9.4.13. Регулировка зазора в конических подшипниках и контакта зацепления шестерен главных передач трактора Т-150К

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор Т-150К: Техническое описание и инструкция по эксплуатации - 1983 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160 ..

 

 

9.4.13. Регулировка зазора в конических подшипниках и контакта зацепления шестерен главных передач трактора Т-150К



Зазор в подшипниках 21 и 22 (рис. 63) ведущей шестерни проверяйте индикаторным приспособлением, перемещая ведущую шестерню в осевом направлении из одного крайнего положения в другое. Если приспособления нет, необходимость в регулировке подшипников проверяйте покачиванием ведущей шестерни за фланец кардана в радиальном и осевом направлениях.
 

При свободном перемещении ведущей шестерни в конических подшипниках произведите их регулировку следующим образом:

отсоедините конец карданного вала, для чего отвинтите четыре гайки и выньте болты из фланца 1

отверните шесть болтов 19 крепления стакана к корпусу 8 главной передачи} действуя двумя длинными болтами 4 как съемниками, выньте стакан 6; не разбирая стакана, проверьте правильность установки набора регулировочных прокладок 18 между подшипниками. Для этого зажмите фланец стакана, а гайку 2 хвостовика шестерни расшплинтуйте и затяните до отказа. Если прокладок больше, чем требуется, ведущая шестерня 7 свободно проворачивается за фланец 1, при этом ощущается перемещение ее в подшипниках. Если прокладок недостаточно, затягивание гайки вызывает перетяжку подшипников, вследствие чего ведущая шестерня проворачивается очень туго или совсем не проворачивается. В этом случае отрегулируйте подшипники, то есть правильно подберите толщину набора регулировочных прокладок, для чего добавляйте прокладки в несколько приемов так, чтобы получить в подшипниках необходимый натяг;

отверните гайку 2, снимите фланец 1, крышку 20 корпуса с манжетами, маслоотгонное кольцо и наружный подшипник 22 с внутренним кольцом;

выньте или добавьте, в зависимости от необходимости, одну или несколько прокладок;

соберите стакан в обратном порядке, не надевая крышку 20, и затяните гайку 2 до отказа так, чтобы одна из ее прорезей совпадала с отверстием для шплинта. При затягивании гайки проворачивайте ведущую шестерню за фланец, чтобы ролики подшипника заняли правильное положение относительно обоих колец:

проверьте затяжку подшипников. Натяг в подшипниках должен быть отрегулирован так, чтобы момент сопротивления вращения ведущей шестерни без манжет был 1,4—2,2 Нм (14—22 кгс. см). Контролируйте затяжку подшипников динамометрическим ключом или ручными пружинными весами. Для этого зажмите стакан 6 в тиски, зацепите крючок пружинных весов за отверстие фланца и плавно проворачивайте шестерню. Показание весов должно находиться в пределах 1—2,33 кг на плече 60 мм, что соответствует моменту сопротивления 1,4— 2,2 Нм (14—22 кгс. см). Если сопротивление вращению находится в указанных пределах, на торцы вала и гайки нанесите керном метки, чтобы заметить положение гайки относительно торца;

отверните гайку, поставьте на место крышку и затяните гайку до положения, отмеченного керном.

Внимание! После регулировки зазора в подшипниках ведущей шестерни для обеспечения правильного зацепления выдерживайте размер А = 189±0,1. Для получения размера А выньте необходимое количество прокладок 16 (при установке новых подшипников возможно добавление прокладок).

В процессе работы трактора вследствие износа подшипников и зубьев боковой зазор в главной паре увеличивается. Первоначальный зазор при сборке главной передачи с новыми шестернями установлен в пределах 0,17—0,58 мм. В дальнейшем зазор между зубьями не регулируйте до полного износа главной пары. Зазор в подшипниках ведомой шестерни (дифференциала) регулируйте только при сборке или замене деталей.

