ОБКАТКА И ИСПЫТАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ СМД-60 и СМД-62
ТРАКТОРОВ Т-150 И Т-150К
Основное назначение обкатки — обеспечение оптимальной приработки
трущихся деталей и выявление дефектов.
Двигатель в сборе подвергают холодной и горячей обкатке, а затем
испытывают на стенде КИ-5274. Режимы обкатки и испытания двигателей
СМД-60 и СМД-62 приведены в таблице 31.
Таблица 31. Режимы обкатки двигателей СМД-60 и СМД-62
Нагрузка,
кВт
Частота вращения
коленчатого вала, с-1
Продолжительность
обкаткн, мии
Холодная обкатка
—
6,6...20,3
5
—
11,6... 13,3
5
—
15,8... 17,5
5
"
23,3...24,1
Горячая обкатка
5
0
Минимальная частота
вращения на холостом ходу с плавным повышением до максимальной
при положении органов управления частотой вращения,
соответствующей полной подаче топлива (33,3 для двигателя
СМД-60; 35 для двигателя СМД-62)
5
14,7+4
10
3714
10
59±4
15
88+4
20
111 ±4
15
11814
10
129±4
10
0
Номинальная частота
вращения с плавным переходом на минимально устойчивую
5
Во время холодной обкатки двигателя температура
масла на выходе не должна превышать 75 °С, а на входе должна быть не
ниже 30 °С. Давление масла не должно быть меньше 0,15 МПа (1,5 кгс/см2).
Температура воды на входе должна быть в пределах 60...75 °С.
В процессе горячей обкатки температура воды на выходе должна быть в
пределах 80...90°С, а масла 80...95 °С.
Давление масла при номинальной частоте вращения должно находиться в
пределах 0,25...0,40 МПа (2,5...4,0 кгс/см2), а на минимальной— не менее
0,15 МПа (1,5 кгс/см2).
Таблица 32. Контрольные показатели приемо-сдаточных испытаний
Давление масла при
номинальной частоте вращения, МПа (кгс/см2)
Удельный расход
топлива при номинальной мощности, г/кВт«ч
Часовой расход
топлива (не более), кг/ч
Давление наддува
(избыточное) на номинальном режиме, МПа (кгс/см!)
0,3... 0,5
245
33,5
0,06...0,1
(3...5)
(0,58.. .0,95)
0,3.. .0,5
245
31,5
0,06...0,1
(3...5)
(0,5...0,95)
Если дефекты, связанные с заменой блок-картера,
коленчатого вала, гильзы или поршня, были устранены в процессе обкатки,
повторно проводят полную обкатку двигателя.
При замене коренных или шатунных вкладышей двигатели повторно подвергают
горячей обкатке. После обкатки двигатели выборочно проходят контрольный
осмотр, а затем дополнительно подвергаются обкатке и испытанию по
сокращенному режиму, который составляет 50 % времени основного.
Приемо-сдаточные испытания проводят для определения соответствия
технико-экономических показателей отремонтированных двигателей
техническим требованиям на капитальный ремонт. Показатели, которые
контролируют при испытании и приведенные к стандартным условиям
(температура воздуха и топлива 20 °С, давление
0,1 МПа (760 мм рт. ст.), температура воды 80...95 °С и масла 85... 95
°С), должны соответствовать данным, приведенным в таблице 32.
Указанную мощность двигатель должен развивать после обкатки без
вентилятора, воздухоочистителя (на место которого ставят технологический
очиститель воздуха), глушителя, искрогасителя и выпускной трубы, с
отключенными генератором, гидронасосом и компрессором.
Крутящий момент и часовой расход топлива замеряют после
5 мин работы двигателя на установившемся режиме. Для получения
достоверных результатов испытаний значение крутящего момента и расход
топлива замеряют не менее чем с двукратной повторностью и с интервалом в
2...3 мин. Мощность и удельный расход топлива подсчитывают по средним
показателям.
Легкое дымление двигателя при работе в режиме номинальной мощности и на
холостом ходу не является браковочным признаком. Ненормальные,
выделяющиеся стуки в механизмах двигателя не допускаются. Если условия
приемо-сдаточных испытаний отличаются от стандартных [барометрическое
давление равно 100 кПа (760 мм рт. ст.), температура окружающего воздуха
и топлива — 20 °С], то результаты испытаний приводят к стандартным
условиям.
Во время приемо-сдаточных испытаний приработка еще не закончена,
удельный расход топлива будет выше значений, указанных в таблице 32. В
связи с этим допускается увеличение до 5 % удельного расхода топлива
против указанных значений.
После эксплуатационной обкатки все контролируемые показатели должны
соответствовать значениям, приведенным в таблице 32.
Если показателей, установленных
нормативно-техннческой документацией, невозможно достигнуть, двигатель
подвергают повторному ремонту.
Для сокращения продолжительности обкатки и улучшения качества приработки
двигателей к топливу добавляют присадку АЛП-2 или АЛП-4 при горячей
обкатке.
Присадка не влияет на состояние рабочих поверхностей и не вызывает
дополнительного износа подшипников коленчатого вала или других деталей.
Обкатку двигателей с использованием присадки АЛП-2 выполняют согласно
РТМ 70.0001.025—74 (табл. 33).
Таблица 33. Режим обкатки двигателей с присадкой
АЛП-2
Присадка АЛП-2 (АЛП-4) относится к малотоксичным
веществам, которые, однако, раздражающе действуют на ткани глаз. При
попадании на оболочку глаз их необходимо промыть 2 %-ным раствором
питьевой соды. Во время работы следует пользоваться защитными очками
типа ОЗ-Н. По окончании работы и перед едой нужно вымыть руки теплой
водой.
Двигатели, прошедшие без замечаний обкатку и испытания, выборочно
подвергают контрольному осмотру. Осмотр должен пройти один (или больше)
двигатель из десяти.
В процессе контрольного осмотра проверяют техническое состояние гильз
цилиндров, вкладышей коренных и шатунных подшипников, шеек коленчатого
вала.
На рабочих поверхностях вкладышей допускается -не более двух кольцевых
рисок глубиной до 0,15 мм и шириной до 0,4 мм. Возле фиксирующего
выступа вкладыша допускаются натиры площадью до 2 см2.
При хорошем состоянии нижних половин вкладышей верхние не снимают.
Вкладыши коренных и шатунных подшипников должны
быть приработаны по шейкам коленчатого вала.
Площадь приработки должна составлять не менее 75 % общей площади
антифрикционного слоя.
Задиры и риски на поверхностях шеек коленчатого вала не допускаются.
Если во время обкатки и испытания двигателя не возникали какие-нибудь
ненормальности, связанные с состоянием гильз, поршней и колец, то во
время контрольного осмотра не следует вынимать поршни из цилиндров во
избежание нарушения расположения приработанных поршневых колец.
Двигатель, прошедший приемо-сдаточные испытания, окрашивают в
соответствии с РТМ 70.0001.168—77 и консервируют по ГОСТ 9.014—78. По
согласованию с заказчиком отремонтированный двигатель выдают без
консервации.
Ресурс капитально отремонтированного двигателя должен быть не менее 80 %
ресурса нового.