4.5. ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ
СИСТЕМА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАКТОРА Т-150К
Передача включения гидросистемы КП трактора Т-150К
Золотник 24 (рис. 61) распределителя
установлен в одном из четырех фиксированных положений. Насос 12
засасывает масло из корпуса раздаточной коробки и через фильтр 14 подает
его к распределителю 23.
Золотник 24 распределителя направляет масло в
соответствующую его положению кольцевую проточку и через связанное с ней
сверление во вторичном валу 22 КП к одной из четырех гидроподжимных муфт
16, 17, 20 или 21 одного из трех диапазонов.
При включении первой передачи золотник направляет масло к муфте 20 этой
передачи Масло сдвигает поршень 19, который зажимает фрикционные диски
18, и передача включается. Остальные муфты 16, 17 и 21 в это время
сообщены со сливом. Одновременно клапан 8 (I и III передачи) под
давлением масла перемещается и открывает проход для масла под клапан 10.
Клапан 10, перемещаясь, открывает маслу путь к гидроаккумулятору 9 для
зарядки.
Давление масла в гидроподжимных муфтах поддерживается перепускным
распределителем 6. Под действием давления, развиваемого насосом, клапан
распределителя открывается и масло идет на слив. При этом часть
сливаемого масла поступает под торец вторичного вала 22 КП и по
центральному сверлению в кем подается на смазку деталей коробки передач.
Остальное масло направляется к предохранительному клапану 2 радиатора 3.
В случае повышенной вязкости масла в зимнее время клапан 2 открывается и
масло, минуя радиатор, сливается в бак 1. В теплое время года, когда
температура масла повышается, а вязкость понижается, клапан 2 не
открывается и масло перед сливом в бак 1 проходит через радиатор 3, где
охлаждается. Из бака 1 масло поступает в корпус раздаточной коробки и к
центральному сверлению ее первичного вала для смазки металлокерамической
втулки и подшипников.
Переключение передачи. Для переключения передачи переводят золотник 24 в
положение включения необходимой передачи. На рис. 61 показано положение
узлов гидравлической системы КП при включении II передачи (перед этим
была включена I передача). При этом масло через золотник, кольцевую
проточку и сверление вала 22 направляется в гидроподжимную муфту 17 II
передачи и включает эту передачу. Одновременно масло подастся под торец
перебросного клапана 11 (II и IV передач) и, перемещая его, подводится
под торец клапана 10 с противоположной стороны относительно торца при
включении первой передачи. Пока давление масла, подводимого к включенной
муфте, не превышает давления, создаваемого гидроаккумулятором, он,
постепенно разряжаясь через дроссельное отверстие золотника,
поддерживает давление в отключенной муфте. Этим создается перекрытие
передач, что обеспечивает передачу мощности выключенной передачи до
полного включения включаемой передачи. Когда давление во включаемой
передаче превысит давление, создаваемое гидроаккумулятором, клапан 10
сдвигается и отсоединяет гидроаккумулятор от муфты выключенной передачи.
Под действием разжимных пружин поршень этой передачи отходит от дисков и
передача выключается полностью. Гидроаккумулятор соединяется с
магистралью включенной передачи и заряжается.
Переключение остальных передач без разрыва потока мощности происходит
аналогично. Золотник имеет четыре пары дроссельных отверстий, что
позволяет производить переключение передач с перекрытием не только на
смежную передачу, но и через одну или две внутри диапазона.
Рис. 61. Схема гидравлической системы коробки
передач: