К основным дефектам валов коробки передач относятся
износ поверхностей под подшипники качения (табл. 35), износ шлицов по
толщине (табл. 36), повреждение резьбы, трещины, поломка и выкрашивание
зубьев, износ зубьев по толщине, износ канавок под уплотнительные кольца
вторичного вала, органические и минеральные отложения в его каналах.
Таблица 35, Размеры изнашиваемых поверхностей валов коробки передач
трактора Т-150К под подшипники качения
Таблица 36, Размеры шлицов, изнашиваемых по
толщине, валов коробки передач трактора Т-150К
Износ стенок канавок вторичного вала иод
уплотнительные кольца допускается до 2,63 мм.
Концы валов с поврежденной резьбой наплавляют виброконтакт-ным способом
наплавочной проволокой 1,8Нн-50, обтачивают наплавленный участок,
фрезеруют лыски, канавки или сверлят отверстия в соответствии с
конструкцией вала и нарезают новую резьбу.
При незначительном износе посадочных поверхностей под подшипники качения
их восстанавливают при помощи эластомера ГЭН-150В. При большом износе
поверхности наплавляют виброконтактным способом, обтачивают и шлифуют до
номинального размера. После обтачивания поверхности обрабатывают
пластическим деформированием, применяя для обкатки ролики.
Изношенные поверхности шлицов наплавляют сваркой в среде углекислого
газа наплавочной проволокой 1,8Нп ЗОХГСА, используя сварочный
полуавтомат А-537У. Затем вал обтачивают на токарном станке, оставляя
припуск на шлифовку. Шлицы фрезеруют до размеров, приведенных в таблице
36.
Непараллельность боковых поверхностей шлицов относительно оси детали не
должна превышать 0,05 мм на длине 100 мм. Погрешность шага шлицов — до
0,03 мм.
После фрезерования шлицы закаливают токами высокой частоты на глубину
1,5 мм. При этом достигается твердость HRC 45. После термической
обработки поверхность вала шлифуют.