4.1.2. Кривошипно-шатунный механизм дизеля СМД-62 трактора Т-150К

  Главная      Учебники - Трактора     Трактор Т-150К: Техническое описание и инструкция по эксплуатации - 1983 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

4.1.2. Кривошипно-шатунный механизм дизеля СМД-62 трактора Т-150К

 



Кривошипно-шатунный механизм служит для преобразования прямолинейного возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала.

Основными деталями кривошипно-шатунного механизма (рис. 14) являются поршни с поршневыми кольцами и пальцами, шатуны, коленчатый вал и маховик.

 

 

Поршень 6 отлит из алюминиевого сплава. В днище его находится тороидальная открытая камера сгорания. Верхняя часть поршня конусная, а юбка — овально-конусная.

В верхней части поршня выполнено четыре канавки, в которые установлены кольца: в первые три — компрессионные, в четвертую—маслосъемное. Для отвода масла в четвертой канавке и под канавкой имеются отверстия. В двух бобышках расточены отверстия под поршневой палец, ось которого смещена относительно оси поршня на 3 мм в сторону вращения коленчатого вала. Для подвода масла к поршневому пальцу в бобышках поршня выполнены отверстия.

Поршни комплектуются по массе и размеру юбки. Разность масс поршней в одном комплекте должна быть не более 7 г.

Поршни по наружному диаметру юбки сортируются на две группы (Б и М), При установке на дизель гильзы и поршни должны быть одной размерной группы.

 

 

 

 

 

 

Рис. 14. Кривошипно-шатунный механизм:
I — шкив коленчатого вала) 2 — шестерня привода масляного насоса: 3 — вал коленчатый; 4 — шатун; 5 — втулка верхней головки шатуна; 6 — поршень; 7 — кольцо стопорное. 8 — палец поршневой; 9 — поршень; 10—кольцо поршневое маслосъемное
II — кольца поршневые компрессионные; 12 — вкладыши коренных подшипников верхние; 13 — полукольца упорные; 14 — маховик; 15 — гайка; 16 —фланец крепления маховика; 17 — маслоотражатель 18 — шестерня привода газораспределения?
19 — масляная полость шатунной шейки 20 — крышка нижней головки шатуна
21 — вкладыш шатунного подшипника нижний; 22—противовес; 23—маслоотражатель.

 

 

 

 

 

Рис. 15. Расположение меток на деталях кривошипно-шатунного
механизма:
1 —место клеймения массы шатуна; 2 — место клеймения массы поршня; 3 — место клеймения размерной группы поршня; 4 — место клеймения знака ОТ К;
5, 6 — метки для определения положения поршня при сборке его с шатуном;
7 —место клеймения комплектности шатуна с крышкой; 8 — место клеймения группы гильзы цилиндра; 9 — место нанесения маркировки коленчатого вала.

 

 

 

 

 

 

 

Маркировка группы по размеру диаметра юбки и масса поршня нанесены клеймом на донышке поршня (рис. 15). Размеры и маркировка поршней и гильз приведены в табл. 4.

 

 

 

 

Таблица 4

 

 

 

 

Компрессионные кольца выполнены из высокопрочного чугуна и имеют трапецевидную форму сечения.

Верхнее кольцо 1 (рис. 16) по наружному диаметру хромировано, второе
кольцо 2 имеет конусную рабочую поверхность (минутное), нижнее 3 — скребкового типа. Маслосъемное поршневое кольцо — скребкового типа и состоит из трех элементов: верхнего 4 и нижнего 5 колец, изготовленных из специального чугуна и хромированных по наружному диаметру, и стального радиального расширителя 6. Верхнее кольцо в отличие от нижнего имеет на торцевой поверхности прорези для прохождения масла.

Замки всех колец прямые. Установка колец на поршень производится, как указано на рис. 16, в порядке, обратном их снятию с поршня, то есть начиная с маслосъемного кольца. При установке маслосъемного кольца скос на верхнем и нижнем кольцах должен быть обращен в сторону донышка поршня. Для предотвращения прорыва газов замки колец должны быть разведены в противоположные стороны, но не должны располагаться против отверстий под поршневой палец.
 

 

 

В запчасти поршневые кольца поставляются комплектно. Комплект колец на один дизель имеет маркировку на упаковка 60 03006.01.

Поршневой палец 8 (рис. 14) полый, плавающего типа, изготовлен из хро-мо-викелевой стали. Наружная поверхность цементирована и полирована. От осевого перемещения в бобышках поршия палец удерживается двумя стопорными кольцами 7.

Шатун 4 — с двутавровым сечением стержня, штампованный из хромистой стали. В верхнюю головку его запрессована бронзовая втулка 5. Расточка постели в нижней головке шатуна под вкладыш производится в сборе с крышкой. Поэтому шатун и нижняя крышка его заклеймлены одинаковыми номерами от 1 до 999, набитыми на торцевой площадке. Кроме того, шатуны комплектуются по массе. Разность масс шатунов в одном комплекте должна быть не более 14 г. Место клейма комплектности шатуна с крышкой и обозначение массы его указаны на рис. 15.

Нижняя головка шатуна имеет плоский косой разъем. Фиксация крышки относительно шатуна производится двумя штифтами, запрессованными в тело шатуна и входящими в паз крышки.

Шатунные вкладыши 21 (рис. 14) сталеалюминевые. Для лучшей приработки покрываются приработочным слоем. Верхний и нижний вкладыши взаимозаменяемы.

По диаметру вкладыши изготовляются двух размеров в соответствии с двумя номинальными диаметрами шатунных шеек коленчатого вала. Предусмотрено также четыре ремонтных размера (табл. 5).
 

 

 

 

 

Рис. 16. Схема установки колец на поршень:
1 — кольцо компрессионное верхнее; 2 —кольцо компрессионное второе; 3 — кольцо компрессионное нижнее; 4 —кольцо верхнее маслосъемное; 5 —Кольцо нижнее маслосъемное; 6— расширитель радиальный маслосъемного кольца.

 

 

 

 

 

В запчасти вкладыши поставляются комплектно. Комплект шатунных вкладышей имеет маркировку на упаковке А23.01-91—60А.

Коленчатый вал 3 — стальной, штампованный, имеет четыре коренных и три шатунных шейки. Шатунные шейки расположены под углом 2,04 рад (120°). Коленчатые валы изготовляются и устанавливаются на дизеле двух производственных размеров (номиналов). Размеры коренных и шатунных шеек и соот-ветствующая маркировка коленчатого вала, которая выбивается на первой щеке (рис. 15), приведены в табл. 6.

Для улучшения очистки масла, а следовательно, и уменьшения износа шатунных подшипников в шатунных шейках имеются полости 19 для дополнительной центробежной очистки.

Осевое усилие коленчатого вала воспринимается четырьмя сталеалюмннне-вымн полукольцами 13, установленными в расточке блок-картера и крышкц четвертого коренного подшипника.

Щеки вала выполнены заодно с противовесом. Кроме того, еще одни противовес 22 (рис. 14) установлен на передней носке коленчатого вала. Здесь же установлена шестерня 2 привода масляного насоса и маслоотражатель 23, закрепленные гайкой с замковой шайбой. На конусную часть переднего конца вала на сегментной шпонке установлен и закреплен храповиком шкив 1 привода компрессора и вентилятора. На заднем конце вала напрессована шестерня 18 привода газораспределения. К торцу заднего конца вала болтами присоединен фланец 16 для установки маховика.

Коленчатый вал динамически балансируется в сборе с шестернями, передним противовесом и технологическими грузами, заменяющими массы шатунно-поршневого комплекта и противовеса, выполненного заодно с маховиком, о точностью 0,007 Нм (70 гс. см).

Маховик 14 лигой чугунный. На него напрессован стальной венец, с которым входит в зацепление шестерня-бендикс пускового двигателя. Устанавливая маховик на фланец коленчатого вала, необходимо совместить его отверстия с двумя штифтами по меткам, нанесенным на маховике и на фланце.

Маховик сбалансирован статически в динамическом режиме с точностью до 0,006 Нм (60 гс. см).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..