Зазор в подшипниках ведомой шестерни (дифференциала) и боковой зазор в зацеплении конических шестерен регулируйте одновременно следующим образом:

слейте масло из картера моста и колесных редукторов, затем снимите с картеров колесных редукторов крышки 13 (рис. 64) и выньте из редукторов солнечные шестерни 12 с полуосями 7;

отсоедините конец карданного вала от фланца 1 (рис. 63) главной передачи, отвинтите шестнадцать гаек и снимите главную передачу в сборе;

проверьте зазор в конических подшипниках ведущей шестерни, при необходимости отрегулируйте их и установите ведущую шестерню, выдержав размер А = 189±0,1 мм.

Отрегулируйте зазоры в подшипниках и зацепление конических шестерен, Для этого:

расшплинтуйте и отпустите гайки крепления крышек 13 подшипников;

 

отпустите регулировочную гайку 15 со стороны зубьев ведомой шестерни; проворачивая ведущую шестерню 7 регулировочной гайкой 15, расположенной со стороны торца шестерни, подожмите конический подшипник до получения беззазорного зацепления (ведомая шестерня не вращается) и отпустите ее на 6—8 стопорящих выступов; легким постукиванием по ведомой шестерне со стороны зубьев подожмите кольцо подшипника к регулировочной гайке, при этом ведомая шестерня должна вращаться свободно от руки;

переместите регулировочную гайку 15 со стороны зубьев шестерни до получения натяга в подшипнике и отпустите ее на 2—3 стопорящих выступа; застопорите регулировочные гайки 15 замковыми шайбами; затяните до отказа и зашплинтуйте гайки крышки 13 подшипников; проверьте боковой зазор в зацеплении конических шестерен, который должен находиться в пределах 0,17—0,58 мм для новой пары.

Для получения требуемого зазора в зацеплении без изменения зазоров в подшипниках отпустите гайки крышек подшипников ступицы н увеличьте или уменьшите боковой зазор в зацеплении конических шестерен. При слишком малом боковом зазоре отпустите регулировочную гайку со стороны торца ведомой шестерни на один стопорящий выступ, а затем подтяните на один стопорящий выступ регулировочную гайку, находящуюся со стороны зубьев ведомой шестерни. При слишком большом боковом зазоре подтяните регулировочную гайку со стороны торца ведомой шестерни на одни стопорящий выступ, предварительно отпустив на столько же регулировочную гайку, находящуюся со стороны зубьев ведомой шестерни;

затяните до отказа и зашплинтуйте гайки крышек подшипников дифференциала н застопорите регулировочные гайки замковыми шайбами.

Для получения требуемого зазора в подшипниках без изменения зазора в зацеплении выполните следующие операции:

отпустите гайки крышки дифференциала со стороны зубьев шестерни; увеличьте или уменьшите зазор в подшипниках, отпустив или подтянув регулировочную гайку со стороны зубьев шестерни на один-два стопорящих выступа;

затяните до отказа и зашплинтуйте гайки крышки подшипника и застопорите регулировочную гайку замковой шайбой.

Проверьте и при необходимости отрегулируйте контакт по отпечатку на рабочей стороне зуба ведущей и ведомой конических шестерен; для этого зубья ведомой конической шестерни покройте тонким слоем краски. Отпечаток контакта на вогнутой стороне ведущей шестерни должен составлять 50% длины зуба н располагаться иа образующей начального конуса на расстоянии не более 9 мм от наружных кромок зуба у меньшего основания конуса. При этом на выпуклой стороне зуба при заднем ходе трактора отпечаток контакта должен составлять также не менее 50% длины зуба и ие выходить на кромки торцов зубьев.

Правильное расположение отпечатка контакта на зубьях ведущей и ведомой шестерен показано в табл. 18.

Нарушать спаренность приработанных шестерен категорически запрещается! В случае выхода из строя одной из шестерен передачи обе шестерни замените новыми.

При установке новых шестерен или при сборке после замены каких-либо деталей в условиях, когда невозможно проверить размер А (рис. 63), правильный зазор и отпечаток контакта на зубьях устанавливайте, как показано в табл. 19.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160 ..