



Двигатель Д-21 воздушного охлаждения. Воздух подается принудительно с помощью осевого вентилятора 9 (рис. 34).

Для облегчения отвода тепла поверхности головок и цилиндров двигателя оребрены, что значительно увеличивает поверхности охлаждения.

Систему охлаждения двигателя образуют осевой вентилятор 9, направляющий кожух 1 и дефлекторы 5, 6, 7, привод вентилятора, натяжной ролик и ремень 10 (рис. 34).

 

 

 

 

 

 

Рис. 34. Направляющий кожух и дефлекторы:
1 — кожух вентилятора; 2 — замок; 3 — верхняя планка 4 — цилиндр; 5 — дефлектор задний; 6 — средний дефлектор 7 — передний дефлектор; 8 — хомут вентилятора в сборе; 9 — вентилятор; 10 — ремень привода вентилятора-генератора.

 

 

 

 

 

 

Система охлаждения работает следующим образом. Ременной передачей от ведущего шкива, установленного на переднем конце коленчатого вала, приводится во вращение вентилятор двигателя. Ротор (крыльчатка) вентилятора вращается с оборотами 5100 в минуту. Производительность его 1100 — 1200 м3 воздуха в час. На привод вентилятора затрачивается

0,9 л. с. Ротор нагнетает воздух под кожух вентилятора, в пространство между ребрами цилиндров и головок. На выходе воздуха (с левой стороны двигателя) установлен средний дефлектор 6, в котором по оси цилиндров выполнены узкие вертикальные вырезы. Воздух охватывает большую часть поверхности цилиндров и через вырезы в дефлекторе выбрасывается наружу.

Для равномерности охлаждения высота ребер цилиндров по периметру неодинакова. С левой стороны, куда поступает уже подогревшийся воздух, ребра по высоте больше, чем справа, куда поступает воздух с температурой окружающей среды.

Оребрение головок цилиндров выполнено таким образом, чтобы обеспечить интенсивное охлаждение форсунки и перемычки между клапанами.

Описанное устройство системы охлаждения обеспечивает надежную работу двигателя при полной нагрузке без перегрева при температурах окружающей среды до 45—50°, при этом температура перемычек между клапанами не превышает 220°, температура цилиндров между первым и вторым ребром (в верхней части) 200° и температура нижней части распылителя форсунки 200°.

В осенне-зимний период, когда температура окружающего воздуха становится ниже 5°, на вентилятор с задней его стороны под кожухом вентилятора устанавливается дроссельный диск 8 (рис. 36), уменьшающий количество воздуха, поступающего в систему охлаждения. Температура масла держится не ниже 70°.

Вентилятор приводится во вращение клиноременной передачей, которая состоит из ведущего шкива, закрепленного на коленчатом валу, шкива вентилятора, расположенного на валу встроенного в вентилятор генератора, натяжного ролика и самого ремня.

Эффективность охлаждения двигателя зависит от количества и напора воздуха, подаваемого вентилятором под кожух 1. Количество и напор воздуха, в свою очередь, зависят от оборотов ротора вентилятора. Поэтому очень важно обеспечивать правильное натяжение ремня привода вентилятора. При правильно отрегулированном натяжении ремня его верхняя ветвь при нажатии на нее усилием 3 кг
должна прогибаться не более чем на 10— 15 мм.

Натяжение ремня осуществляется полуавтоматически. При вытяжке ремня необходимо ослабить гайку 5 (рис. 35), закрепляющую механизм натяжения на кронштейне 6. Механизм натяжения под действием пружины натягивает ремень с заданным усилием. Затем гайку
5 снова завертывают.

Механизм натяжения ремня состоит из корпуса 8, в котором смонтированы ступица 10 со втулками и осью 2 натяжного механизма, спиральной пружины 4, шкива 9 с осью 7 и подшипниками 7Н180204.

Корпус 8 чугунный с двумя отверстиями: под ступицу диаметром 52+0,12 мм и под ось шкива диаметром 15+0,35 мм.

Ось 7 шкива и ось натяжного механизма 2 изготовлены из стали 40. Подшипники шкива с одноразовой смазкой и в течение всего периода работы до капитального ремонта двигателя смазки не требуют.

Вентилятор (рис. 36) состоит из направляющего аппарата 2 и ротора 1. В направляющем аппарате вентилятора размещен генератор 3 переменного тока Г302Б со встроенными выпрямителями. Ротор вентилятора и шкив 4 устанавливаются на валу генератора.

 

Направляющий аппарат 2 и ротор вентилятора 1 отливаются из алюминиевого сплава.

В направляющем аппарате между ободом и ступицей размещены 19 равномерно расположенных по окружности лопастей. Профиль лопастей специально подобран с целью наиболее эффективной работы вентилятора. На переднем торце ступицы вентилятора имеются три резьбовых отверстия М8 для шпилек крепления генератора, а на переднем торце обода также три отверстия М8 для специальных шпилек, на которых закрепляются защитный корпус с сеткой.

В нижней части вентилятора у обода на двух приливах выполнено по отверстию М8 для специального кронштейна 5, к которому крепится колодка штепсельного разъема 6 с выводными проводами от генератора. Центральное отверстие в ступице вентилятора диаметром 120+0,054 мм является посадочным для генератора. Генератор посадочным пояском диаметром 120_0tl мм и шириной 22 мм входит в это отверстие и центрируется по нему.

Ротор вентилятора 1 имеет восемь равномерно расположенных по окружности лопастей, также специально подобранного профиля.

 

 

Ротор статически балансируется. Допустимый дисбаланс 10 г*см. Металл при балансировке снимается на внутренней поверхности обода ротора на ширине 15 мм, отступя от переднего торца 5 мм.

 

 

 

Рис. 35. Механизм натяжения ремня привода вентилятора:
1 — специальная шпилька; 2 — ось натяжного механизма;
3 — крышка распределительных шестерен; 4 — пружина; 5 — специальная гайка; 6 — кронштейн; 7 — ось шкива; 8 — корпус; 9 — шкив натяжного механизма; 10 — ступица; 11 — специальная шайба.

 

 

 

 

 

Рис. 36. Вентилятор я генератор:
1 — рабочее колесо (ротор); 2 — направляющий аппарат вентилятора; 3 — генератор; 4 — шкив; 5 — кронштейн; 6 — колодка штепсельного разъема; 7 — передний дефлектор; S — дроссельный диск.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..