Турбокомпрессор тракторов Т-150 и Т-150К

  Главная      Книги - Трактора     Ремонт тракторов Т-150 и Т-150К (В. С. Малахов, А. С. Мудрук) - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ТРАКТОРОВ Т-150 И Т-150К

 

 

 

Турбокомпрессор тракторов Т-150 и Т-150К

 

 

 К основным дефектам турбокомпрессора относятся трещины, изломы, повреждение резьбы, износ поверхностей трения.

На внешней поверхности и лопатках вставки компрессора не должно быть механических повреждений, загрязнений и наплывов.

На поверхности фланца крепления корпуса турбины к впускному коллектору двигателя допускается не более трех раковин длиной до 2 мм и глубиной до 1,5 мм, размещенных на расстоянии не менее 3 мм от кромок и 10 мм одна от другой.

На каждой обработанной поверхности допускается не более трех одиночных раковин длиной не более 3 мм и глубиной до 2 мм, находящихся на расстоянии не менее 3 мм от кромок, фасок и краев отверстий и 5 мм одна от другой. Смещение осей резьбовых отверстий под шпильки крепления корпусов турбины и компрессора не должно превышать 0,2 мм.

На внешней поверхности вставки турбины задиры и механические повреждения не допускаются. На каждой обработанной поверхности допускается не более трех одиночных раковин длиной до 0,3 мм и глубиной 2 мм, расположенных на расстоянии не менее 10 мм от кромок, краев отверстий и одна от другой.

Овальность и конусность отверстий среднего корпуса под подшипник после восстановления не должны превышать 0,01 мм. Величина износа допускается до диаметра 32+0,035 мм. Шероховатость поверхности отверстий должна соответствовать 6 классу.

Корпус турбины изготовлен из чугуна СЧ18-36.

Трещины корпуса турбины разделывают под сварку и заваривают методом отжигающих валиков электродуговой сваркой, применяя

электрод ЦЧ-4-4,0. Сварной шов должен быть ровным, плотным, без трещин, пористости, непроверенных мест и наплывов. Его обрабатывают, плавно переходя к основному металлу.

Корпус компрессора отлит из алюминиевого сплава. К основным его дефектам относятся также трещины и изломы. Кромки разделки трещины зачищают, обезжиривают, травят в 10 %-ном растворе NaOH или КОН при 50...75 °С, осветляют в 10 %-ном растворе азотной кислоты, промывают горячей водой и сушат. Нагревают корпус компрессора до 240...250 °С в течение часа и заваривают трещину аргоно-дуговой сваркой неплавящимся вольфрамовым электродом диаметром 5 мм с присадочным прутком диаметром 4 мм из сплава АЛИ. После сварки корпус нагревают до 240...250 °С и охлаждают вместе с печью.

Вал ротора с изношенными канавками уплотнительной втулки турбины, поверхностями под подшипник скольжения и маслоотражателем компрессора восстанавливают заменой изношенных деталей. Для этого на токарном станке срезают уплотнительную втулку под размер А (рис. 33) и отрезают изношенный вал. Из стали 45Х изготовляют валик и соединяют его с хвостовиком турбины при помощи сварки трением. Режим сварки: частота вращения шпинделя машины МОТ-35 трения 11,3 с-1, удельное давление нагрева 2 МПа (20 кгс/см2), удельное давление проковки 4 МПа (40 кгс/см2), время сварки 10 с.

После сварки детали загружают в печь при 300 °С. В течение 2 ч повышают температуру до 600 °С и отпускают сваренные детали при этой температуре в течение 3 ч. Термически обработанному валу ротора на токарном станке придают необходимые форму и размеры, оставляя припуск на черновое и чистовое шлифование. Поверхности, сопрягаемые с подшипником скольжения, закаливают на глубину 2...3 мм токами высокой частоты. Твердость термически обработанной поверхности А должна быть HRC50, поверхности Б — HRC 37...44. После закалки вал шлифуют: поверхность Е (рис. 34) — до диаметра 18 мм, поверхность А — до диаметра 18 мм, поверхность Б — до диаметра 17,6 мм, поверхность В — до диаметра 15-0.012 мм Шероховатость вала под подшипники должна быть не более 0,63 мкм, под .маслоотражатель и уплотнитель на кольцо 1,25 мкм (ГОСТ 2789—73).

Из стали 45Х изготовляют заготовку втулки уплотнения и напрессовывают ее, предварительно нагрев до 400 °С, на вал ротора до упора в диск турбины. Формируют канавки втулки, подрезают торец втулки, нарезают резьбу и канавки на конце вала со стороны компрессора. Валик шлифуют до размеров, показанных на рисунке 34.

Овальность и конусность шеек вала не должны превышать 0,005 мм.

 

 

 

 

 

 

Рис. 33. Эскиз валика (а) и часть турбины (б).

