4.1.10. Редуктор пускового двигателя П-350
дизеля СМД-62 трактора Т-150К
Вращение от пускового двигателя к дизелю передается через блок шестерен
5 (рис. 44) и одноступенчатый редуктор, который крепится к картеру
маховика дизеля тремя болтами.
Редуктор состоит из корпуса 36 (рис. 49) с крышкой 4, вала 10, муфты
сцепления и механизма автоматического выключения.
После запуска и прогрева пускового двигателя включают муфту сцепления
редуктора поворотом рычага 37. Перемещаясь вперед, вдоль оси вала,
подвижный упор 6 через упорный подшипник 7 и нажимной диск 8 прижимает
ведомые диски 12 к ведущим 33. При сжатых дисках движение от шестерни 14
передается специальной втулке 34. На внутренней поверхности ее имеется
четыре фасонных паза, в каждом из которых размещается по одному
цилиндрическому ролику 39. Пазы втулки выполнены таким образом, что при
включении муфты, когда втулка начинает вращаться, ролики перекатываются
по профилю паза в направлении, противоположном вращению втулки, и
заклинивают ее на валу редуктора. Вращение от пускового двигателя
передается валу редуктора, а вместе с ним — шестерне включения 18 и
маховику дизеля. Четыре пружины 40 с плунжерами 41, расположенными в
гнездах специальной втулки, способствуют равномерному заклиниванию
роликов.
После пуска дизеля число оборотов коленчатого вала быстро возрастает и
вращение от дизеля начинает передаваться валу редуктора. При этом ролики
специальной втулки в результате возникновения разности скоростей
начинают проскальзывать по валу и перекатываться по пазу в сторону
профиля с большим радиусом, освобождая втулку от заклинивания. Втулка
начинает свободно вращаться на валу редуктора, и пусковой двигатель
отключается от редуктора, что предохраняет его 01 «разноса» после пуска
дизеля.
По мере увеличения частоты вращения коленчатого вала дизеля грузики 21
под действием центробежной силы расходятся и при достижении частоты
вращения вала дизеля 10—11,3 об/с (600—680 об/мин) выходит из зацепления
и освобождают держатель. Под действием пружин 27 и 28 толкатель 26
перемешает держатель 23 назад, выводя шестерню 18 из зацепления с венцом
маховика, автоматически отключая вал редуктора.
Детали редуктора смазываются моторным маслом, применяемым для картерной
смазки дизеля. Масло в редуктор заливается через отверстие в верхней
части корпуса редуктора. Для контроля уровня масла на крышке 4 редуктора
имеется отверстие, закрытое пробкой 3. Отверстие для слива масла из
редуктора расположено в корпусе насоса предпусковой прокачки масла.
Когда муфта сцепления редуктора выключена при работающем пусковом
двигателе,
имеет место незначительное «ведение» вала редуктора за счет сил трения в
масле. Поэтому во избежание поломки зубьев шестерни включения и венца
маховика категорически запрещается включать шестерню при работающем
пусковом двигателе.