Муфта сцепления трактора (рис. 52) — фрикционная, двухдисковая,
постоянно замкнутая, предназначена для передачи крутящего момента от
дизеля на трансмиссию трактора, а также служит для кратковременного
разъединения дизеля с трансмиссией при работающем дизеле, для
обеспечения безударного
переключения передач и плавного трогания с места.
Она установлена на маховике 15 дизеля и закрыта чугунным корпусом.
Ведомые диски муфты сцепления имеют гасители крутильных колебаний
пружинно-фрикционного типа. Упругим элементом гасителя являются восемь
витых цилиндрических пружин, равномерно расположенных по окружности
фланца ступицы.
Механизм выключения муфты сцепления состоит из четырех отжимных рычагов
13 с упорным кольцом 12, четырех вилок 6, корпуса 4 с установленными в
нем выжимным подшипником 10, упором 11 выжимного подшипника, двойной
вилки 21 и валика 19. Отжимные рычаги пальцами соединяются с нажимным
диском и вилкой 6.
Первоначальная установка отжимных рычагов 13 в
одной плоскости, а также восстановление их положения при износе
фрикционных накладок ведомых дисков, осуществляется регулировочными
гайками 7.
Для сокращения времени и обеспечения безударного введения в зацепление
шестерен II и III диапазонов в раздаточной коробке, а также шестерен I
диапазона и заднего хода коробки передач, в корпусе муфты сцепления
установлен колодочный тормозок.
Для уменьшения усилия, необходимого для выключения муфты сцепления, в ее
привод установлен пневматический усилитель.
Выключение муфты сцепления производится педалью 1 через рычаг 28, тягу
25, пневмосервомеханизм 20, рычаг 18 валика вилки отвода, корпус 4,
выжимной подшипник 10.
При нажатии на педаль муфты сцепления плунжер 7 (рис. 53)
пневмосервомеханизма открывает клапан 1, и сжатый воздух из
пневматической системы трактора поступает в пневматическую камеру
привода управления муфтой сцеиления Шток пневматической камеры,
перемещаясь, поворачивает рычаг валика вилки выключения и выключает
муфту сцепления. При отпускании педали муфты сцепления клапан
закрывается, и сжатый воздух из пневматической камеры через
пиевмосервомеханизм выходит в атмосферу, и муфта сцепления включается.