 

 

 

 

 

 

 

Диски уплотнения турбины и компрессора с изношенными отверстиями под уплотнительные кольца ремонтируют методом постановки втулок. Для этого диск растачивают до диаметра 32,8+0,027 мм, нагревают до 100... 150 С и запрессовывают втулку. Размеры втулки: наружный диаметр 32,9+0, 045 мм, внутренний диаметр 28 мм, длина 11 мм (для диска уплотнения компрессора) и 15 мм (для диска уплотнения турбины). Внутренний диаметр втулки диска уплотнения компрессора растачивают под размер 29,6+0,045 мм, а втулки диска уплотнения турбины — под размер 28,6+0,015 мм. Шероховатость обработанной поверхности должна быть не ниже 1,25 мкм (ГОСТ 2789—73). Износ поверхностей под уплотнительные кольца не допускается. Возможны только матовые пояски на поверхности сопряжений с уплотненным кольцом.

При сборке ротора его балансируют на машине ДБ-10 в два этапа: сначала вал ротора в плоскости колеса турбины, а потом ротор в сборе в плоскости колеса компрессора. При балансировке применяют технологическую втулку и шпонку, которые фиксируют на валу резиновыми кольцами.

Балансировку вала ротора в сборе, проводят до тех пор, пока не достигнут дисбаланса не более 0,2 *10000 Н -м (0,2 гс -м). Для этого снимают металл с диска и лопаток колеса турбины в местах, показанных пунктиром на рисунке 35, а при балансировке ротора в сборе снимают металл с колеса компрессора в местах, показанных пунктиром на рисунке 36.

Разукомплектование ротора после динамической балансировки не допускается.

Уплотненные кольца устанавливают на вал ротора и маслоотбойник при помощи специального приспособления. Установленные кольца должны под действием своей массы опускаться в канавки ротора. Замки их должны быть разведены в противоположные стороны.
 

 

 

 

 

 

Рис. 34. Эскиз к технологической операции — шлифование вала ротора.

 

 

 

 

Рис. 35. Места снятия металла с диска и лопаток колеса турбины во время балансировки:
1- резиновые кольца; 2 — специальная втулка.

 

 

 

 

Рис. 36. Места снятия металла с колеса компрессора во время балансировки.

 

 

 

 

 

Вал ротора устанавливают в отверстия подшипника так, чтобы уплотнительные кольца вошли в отверстия диска уплотнения турбины от легкого нажатия рукой. Гайку на валу ротора затягивают до совмещения рисок на валу ротора и гайке. Момент затяжки должен быть в пределах 40...45 Н-м (4,0...4,5 кгс-м). Осевое перемещение ротора в среднем корпусе допускается в пределах 0,2...0,3 мм. Зазор между колесом компрессора и вставкой корпуса компрессора на диаметре 108 мм должен находиться в пределах 0,6... 1 мм, а между колесом турбины и вставкой ее — 0,5...0,9 мм. Такие значения зазора получают постановкой прокладок. После сборки турбокомпрессора, проворачивая ротор от усилия руки, заливают 15...20 г моторного масла в маслопроводный канал. Ротор должен легко проворачиваться без зацепления за неподвижные детали. Приработку деталей и контрольно-сдаточные испытания отремонтированных турбокомпрессоров проводят па моторном масле на режимах, приведенных в таблице 25.

Противодавление на выходе из турбины должно быть не более 2 кПа (200 мм вод. ст.). Расход воздуха на контрольном режиме должен быть в пределах 0,185-0,003 кг/с. Его замеряют периодически.

Параметры турбокомпрессора должны соответствовать нормам режима контрольно-сдаточных испытаний. При этом должны быть достигнуты герметичность всех соединений и корпусных деталей, равномерность работы и стабильность параметров, отсутствие при работе посторонних шумов.

Пускают в действие турбокомпрессор при давлении масла в системе 0,4...0,6 МПа (4.кгс/см2) и температуре его 85...95 °С. Частоту вращения ротора на режиме контрольно-сдаточных испытаний в зависимости от температуры воздуха на входе в компрессор и барометрическом давлении устанавливают по таблице 26.
 

 

Повторную приработку и испытания турбокомпрессора в полном объеме проводят в случае замены при устранении дефектов одной из следующих составных частей его: среднего корпуса, ротора в сборе или его частей, подшипника, уплотнительных колец, дисков уплотнения компрессора и турбины. После испытания все отверстия турбокомпрессора закрывают пробками.

 

 

 

 

Таблица 25. Режимы приработки и контрольно-сдаточных испытаний турбокомпрессора

 

 

 

 

 

 

Таблица 26. Частота вращения (с-1) ротора в зависимости от температуры воздуха на входе в компрессор

 

Барометрическое давление (мм рт. ст.)

Температура воздуха,

°с

от 20 до 30

от 31 до 40

от 41 до 50

От 760 до 750

750

755

760

От 749 до 740

755

760

765

От 739 до 730

760

765

770

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..