На двигателе Д-21 применена комбинированная
система смазки (рис. 29). Большинство трущихся поверхностей смазывается
под давлением, а некоторые разбрызгиванием.
Циркуляция масла в двигателе обеспечивается масляным насосом 1,
закрепленным на нижней части переднего листа. Насос приводится во
вращение от коленчатого вала двигателя с помощью пары шестерен: ведущей,
напрессованной на коленчатый вал, и ведомой, закрепленной на ведущем
валике масляного насоса.
Производительность насоса составляет при 1600 об/мин коленчатого вала
двигателя 24 л в минуту.
Давление в системе смазки, создаваемое масляным
насосом, регулируется и при номинальном числе оборотов двигателя
составляет 1,5—3,5 кг/см2.
На минимальных оборотах холостого хода двигателя давление в системе
смазки должно быть не менее 0,8 кг/см2. Повышать давление масла выше 3,5
кг/см2 не рекомендуется, так как возникает опасность появления течи в
соединениях трубопроводов.
Для создания постоянства давления в системе смазки, для его
регулирования и предохранения маслопроводов от повреждения на двигателе
на левой стенке блок-картера впереди внизу устанавливается редукционный
клапан 10.
Для очистки масла от продуктов износа и других загрязнений применен
масляный фильтр — реактивная полнопоточная центрифуга 7. Центрифуга
установлена на крышке распределительных шестерен.
Масло для смазки двигателя находится в масляном картере. В него
заливается 7 л масла. Для смазки двигателя могут использоваться как
основные масла, так и масла-заменители. Периодичность их замены
различна. Соответствующие данные приведены ниже.
Периодичность
замены масла, моточасы
Сорт масла
Содержание серы в
топливе,
%
летом
зимой
480
М10Г
М8Г
Не более 1,0
480
М10В
М8В
Не более 0.5
240
М10В
М8В
Не более 1,0
120
М10Б
М8Б
Не более 1,0
Система смазки работает следующим образом.
При работе двигателя насос 1 через масло-заборник засасывает масло и
нагнетает его под давлением в сверление блока двигателя через трубку,
соединяющую насос со сверлением на передней стенке блок-картера. По
этому сверлению масло подходит к редукционному клапану 10, который
отрегулирован на давление
5,5 кг/см2. Часть масла сливается в масляный картер, а часть но
сверлению проходит в крышку распределительных шестерен и по трубке,
залитой в крышке, — в центрифугу 7. Из центрифуги очищенное масло по
каналу в крышке поступает в горизонтальный канал блока. Из этого канала
масло подводится ко второй коренной шейке коленчатого вала и к трубке,
соединяющей масляную магистраль с дистанционным манометром 4, а также к
трубке клапанного механизма. От второй коренной шейки
масло разделяется на два потока. Один поток идет по сверлениям в
коленчатом вале на первую шатунную, затем первую коренную шейки, а
второй — на вторую шатунную и третью коренную шейки. От первой коренной
шейки масло по сверлениям в передней стенке блок-картера поступает к
передней опоре распределительного вала и к пальцу промежуточной шестерни
распределения. От пальца промежуточной шестерни по наклонному сверлению
масло подводится к пальцу промежуточной шестерни привода валика
уравновешивающего механизма и далее к передней шейке валика
уравновешивающего механизма. Отсюда по другому наклонному сверлению
через полый установочный штифт масло подходит к крышке распределительных
шестерен и по П-образной трубке через сверление в переднем листе к
фланцу топливного насоса. По сверлению во фланце масло подводится к
втулке шестерни привода топливного насоса.
От третьей коренной шейки масло проходит по сверлению в стенке
блок-картера к задним опорам валика уравновешивающего механизма 2 и
распределительного вала.
Масло, поступившее под давлением ко всем трущимся поверхностям, через
зазоры в сопрягаемых деталях стекает в масляный картер двигателя.
Шестерни распределения смазываются разбрызгиванием масла.
Масло, поступившее в горизонтальное сверление блок-картера через
поворотный угольник в его задней части, идет по трубке к головкам
цилиндров и далее по сверлениям к стойке коромысел и по вертикальному
каналу к оси коромысел. По оси коромысел через радиальные сверления оно
подводится к коромыслам и через сверления в коромыслах к регулировочным
винтам и штангам. Боек коромысла смазывается разбрызгиванием через
вертикальное сверление в коромысле. Масло, скопившееся в ванночке под
крышкой клапанов, через кожуха штанг сливается в картер, смазывая по
пути толкатели и втулки толкателей;