содержание ..
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10 ..
4.1.2. Кривошипно-шатунный механизм дизеля
СМД-62 трактора Т-150К
Кривошипно-шатунный механизм служит для преобразования прямолинейного
возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение
коленчатого вала.
Основными деталями кривошипно-шатунного механизма (рис. 14) являются
поршни с поршневыми кольцами и пальцами, шатуны, коленчатый вал и
маховик.
Поршень 6 отлит из алюминиевого сплава. В днище его
находится тороидальная открытая камера сгорания. Верхняя часть поршня
конусная, а юбка — овально-конусная.
В верхней части поршня выполнено четыре канавки, в которые установлены
кольца: в первые три — компрессионные, в четвертую—маслосъемное. Для
отвода масла в четвертой канавке и под канавкой имеются отверстия. В
двух бобышках расточены отверстия под поршневой палец, ось которого
смещена относительно оси поршня на 3 мм в сторону вращения коленчатого
вала. Для подвода масла к поршневому пальцу в бобышках поршня выполнены
отверстия.
Поршни комплектуются по массе и размеру юбки. Разность масс поршней в
одном комплекте должна быть не более 7 г.
Поршни по наружному диаметру юбки сортируются на две группы (Б и М), При
установке на дизель гильзы и поршни должны быть одной размерной группы.
Рис. 14. Кривошипно-шатунный механизм:
I — шкив коленчатого вала) 2 — шестерня привода масляного насоса: 3 —
вал коленчатый; 4 — шатун; 5 — втулка верхней головки шатуна; 6 —
поршень; 7 — кольцо стопорное. 8 — палец поршневой; 9 — поршень;
10—кольцо поршневое маслосъемное
II — кольца поршневые компрессионные; 12 — вкладыши коренных подшипников
верхние; 13 — полукольца упорные; 14 — маховик; 15 — гайка; 16 —фланец
крепления маховика; 17 — маслоотражатель 18 — шестерня привода
газораспределения?
19 — масляная полость шатунной шейки 20 — крышка нижней головки шатуна
21 — вкладыш шатунного подшипника нижний; 22—противовес;
23—маслоотражатель.
Рис. 15. Расположение меток на деталях
кривошипно-шатунного
механизма:
1 —место клеймения массы шатуна; 2 — место клеймения массы поршня; 3 —
место клеймения размерной группы поршня; 4 — место клеймения знака ОТ К;
5, 6 — метки для определения положения поршня при сборке его с шатуном;
7 —место клеймения комплектности шатуна с крышкой; 8 — место клеймения
группы гильзы цилиндра; 9 — место нанесения маркировки коленчатого вала.
Маркировка группы по размеру диаметра юбки и масса
поршня нанесены клеймом на донышке поршня (рис. 15). Размеры и
маркировка поршней и гильз приведены в табл. 4.
Таблица 4
Компрессионные кольца выполнены из высокопрочного
чугуна и имеют трапецевидную форму сечения.
Верхнее кольцо 1 (рис. 16) по наружному диаметру хромировано, второе
кольцо 2 имеет конусную рабочую поверхность (минутное), нижнее 3 —
скребкового типа. Маслосъемное поршневое кольцо — скребкового типа и
состоит из трех элементов: верхнего 4 и нижнего 5 колец, изготовленных
из специального чугуна и хромированных по наружному диаметру, и
стального радиального расширителя 6. Верхнее кольцо в отличие от нижнего
имеет на торцевой поверхности прорези для прохождения масла.
Замки всех колец прямые. Установка колец на поршень производится, как
указано на рис. 16, в порядке, обратном их снятию с поршня, то есть
начиная с маслосъемного кольца. При установке маслосъемного кольца скос
на верхнем и нижнем кольцах должен быть обращен в сторону донышка
поршня. Для предотвращения прорыва газов замки колец должны быть
разведены в противоположные стороны, но не должны располагаться против
отверстий под поршневой палец.
В запчасти поршневые кольца поставляются
комплектно. Комплект колец на один дизель имеет маркировку на упаковка
60 03006.01.
