9.3.16. Притирка клапанов и проверка их на
герметичность трактора Т-150К
Снимите клапаны с головки цилиндров, предварительно нанеся на них метки,
чтобы при сборке обязательно установить их по своим седлам;
тщательно очистите от нагара клапаны и седла, промойте в керосине и
осмотрите их состояние. Клапаны следует притирать лишь в том случае,
если тарелка и стержень не покороблены и нет прогаров на фасках клапана
и седла. При наличии этих дефектов клапаны подлежат замене новыми, а
седла головки цилиндров — шлифовке.
Притирку клапанов производите с помощью притирочной пасты, которую
нанесите тонким равномерным слоем на фаску клапана, смажьте стержень
дизельным маслом и поставьте на место. Процесс притирки состоит из
возвратно-вращательного движения клапана с помощью специального
приспособления. При отсутствии приспособления можно пользоваться обычной
дрелью с присосом. Слегка нажимая на клапан, поворачивайте его сначала
по часовой стрелке на 1/3 оборота, а затем против часовой стрелки на 1/4
оборота. Производить притирку круговыми движениями нельзя. Периодически
поднимая клапан и нанося на фаску новые порции притирочной пасты,
продолжайте притирку до тех пор, пока на фасках клапана и седла не
появится непрерывный матовый поясок шириной не менее 1,5 мм. Разрывы
матовой полоски и наличие рисок на ней не допускаются. После окончания
притирки промойте клапаны и седла керосином и насухо вытрите;
установите клапаны и пружины на свои места и проверьте их на
герметичность.
Проверку клапанов на герметичность производите путем заливки керосина во
впускные и выпускные отверстия и выдерживания в течение 3 мин. Течь
керосина из-под тарелок клапанов при повороте клапана на любой угол не
допускается. При неудовлетворительных результатах проверки притирку
следует повторить.