Поршневой палец 8 (рис. 14) полый, плавающего типа, изготовлен из
хро-мо-викелевой стали. Наружная поверхность цементирована и полирована.
От осевого перемещения в бобышках поршия палец удерживается двумя
стопорными кольцами 7.
Шатун 4 — с двутавровым сечением стержня, штампованный из хромистой
стали. В верхнюю головку его запрессована бронзовая втулка 5. Расточка
постели в нижней головке шатуна под вкладыш производится в сборе с
крышкой. Поэтому шатун и нижняя крышка его заклеймлены одинаковыми
номерами от 1 до 999, набитыми на торцевой площадке. Кроме того, шатуны
комплектуются по массе. Разность масс шатунов в одном комплекте должна
быть не более 14 г. Место клейма комплектности шатуна с крышкой и
обозначение массы его указаны на рис. 15.
Нижняя головка шатуна имеет плоский косой разъем. Фиксация крышки
относительно шатуна производится двумя штифтами, запрессованными в тело
шатуна и входящими в паз крышки.
Шатунные вкладыши 21 (рис. 14) сталеалюминевые. Для лучшей приработки
покрываются приработочным слоем. Верхний и нижний вкладыши
взаимозаменяемы.
По диаметру вкладыши изготовляются двух размеров в соответствии с двумя
номинальными диаметрами шатунных шеек коленчатого вала. Предусмотрено
также четыре ремонтных размера (табл. 5).
Рис. 16. Схема установки колец на поршень:
1 — кольцо компрессионное верхнее; 2 —кольцо компрессионное второе; 3 —
кольцо компрессионное нижнее; 4 —кольцо верхнее маслосъемное; 5 —Кольцо
нижнее маслосъемное; 6— расширитель радиальный маслосъемного кольца.
В запчасти вкладыши поставляются комплектно.
Комплект шатунных вкладышей имеет маркировку на упаковке А23.01-91—60А.
Коленчатый вал 3 — стальной, штампованный, имеет четыре коренных и три
шатунных шейки. Шатунные шейки расположены под углом 2,04 рад (120°).
Коленчатые валы изготовляются и устанавливаются на дизеле двух
производственных размеров (номиналов). Размеры коренных и шатунных шеек
и соот-ветствующая маркировка коленчатого вала, которая выбивается на
первой щеке (рис. 15), приведены в табл. 6.
Для улучшения очистки масла, а следовательно, и уменьшения износа
шатунных подшипников в шатунных шейках имеются полости 19 для
дополнительной центробежной очистки.
Осевое усилие коленчатого вала воспринимается четырьмя
сталеалюмннне-вымн полукольцами 13, установленными в расточке
блок-картера и крышкц четвертого коренного подшипника.
Щеки вала выполнены заодно с противовесом. Кроме того, еще одни
противовес 22 (рис. 14) установлен на передней носке коленчатого вала.
Здесь же установлена шестерня 2 привода масляного насоса и
маслоотражатель 23, закрепленные гайкой с замковой шайбой. На конусную
часть переднего конца вала на сегментной шпонке установлен и закреплен
храповиком шкив 1 привода компрессора и вентилятора. На заднем конце
вала напрессована шестерня 18 привода газораспределения. К торцу заднего
конца вала болтами присоединен фланец 16 для установки маховика.
Коленчатый вал динамически балансируется в сборе с шестернями, передним
противовесом и технологическими грузами, заменяющими массы
шатунно-поршневого комплекта и противовеса, выполненного заодно с
маховиком, о точностью 0,007 Нм (70 гс. см).
Маховик 14 лигой чугунный. На него напрессован стальной венец, с которым
входит в зацепление шестерня-бендикс пускового двигателя. Устанавливая
маховик на фланец коленчатого вала, необходимо совместить его отверстия
с двумя штифтами по меткам, нанесенным на маховике и на фланце.
Маховик сбалансирован статически в динамическом
режиме с точностью до 0,006 Нм (60 гс. см).
содержание ..
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10 ..
|